малиновый рай, романа Инку-батор, стр. 45-48

Виктор Перфилов
              7. Сантехнический вопрос  и педагогика… .
    Коль  речь  зашла  о  сангигиене,  для  ясного  понятия  проблем, назревшего  естественно  человеческого
вопроса  техническая  конструкция  деревянных  типовых  домов  носила  стандартную характеристику. В
них  не  предусматривалось внутреннее  сантехническое  место пользования, потому как  канализация  тре-
бовала  твёрдое сцепление  и  по  стандартам должно  быть в  трубе, труба в  колодце, с  выходом к  лузе 
зацементировано. Т.Е. в проекте предусматривались кирпич, цемент, бетон, отнюдь не  дерево и уходящие
в  свободном полёте очко  c  конструкцией  труб. Понятно дело пристроили  пристройку с обычными ямами
и  конструкцией  вырубленных деревянных луз, так  называемыми очками. Атрибутами того времени  явля-
лися  соски, нужник, очко, рукомойник, труба, колено, колун, полено, совок, метла, лопата и  скребок. Так
оно  лежало в  ассортименте в  хозкомнате у туалета на  восток. Так  как  помещение туалетов не  отаплива-
лось, представим какой силы  запахи исходили с  востока в  летнею пору. Ребятки прибыли в  начале осени,
всё  одно запах  стоял устойчивый. Всё  равно  вопрос естественной надобности не  был решён, дети по ста- 
рой  привычке  бегали  по  ночам  во  двор. Представим какими  ароматами, и  коим образом выглядели:   
двор, дровяник, кусты  акации  по  периметру двора. Чуете какими  названиями  быта бытовали  нужник,
очки, соски. Сосками  прозвали водяные отводы, идущие  от  общей водяной  трубы, к  которой подавался
давлением  две  атмосферы напор  холодной из  водоёма  естественной  воды. Представляете картину. Ве-
чером  надо  помыть руки, ноги  и  при этом выглядеть чистыми. При чём  даётся  команда  на  пятнадцать 
минут, при  этом надо  успеть сходить  в  туалет, при  чём если  носки  грязные, надо  постирать, без   мыло
понятно, опять - же холодной водой  из  того - же источника. Во  время  таких  отбоев происходила такая
шумиха, такой галдёж, что  святых вон  выноси. Ване  всегда  было  неловко  и  стыдно за  себя и  за  товари-
щей, за  эти  скотские условия, в  коих  приходилось униженным  принимать  участие. Многие не  понимали
его злого блеска в  глазах, подумывая,боится малый холодней водички. Но он-то отчётливо чувствовал уни-
жжение  человеческого достоинства, исходящее из  такого смешного времени, отпущенного на  моционы.
Причём, при этом взяли  моду  воспитателя, вроде надзирателей погонять не успевающих  детей. Со  сторо-
ны , наверняка  выглядело потешно, в  юморе,а мальчику  каково? Ваня  приспособился к неудобствам уни-   
кального  режима. В туалет вовсе  не ходил, мочил  слегка ледяной водой носки, выворачивая наизнанку
вешал  на  низ  решётки кровати. Понятно они имели свойство вонять, тихонько ложился в  кровать аккурат-
     -45-
но  повесив одежду на спинку  пронумерованного стула.Воспитатель после  очередного шугалова подопеч-
ного  контингента внешне  осматривал, и  их  одежду  на  наличие  должного порядка. Убедившись  более,
менее  в  порядке выключал  свет, уходил  в  комнату  воспитателей, сдавал  наличкой  личный  состав  де-
журному  ночному  воспитателю. Надо  думать, трудовой день  нелегко  давался  в  обоюдной простокваше
противостояния. Им то  что,  щебечут по  натуре на  закваске, им  интересно, что  с  того получится ужасно ;
а  ты отжатый весь  и психологически, физически  ушёл  в  отвес, едва  до  дома  доплетёшь, нет  сил, в  кро- 
вать  упал, заснёшь  и  снятся сны,  тревожной ночи, похлеще партизана Кочки  и  снится  будто в  тыл к вра-
гу, тебя послали на  войну. Труден этот педагогический  процесс, как  выражается наука  взаимовыражение,
взаимооторжение и многое сопутствие сопровождающих движения. Иногда в кажущейся реалии,намылен- 
ных  оценок, иным  достойным воспитателям от  педагогики,  к  концу  смены  мылился  вовсе  не процесс,      
а  вакханалия; возня  не  с обычными детьми, а с толпой, состоящей из  разного калибра  весёлых чертенят.
Мыслимое ли  дело вариться в  котле c  неохватно разноликой, разношерстной, пёстрой толпой. И она, тол-
па, всё просит чего-то, требует что-то; ей  всегда  не  хватает; она  всегда себя  славит, ну,  а  тебя как  поло-
жено  травит; в  одиночку  и  вместе, так  традиция  в  тесте, из  далёкой, далёкой  артели  всем, миром без 
лести, ну  и  правый  иль нет, в  том  секрета секрет, простонала артель; бей врага на прострел, места нет
для чертей. Иногда  выходили с  под контроля, моментально реагируя на  безвольное  равнодушие  взрос- 
лого, главного  лица, так  откуда - же  взяться  родимые мое зачаткам  демократии, смешно, в  добрый путь.
Трудно, почти невозможно быть на  пульсе всех  событий, быстро реагировать на  них,  уметь  налаживать 
конфликты, оперативно организовывать, умело направляя  потуги и  действия  толпы. А  дети  тоже  малое
созвездие, той великовозрастной толпы, у  Вани  в  голове “емпирика” на  тему, блеснула и  легла  на“ дно”
души. Подумал, видно  будет правителем у  нас  из  педагогов – курбаши, отец  говаривал  все  слушались
того диваны  и  бакши. Ну  как  тут без  понятия, без  плети, с  толпою справиться  не  смогут  те, ни  эти, а
этого учить не надо – этот, всю совокупность обоюдного процесса, охватит; нации  ответно, как  равные  в
семье, споют свой  гимн  приветно, вражды  не  будет  беспросветной, сё по  понятию, войдут в  свои  пред-
плетья. И  будет  тот  главарь  держать  штурвал  столетий, не  рыскать, плыть прямиком  в  тысячелетье.
Определено, без  собачьего  чутья, педагогического  такта  и  национального  весла в  России нам  не  обой-
тись, политику – корабль помогут  двигать  знающие, преданные люди, которые отвагой, чистотой не  срам-
   -46-
лены  в  душе , которые от  духа  Данте  для  людей  готовы отдать и  жизнь, висеть  в  кресте. Ведь  удалось 
Ленину  и  шайке “большевиков” заразить , одушевить новое  “левое” движение  в  народе. В  результате
чего  народные  ресурсы  доросли  до  потуг консолидированного  сражения  внутри своего - же  народа. Но
во - первых в  своей  первой  фазе, сплотясь мы  скинули  фашизм. Для этого процесса понадобилось двад -
цать  семь  лет. Во-вторых, во  второй фазе  мы  успели за  сорок  шесть  лет  отдышаться, оглядеться, отдох-
нуть  и  набравшись сил  отряхнулись от  излишнего  груза грузил. В  результате чего, после этих  действий и
их  потуг  затянувшегося“левого” похода, наш  корабль  вошёл в  нужное  русло течения.  Капитана  выбрать
требует  течение,  прежний  дует  в  свиристель , находясь  в  сомнении.  Надо  выбрать  педагога, уж  ему 
видна  дорога. Возвратимся в  интернат, в  коридорах полумрак, в  корпусах открыты двери, ветром  двига-
ются  шторы; полчаса  прошло в  укроме, тени  тянутся с  палатей, склянки  бьют  шести ударный,  мелодич-   
ный   перезвон; в  полумрак после отбоя, тени белые с  постелей, простыней окутав  схрон, стайкой  тянутся   
в  загон. Кто покурить, кому, чего, кто  через  открытое окно  идёт  смотреть кино  в  село; сентябрь месяц 
золотой, тепло и  ветер  озорной,в  багровом плене небосвод, вздохнул  Ванюша на  закат, ушло малиновое
солнце; здравствуй Родина моя, пусты отжатые поля, прохладна реченька  Немда, и кони фыркают на скло-
не; прохладой веет, лес в  тени, комбайн затих, звуки  жатвы  отошли, там  вдалеке, у  камыша  в  затоне,по-
щипывают  травку  кони; Чапай  плывёт, по  белому экрану, стрекочет двигатель и  пулемёт, нет  не дотянет,
слишком  ранен; прошло кино, зажегся  свет, и улочки  стемнели; и  пылью в  них, к траве приник,  крадутся
с  узелками  тени; тишь не души, все  разошлись, шуршат неясности потери, по главной улице Центральной;
тенью  в  тиши, жмутся  в  ночи, пробежками под лампой; забором прочь, уже  полночь, стремглав  через
перекрёсток; фигуры - две, они  к  земле непонятые жмутся; тот перекрёсток освещён, прожектор на подхо-   
де  жжётся; здесь  пробегают быстро, на  парах, не  видно, слепит  “солнце” и  наконец - то  парк  родной,
знакомый  им  до  блеска, в  кустах акации  схорон, шамовка, компас, карта, деньги, слон, что  светится  без
солнца;  кусты  притихшие  в  заслон, послушай Лёнчик, знаешь, тут  завоняло  тем г-----м,  откуда  и  сбежа-
ли; бежим отсюда, западло, стоять и  нюхать  лажу; смешно обоим, как  смешно, занятье  не  для  слабых;   
рванули  к  выходу спеша, вдогонку  с  “захоронок”, святая музыка  кота  и  кошачек  влюблённых, неслась 
за  ними затая, пугая своим  ломом; а воздухе стоит стеной, супстанцией  морённной, роса, ночная  тишина,
пыль  солнышком  калёна; ушли, пришли, да  в  попыхах забыли про  отвагу, ить растеряли во  кустах сбегая
           -47-
под  предлогом; там  люди  ходят, свет  в  окне, и  храбрости ни  грамма, Люльпан - же  манит  вдалеке, жа-
рою  своей  славы; поняв, что  это не  для  них  и  жизнь  полна  страданий  и   страшно плавать на  двоих,   
и  речка  манит,  манит, манит; не  царство  тридевятое, оно, Люльпаны  вдалеке, в  тумане  детства манит,   
а  киселя  и  здесь  всем  хватит. Нарисовали дети картинки  на  рассвете, и  тяжко  очень  расставаться с  на- 
чинкой  шоколада в  “сланце”, с  печеньем  и  вареньем  и  конечно  с  милым  их  сердцу  обращением. Да
что  это  такое, одно всегда  одно; оно  кончалось  детства, святое  то  кино. И  их  поймали, арестовали, ве-
лели  паспорт показать; паспорта нету, гони  монету, монеты  нету, садись  в  корыто и  так  далее; жми 
мальчик  на  педали, семь лет  томления  дали;  живи, учись в  забвении, да  радуйся  заре;  всем  всяк  не 
 угодишь, на  всякий  случай  будь, тем  оловянным  избранным  клише. Слухи о  приезде  мужчин  не  оп-
равдались,  примут группы в  конце  учебного года. Делать нечего, надо  переключаться, остальным  же
подстраиваться  под  старшего воспитателя Лидию  Фёдоровну и  воспитателя Матрёну  Юрьевну. Интерес
к  Маркину  Олегу, детдомовскому капризуле и  зануде у  Ванечки  иссяк, а  к  Петухову Лёне  тем  более, по
причине, cлинял, перекинулся к  огурцеобразному, занудному  маленькому  дебоширу, которого искренне
презирал. Но  они  продолжали квохтать  и  кукарекать  петушками  под  одеялом, вспоминая,  переживая
опять  и  опять то  сладкое, прошлое время  детства. Ванечка  и  этого  не  мог  делать, жизнь  ставила слиш-
ком  серьёзные вопросы, не  до  того. Неинтересно заниматься  прошлыми пережитыми тяготами, новые
маячат   впереди.
                -48-