Хрустальная душа Господа...

Ксана Дюкс
                Из серии: Впечатления из рюкзачка


                Хрустальная душа Господа...


                Ощущение волшебства возникает сразу же, как только  оказываешься за тяжелой,  окованной стрельчатой дверью, ведущей в Музей хрусталя. И тебя, словно волной, окатывает мелодия Эдварда Грига... 

                "Утро"  волшебной сказкой вводит в мир мечты.

                Представьте, как округлились наши  глаза при виде огромнейшей, переливающейся  экспозиции...что больше похожа на взлетную полосу, усаженную диковинными хрустальными цветами.

                Стеклянное поле венчает невероятно роскошная...изящная, не смотря на гигантские размеры, Композиция...весом 6 тонн!  "Гимн стеклу" из металла и  цветного хрусталя гутной авторской техники. Неподражаемо...

                Этот изумительный  пластический этюд словно повторяет фигуру и поднятые вверх  руки Богородицы, исполненной в мозаике по эскизу кисти Васнецова, высоко на алтарной стене...

                Но сама композиция "Гимн стеклу" выступает здесь в роли Восхищения Пресвятой Богородицей, именуемой невероятно нежно и восхитительно: " О Тебе радуется, Благодатная"..

                И потому выставка великолепного хрусталя разных эпох исторических..как упавшие в трепете  ниц.. Как ковер перед Ней..


                Лессирующая пластика   вздымается  вверх на 5 метров с 17-ю колоколами матированного хрусталя... Самый большой из колоколов почти 30 см высотой и 27 -  в диаметре...

                И, о Господи.. Это невероятно, но колокола могут звонить неподражаемыми малиновыми звонами...так тонка и ювелирна работа мастеров Гусь Хрустального Завода. 

                Словно застывший хрустальный звон на зеркальном подиуме... вырастает на ваших глазах под звуки божественной мелодии, славящей Пресвятую Богородицу Царицу Небесную.

                Под высокими сводами медовым нектаром разливается.. Ave, Maria..

                А ты стоишь в каком-то оцепенении, не в силах оторвать глаз от искрящегося в солнечных лучах  смальтового панно..

                И перестаешь отслеживать даже мысленно, где ты сейчас.. В изумительном ли Спасе на Крови  в Санкт-Петербурге  или же среди древних  мозаик Хора, в византийском Храме-музее Карие в нынешнем Стамбуле... Все внимание твое поглощено созерцанием сияющего лица Богородицы.

                Из- за излишней взволнованности и беспричинной радости невозможно рассмотреть детально выразительную картину из смальты. Совершенной  красоте главного мозаичного панно уделено 10  метров на 18.. В центральном щипце.. Но в солнечный день от нимбов свиты  идет столь ослепительный свет, что детально рассмотреть творение затруднительно: солнечные блики.. Свет радости.

                Потому, внимание невольно переключается на неожиданное великолепие интерьера Собора. Величественные колоны из редкой горной породы: черного лабрадорита. В мире всего три известных месторождения этого камня. Восхититься же его красотой ты можешь здесь...

                Узорная Метлахская плитка, которой выложены полы, привезена в избытке из далекой Германии. И сегодня полы этой плитки..прекрасны: почти без изменений сохранилась она с тех пор, раскинувшись керамическим ковром под ногами пилигримов.

                А над головой...зависла еще одна хрустальная загадка, восхитительная в своей грациозности... Люстра технологии наисложнейшей, так и неповторенной доныне:  состоящей...из 101 части и весящей 350 кг. Каждая. А было их...12!

                Представьте только  4,2 тонны сияющего хрусталя..и обомлейте от одного этого сказочного видения. Словно хрустальные сталактиты свешивались они со сводов соборных.. Восхитительно... Сказочно... Невероятно.

                Сразу вспомнился наш визит в Зеркальную Галерею  Версаля, где люстры, люстры, люстры..ровной цепочкой по потолку. Но ведь это была королевская резиденция.. и за строительством стояла целая Франция с заморскими колониями. А здесь.. Храм, возникший на частные деньги купцов, в глуши  Мещерских лесов. Чудеса, да и только.

               
                Слава Богу, сохранилась  хоть одна люстра. Та, что хранилась в Образцовой Комнате Гусевского Хрустального  завода. И теперь эта люстра висит как напоминание о былой роскоши.. В храме Святого Георгия... построенном по заказу исключительного во всех смыслах эрудита и мецената-  Юрия  Мальцова-Нечаева...в рабочем поселке для 3-х тысяч мастеровых, которые работали на его заводе.  Снимаю шляпу в знак восхищения.


                Потрясение, восторг...и вдохновение - вот квинтэссенция  впечатлений от посещения удивительного и грандиозного Музея Хрусталя, представшего пред нашим взором во всем кристальном своем  великолепии: более 13,5  тысяч ценнейших экспонатов, собранных за четверть... тысячелетия. 250 лет...

                Сколько человеческих судеб и поколений  уместилось в этой цифре?


                Рождение этого уникального Музея стало возможным лишь в результате упорнейшего труда Музейщиков, по чьей воле, беспрецедентной настойчивости и великолепии фантазии, миру явлена... Хрустальная Душа Господа в несравненном Георгиевском Соборе, восстановленном практически из руин исключительно для хрустальной экспозиции. 

                Потому, связь Собора и Музея - неразрывна: Музей Хрусталя словно  сросся всеми своими хрустальными кристаллами и изделиями.. Самой плотью.. И стал чарующей сутью этого изумительного Собора..

                И Божьим благословением на процветание, которое дает Жизнь Городу. Словно сбываются мечты основателя и заказчика Георгиевского Собора, попавшего под обаяние высокого мастерства зодчих прошлых цивилизаций в заморском городе Орвието в Италии, и всей силой души жаждавшего начала времен, "когда художники и ценители русского искусства станут ездить и в его Гусь.."  Время пришло..


                У каждого храма своя судьба. У этого -  поразительная в своей непредсказуемости и восхитительности. Стены Собора словно пропитаны...личностным магнетизмом, что не утрачивается с годами.


                Он поломал все наши планы и подчинил своей воле. Словно принял в объятия и не отпускал. С удивлением обнаружила, что  оказалась не готова к такому повороту дел, поскольку была уверена, что так много видела и "взгляд, похоже, уже замылился", а восприятие притупилось. Чем больше видишь, тем меньше удивляешься.. Казалось бы.

                Да и в небольшом, уютном Музее великолепного Баккара (Baccarat)  в Париже мне уже все показали : коротко, эффектно и компактно по времени. Как и в сверкающей "алмазами" пещере Сваровски в австрийских Альпах...


                Но здесь, в Музее Хрусталя загадочного города Гусь Хрустальный, меня ожидал редкий подарок: откровение, вдохновение и бесконечное открытие таинств.


                Словно лоскутное покрывало тайны стали поднимать с разных концов одновременно. Потрясение до головокружения...настолько здесь все необычно, сверхординарно и неповторимо. Головокружение случилось по одной простой причине: конфузионный и культуральный транс..слились в единое целое, накрыв с головой счастливых его обладателей.
               
                То есть,  мы вдруг попали в авторскую сказку, которая существует в единственном экземпляре, в уникальном исполнении...и является гордостью огромной России. И не только.


                Он принадлежит всему человечеству, которое щедро делится дарами иных цивилизаций. Музею нет равных в мире, поскольку он эндемичен и, верно, уже стоит в листе ожидания для  включения в список Чудес света. Что не умаляет наших собственных открытий касательно сути и значимости Музея Хрусталя.

                Это настолько впечатлило меня и моих спутников, что вместо одного дня, мы посвятили изучению Музея...два. И нам не хватило времени на "просто побродить"  без мысли в голове  и без желания ежесекундно фиксировать красоту на всех гаджетах одновременно"...


                Хотелось бродить по огромному Музею-Собору под чарующие мелодии  Золотого фонда мировых шедевров классической музыки.. И напитываться ощущением сказки, сохраняя глубоко в душе это приподнятое настроение и беспричинную радость, и ожидание чего-то небывалого, невиданного. Словно пополняя внутренний ресурс души... про запас.
 

                И поделюсь открытием личным: чтобы отдать дань памяти и таланту предков своих и потомков мастеров, привезенных "со всех концов света"....А здесь жили и творили мастера из Богемии, и Мурано, и других чудесных краев..
    Прочувствовать духовные  тонкости культурного туризма..
    Почувствовать нечто исключительное, выдающееся, небывалое... 
    Вам непременно нужно заказать экскурсию у "фей,  в туфельках на каблуках.." - специалистов своего  дела: экскурсовода Валентины Евдокимовой и    хранителя музейных фондов - Аллы Чукановой.
    По записи. Да, да, да. Эта редкая услуга доступна...всем за доступные деньги. И грех этим не воспользоваться..


                И не запрещайте себе задавать вопросы: мы так много задавали вопросов, что удивили даже Директора Музея. В уникальном Музее с уникальными людьми и уникальной, насыщеннейшей экспозицией. Без профессионалов здесь вы будете информационно просто обделены...и, возможно пройдете мимо ценнейших экспонатов.


                Мимо единственной  копии шедевра знаменитой древней амфоры, к примеру. Той, что найдена при раскопках кургана Чертомлык в середине 19 века. Находка, которой  наделала так много  шума во всем мире. Мимо той самой уменьшенной, хрустальной (!), авторской реплики знаменитой Чертомлыкской вазы, выполненной чудо-мастерами  "Короля хрустальной Империи"   Ю. С. Нечаева-Мальцова...


                Лишь два дня спустя, я  также восхищено застыла... перед ее оригиналом... в  центре Бриллиантовой Кладовой императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. И чувствовала себя превосходно, верно еще оттого, что у меня было достаточно времени, чтобы изучить ее именно здесь, в Музее Хрусталя. И возможности восхищенно вздохнуть от детальности воспроизведения в хрустале.


                Шедевр... И то, и другое.. Безусловно. Оригинал Амфоры , созданный искуснейшими мастерами скифской цивилизации...в IV веке до нашей эры!


                И ваза Чертомлыкская в Музее Хрусталя... как прелюдия посещения Бриллиантовой Кладовой. О чем я даже и не догадывалась.

                Эта Ваза - связь времен, хрустальная в своей свинцовой прозрачности и бриллиантовой огранке..

                Так откликались на величайшие открытия века истинные любители древности и ревностные блюстители всех инноваций Нечаевы-Мальцовы  в 1860-е годы, в  Хрустальной столице России...в удивительном городе Гусь-Хрустальный. А мы, их потомки, вдруг получили возможность увидеть в подробности то, что обычно видишь только раз в жизни. Если ты, конечно, не кот, состоящий на службе в Эрмитаже:)


                Мне кажется, этот Музейный Храм сам выбирает себе людей, которым дозволено свыше служить во имя его чести и славы. Аве Мария.. Радость дающая.. В этом секрет  проникновенности и увлеченности его работников. Всех без исключения. Потому встречают вас здесь радушно.. от самого порога.


                Так в нашей жизни случилась его директор Виктория Угрюмова, которая искренне была изумлена нашей настойчивостью и пытливостью.


                Мы просто остановили на бегу своими расспросами стремительную даму в изящном кардигане. Бинго.. Она оказалась Директором Музея и безумно интересным, конструктивным собеседникам. Наши вопросы как бы сами определили компетентных ответчиков... Отличный подход. Оттого впечатлений от визита в Музей " Королей русского хрусталя" накопилось предостаточно. И впереди всех..слово - феномен..


                В огромной, 60-ти метровой Зале Георгиевского Собора с высоченными купольными сводами под 16 метров... я не могла отделаться от ощущения де жа вю. Но понимала всем своим существом, что подобное архитектурное сооружение видела. И даже была в нем. Это непонимание мучило и напрягало память, заставляя в бешеном ритме разбирать завалы былых впечатлений. И охнуть от неожиданности, вспомнив, что видела и была, но... в другом мире. Под землей.

                В одной из самых древних сохранившихся базилик,  построенной еще во времена Византийской империи, своей таинственностью и  грандиозностью неуловимо похожей на подземный Храм. Но это и был Храм Воды..древнее подземное водохранилище Константинополя — Цистерна Базилика,  возведенная  в период ранней Византии, в 6 веке н.э.


                Сравните размеры Цистерны: 145 на 65 метров. Но она предназначалась для всего Константинополя - столицы Византийской империи! А здесь Церковь, с размерами 60 на 36 с порталами... для имения при Гусевских фабриках!

                Каково это осознавать? Что объединяет эти грандиозные, вневременные по ценности,  постройки?  Конечно же, уникальность и бесподобность строений одного типа: Базилика. Георгиевский Собор - это экспериментальная Базилика в русском стиле и единственная  в своем роде. Была спроектирована, построена и оформлена.. лучшими из лучших императорских зодчих, выдающихся живописцев и мозаичистов. Людей с широчайшим кругозором: коллекционеров, ректоров Академии Художеств, профессоров, путешественников.

                Их имена известны всему просвещенному миру: это - Леонтий Бенуа, Виктор Васнецов, Владимир Фролов... Их творения по праву считаются наследием нации.


                Каждый из них признавал Собор собственным детищем и старался превзойти в этом грандиозном проекте самого себя. Впервые в России был построен Собор  с использованием самобытных декоративных элементов древнерусского зодчества XVII в., но... по образу и подобию важнейших храмов христианского мира.

                Внушительных размеров трехнефная базилика эта и сейчас хранит крупнейшее в Европе собрание  высокохудожественных изделий из хрусталя ручной работы.


                А Цистерна Базилика.. как  уникальное сооружение было возведено на месте базилики святой Софии, но для хранения воды. И нет здесь никакого противоречия.

               
                Базиликой древние греки называли  "Царские дома"– прямоугольные здания, разделенные внутри рядами колонн на нефы. А в Древнем Риме базилики строили как судебные или торговые здания. Крытые эти общественные здания, служили местом собрания граждан для совещаний об их, общественных делах. И только много позже, базилика стала одним из главных типов христианского храма.  Но пальма первенства и авторство по строительству Базилик принадлежит даже не грекам, и и не римлянам. А... Этрускам ( расенам), выдающимся инженерам, жившим в I веке до н.э. Этруски строили их как виллы для Царских особ. Для сохранения  ценного и уникального.


                Базилика позже была определена римлянами как дом Царя небесного, поэтому их   превратили  в первые церкви. Но всегда важно решить в какой системе координат ты живешь теперь. ;) Верно потому, как только мир очнулся от спячки, обе Базилики были превращены в такие же уникальные музеи:

                С 1987 года - Цистерна Базилика -  уникальная достопримечательность Стамбула. Мы бывали там неоднократно. Последний раз -  в прошлом марте. В огромном подземном, вечно тихом и прохладном музее.

                Здесь же...в Гусь Хрустальном, с 1973 года, в течение 10 лет,  государством  проводилась сложнейшая реставрация в  разрушенном Георгиевском Соборе.

                Восстанавливали музейщики "обезглавленный собор"... Музеем,  уже с четким намерением никогда больше не подвергнуть Храм унижению: вся реставрация была "компетентным меценатством" и потому включала специальные инженерные и архитектурные коррекции для размещения сложнейшей хрустальной экспозиции на особых зеркальных подиумах.

                Восстановлено и водружено на свое законное место потрясающее по силе воздействия...огромное полотно гобелена, имитирующего фреску... Уникальный "Страшный суд", сотканный по эскизам кисти передового во всех отношения, великолепного художника и коллекционера Виктора Васнецова. Видно, как назидание потомкам с "камнем за пазухой".

                Еще три уникальных его "фресковых" гобелена, созданных специально для Георгиевского Собора Мальцовых, выставлены...в Музее истории религии в Питере.

                Музей Хрусталя стал особой формой покаяния музейщиков, искренне радеющих о сохранении уникальных исторических артефактов и ценностей ..

 Покаянием за чужие грехи.
 И хрустальным Гимном Жизни..
                И уверенным Будущим целого города: пока жив Музей - будут живы производства - будет жив Город Хрустальных дел Мастеров..
                Радость и изумление путешественников на все времена.


 Мудрые люди понимали, что деньги с собой  в загробный мир не унесешь.. А это рукотворное чудо нескольких поколений талантливейших людей... останется  в памяти на века. Без всякого преувеличения.

 С сожалением о том, что рассказала лишь малую толику об увиденном...

Искренне,
Ксана Дюкс

P.S. О том, чего мне не хватило в этом чудесном Музее катастрофически: специального музейного салона  как в Эрмитаже, Лувре, Парижском Музее Baccarat, в Музее Сваровски,  в Лондонском Музее Альберта и Виктории, наконец. ...Господи, да во всех значимых уникальных музеях мира... Салона специальных, в данном случае, хрустальных изделий, где возможно приобрести на добрую память разнообразные сувениры в виде византийских ваз, хрустальных гусей, изумительных по звучанию кристальных колокольчиков...и любую другую продукцию заводскую... Кто же откажется от хрустальной чайной пары, ароматный чай в которой зимними морозными вечерами будет особенно хорош.. В любой стране мира.
 И еще... музейного кафе, где было бы возможно за чашечкой пряного кофе с местными десертами полистать чудесные буклеты и книги по искусству, купленные здесь. Они прекрасно изданы и украсят любую домашнюю библиотеку. Надеюсь быть услышанной..;)


 На фото:
Центральная экспозиция  Музея Хрусталя в Георгиевском Соборе
Чертомлыкская амфора: темный- оригинал в Эрмитаже; свелый- хрустальная реплика в Музее Хрусталя