Тайна морских Катюш

Евгений Казанцев
                15 апреля 1935 года проект подводного крейсера морского инженера Михаила Алексеевича Рудницкого был утвержден Советом Труда и Обороны. В дальнейшем серия получила литеру «К» - крейсерская, подводники же ласково назвали ее «Катюша». По своим ТТХ лодки типа «К» соответствовали передовому  уровню мирового кораблестроения. 27 декабря 1936 года на Адмиралтейском, Балтийском и Судомеханическом заводах  были заложены первые 3 подводные лодки, предполагалось построить 62  корабля.
 
                К началу войны подводные лодки «К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22» и «К-23» вошли в состав Северного флота. Достроенные уже в ходе войны «К-51»*, «К-52», «К-53»* и «К-56»* входили в состав второго дивизиона бригады подводных лодок Балтийского флота. 25 декабря 1944 года в состав действующего флота вошла «К-55», однако в боевых операциях она не участвовала. Недостроенная «К-54» после окончания войны была разобрана. С осени 1944 года, после выхода Финляндии из войны, подводные лодки ВМС СССР базировались на Ханко, Хельсинки и Турку.

                Два дизеля мощностью по 4200 л. с. в надводном положении позволяли развивать скорость хода до 22 узлов. Дальность плавания - 15 тыс. морских миль. Автономность плавания достигала 50 суток. Конструкция подводной лодки – двухкорпусная, прочный корпус состоял из семи отсеков. Общий объем топлива составлял 243 тонны. Балластная  №14 на «К-51» - «К-56» дополнительно переоборудована в топливную цистерну, т.о. запас топлива был доведен до 330 тонн. На подводных кораблях этой серии были предусмотрены вполне приемлемые условия жизни экипажа, впервые на советских подлодках появились душевые. Для офицеров были оборудованы каюты, старшины и матросы имели отдельные койки. Старшины так же располагали своей кают-компанией.

                По некоторым данным,  Народным комиссаром Военно-Морского флота СССР  адмиралом Н. Кузнецовым, 17 октября 1945 года были отправлены к берегам Антарктики подводные лодки «К-51», «К-53» и «К-56» с разведывательной миссией в период с 25.10. 1945 по 10.11. 1945 года. В состав экипажей крейсеров приказом  наркома  госбезопасности СССР Меркулова  В.Н. введено три офицера контрразведки. Какую цель преследовала данная операция - неизвестно. Косвенное подтверждение о таковом конвое находим в открытых источниках. С 26 февраля 1945 года «К-51» стояла в Хельсинки на доковом ремонте, где и встретила окончание войны с Германией. К-53 и К-56 весной 1946 года там же после длительного похода проходили ремонт.

                26 августа 1946 года состоялась антарктическая экспедиция  ВМС США под руководством  контр-адмирала Ричарда Бёрда, оперативное командование осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен. Операция закончилась на шесть месяцев раньше планового срока, в конце февраля 1947-го. В состав Оперативного соединения входило 4 700 человек личного состава, 13 кораблей различного назначения и несколько единиц гидросамолётов. В том числе: авианосец CV-47 «Филиппин Си», подводная лодка SS-408 «Сеннет», эсминцы DD-868 «Браунсон», и DD-785 «Гендерсон». И это все под вывеской «научной экспедиции».


*«К-51» заложена 28 февраля 1938 года.  Строительство завершено 17 ноября 1943 года. Совершила два боевых похода. Первый состоялся 23 ноября 1944-го.   28 января 1945 года у маяка Рюгенвальде был потоплен датский угольщик «Виборг», 2028 брт. Артиллерийским огнем уничтожила еще 2 маломерных судна. 29 декабря 1955 года снята с вооружения.

*«К-53»  заложена 30 мая 1938 года. Строительство завершено 31 июля 1943 года. 3 боевых похода. Потопила 1 судно «Margeriethe Cords»,1912 брт. 11 сентября 1954 года выведена из состава действующего флота.

*«К-56» заложена 17 октября 1937 года. Строительство завершено 29 октября 1942 года. 3 боевых похода. Потоплено 2 транспорта, общим водоизмещением 4142 брт. Артиллерийским огнем уничтожена 1 шхуна, 804 брт. 10 октября 1957 года затонула при ядерных испытаниях.