Честь имею. Часть 29

Александр Ковалёв 7
Воспитательная работа

С началом войны на имя начальника училища хлынул поток рапортов от офицеров и курсантов с просьбами об отправке на фронт. Командование проводило большую разъяснительную работу, объясняя, что враг силен и борьба с ним будет длительной, поэтому главная их задача состоит в подготовке офицерских кадров, а вот по окончании обучения во всеоружии можно идти и на фронт.
Большой вклад в повышение качества подготовки офицеров для фронта вносили политработники, партийные и комсомольские организации подразделений, преподаватели социально-экономического цикла. С началом войны и переходом на ускоренное обучение было сокращено количество часов на изучение общественных наук. На политзанятиях изучались главным образом статьи и речи В.И. Ленина, посвященные защите социалистического Отечества и строительству Красной армии в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции, постановления ЦК ВКП(б) и решения съездов партии по этим вопросам, приказы Верховного Главнокомандующего, приказы НКО и директивы начальника Главного политуправления РККА, постановления правительства и Государственного комитета обороны.
Большая работа преподавателей социально-экономического цикла, офицеров политотдела и подразделений проводилась по привитию курсантам практических навыков организации партийно-политической работы среди красноармейцев. Часто накануне проведения ответственных тактических занятий или учений, с целью более качественной их подготовки проводилась значительная организационная работа по мобилизации коммунистов и комсомольцев на обеспечение личной примерности в выполнении возложенных на них задач.
Серьезное внимание в партийно-политической работе уделялось воспитанию глубокой ненависти к врагу. С этой целью использовались, правительственные ноты и статьи в печати о чудовищных зверствах, чинимых гитлеровской армией на захваченных ею советских территориях. Проводились коллективные читки этих документов, а также беседы, политинформации, митинги.
В связи с выходом приказа НКО СССР № 227 работа командно-преподавательского состава по воспитанию у будущих офицеров дисциплинированности, стойкости, мужества и героизма активизировалась. На передний план выдвигалось разъяснение личному составу справедливого характера и целей Великой Отечественной войны, значения принимаемых руководством страны мер по организации отпора врагу. С этой целью проводились информации и беседы по материалам военной печати, рассказы участников боев о смелых и решительных действиях как отдельных воинов, так и командиров подразделений. Важную роль в этом вопросе играли политические информации, систематически проводимые в учебных группах, ротах, на циклах и в отделах.
Наряду с упорной учебой в училище, под общим заголовком «Отчисления в фонд обороны страны — новый удар по врагу» проводилась работа по сбору средств в помощь фронту.
В центральных, армейских и местных газетах публиковались многочисленные статьи о героических подвигах советских воинов, среди которых были и материалы о воспитанниках училища. Такие публикации умело использовались в идейно-воспитательной работе. В училище обучалось много курсантов, прибывших из краев и автономных республик Северного Кавказа. Газеты из этих краев и республик также выписывались. На их страницах публиковались материалы о достижениях выпускников училища, которые вызывали у курсантов особый интерес. По этим материалам проводились читки и беседы под девизом «Мы должны с них брать пример». Так, во всех взводах была прочитана статья, опубликованная в газете «Социалистическая Осетия» от 26 октября 1941 г., об успехах молодого командира Д. Шанаева, выпускника училища 1939 г.
Пристальное внимание уделялось и оформлению наглядной агитации. На газетных витражах всегда вывешивались последние сводки Советского информационного бюро, постановления ЦК партии и советского правительства, приказы Верховного Главнокомандующего, выступления партийных и государственных деятелей, публицистические статьи писателей К. Симонова, А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга и многих других.
Партийные и комсомольские организации особое значение придавали приему в партию и комсомол. Предпочтение отдавалось передовым офицерам и курсантам — отличникам боевой и политической подготовки. Пойти на фронт коммунистом и комсомольцем было заветной мечтой большинства курсантов.
Большое влияние на повышение идейной закалки личного состава оказывали опытные политработники: старший батальонный комиссар Борисов; батальонные комиссары Бурдин, Грачев, Молчанов, Корольков, Мельников, Коленов, Рыжов, Булкин, Гетман; старшие политруки Тараненко, Егоров, Кириллов, Стреков, Рыбаков, Держин, Аккерман, Литвинцев; политруки Литвишко, Попов и многие другие.
Заслуженным уважением пользовался преподаватель социально-экономического цикла батальонный комиссар П.Н. Кцоев. Родившись в горах Северной Осетии, в бедной крестьянской семье, он был воспитан в духе большого трудолюбия. Это важнейшее качество в жизни людей он старался привить и своим курсантам. «Вы, будущие командиры Красной армии, — говорил он им, — должны глубоко изучить и хорошо знать марксистско-ленинскую теорию, а для этого вам надо много и настойчиво трудиться». Своим трудолюбием, душевностью к людям и принципиальностью он снискал себе большое уважение и доверие коммунистов училища. Они избрали его секретарем партийной комиссии училища, а когда грянула война, он вместе с другими офицерами убыл на фронт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. за проявленный героизм и мужество, умелое руководство действиями личного состава полка при форсировании р. Вислы П.Н. Кцоеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях за Берлин он проявил себя как бесстрашный и грамотный командир. 8 мая 1945 г. в ходе ожесточенного боя он получил тяжелое ранение, 9 мая скончался.