Рассказ Ряховской на ЛИТО

Галина Щекина
Василий Макаров
О рассказе "Головной указатель" М. Ряховской  http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/6/6rya.html

Рассказ хороший, поэтому мнения разделились. Привожу по памяти выдержку из разных высказываний.

Общее впечатление от рассказа весьма мрачное и беспросветное. Читатель остаётся под впечатлением груза нерешаемого конфликта, последняя надежда на мирный исход рушится. Некоторые винят в этом героев рассказа - дескать недостаточно терпелива дочь к выкрутасам отца. Сама о нём не заботится, не печётся.
Другие отмечают чрезмерную тягу автора к "чернухе". Как будто автор специально выпячивает всё нездоровое, что находится в этих людях и даже преувеличивает гротескно.
Рассказ полностью сосредоточен на людях, минимум деталей. Врач в поликлиннике описана более подробно, чем даже главные герои.
В конце рассказа антропологическая тема в разговоре отца с дочерью выглядит слишком неестественно. Эта неестественность показывает нам, что отношения близких вроде бы людей дошли до такой точки, что им вдвоём спокойно и поговорить не о чем. Они оба умные, образованные, вроде бы интеллигентные люди - и дошли до такой дикости во взаимоотношениях, что практически стали чужими.

От себя:
Мне видится очень ценным в рассказе то, что два часа главных героев, несколько страниц текста, описывают десятилетия - жизнь целой семьи. Пусть мало деталей, но грубыми мазками я как бы вижу почти пол-века и судьбу этих людей.
Главный конфликт рассказа невозможно решить, так как он своими концами ушёл в могилу. Конфликт отца и деда неизвестно как начался, мы не знаем как он развивался. Но деда давно нет в живых, а конфликт живёт до сих пор, и как упоминавшаяся в рассказе нежить за печкой, понемногу съедает жизни оставшихся членов семьи.
Нетрудно представить, что этот заряд злобы свёл в могилу мать бедной девушки, лишил разума её отца, ежедневно вытягивает жизненные силы из неё самой. Эта нечеловеческая злая сила лишила их простого семейного счастья, доброты, близости, искалечила всю жизнь этих людей. И что самое страшное - у этого зла есть способность переходить из поколения в поколение, отражаться чёрной тенью на внуках и правнуках, которые уже и знать не знают, и ведать не ведают, откуда такая напасть взялась.
Сопротивляться злу тяжело. Но после таких рассказов становится до боли очевидно, что надо - надо противостоять всему злому в нашей жизни, как можно больше распространять всё хорошее. Просто для того, чтобы люди не захлебнулись однажды всей этой злобой, и чтобы не смыло с лица Земли потопом глупое и злое человечество.


Дитрий ьвов
Отзыв о рассказе Марии Ряховской
«Головной указатель»

Рассказ Марии Ряховской «Головной указатель» мне понравился и заставил задуматься.
Описание тяжелых взаимоотношений отца и дочери, когда любовь и ненависть переплелись самым невероятным образом, держит и не отпускает до конца повествования.
При этом, дочитав рассказ, я сначала удивился, зачем было писать об этих больных и несчастных людях так мрачно, от текста и веет безысходностью? Но, поразмыслив, понял, что именно таких людей мы часто встречаем на улице и в магазине. О таких людях пестрят ленты новостей. Более того, вспоминая отношения в своей семье и семьях знакомых можно легко найти элементы взаимоотношений, описанные в рассказе. Получается что этот рассказ о каждом из нас. И это очень печально.
По-моему автор просто крикнул: «Остановитесь люди, подумайте, чем и как вы живёте?!». Я думаю что, описание тягостных взаимоотношений отца и дочери, несколько усиленное элементами гротеска, служит именно этой цели.
Конечно, рассказ далеко не прост, и его можно рассматривать под самыми разными углами и находить новые точки зрения.
Тема взаимоотношений отцов и детей далеко не нова. Но рассказ «Головной указатель» написан так живо и драматично, что открывает эту тему как бы заново и уже в современных реалиях.


Галина Щекина


О рассказе Ряховской могу говорить долго. Глубокая вещь, психоогически сложная, но правдивая. Не знаю, почему герои гоыворят о расах, он могут говоить о чем угодно, но они словно приговоренные друг к другу.У них непереносимость друг друга, а деться им некуда. Но относятся они дуг к дугу по разному, отец со со злобой, переходящей в нежность, а дочь почти всегда надеется на его внимание. И получая проклятия, переживает их всякий раз заново. Это похоже на бесконечную битву!

У рассказа естьособенность - внимание сосредоточено на людях, даже среда не
описана. Будто он в пустоте. Даже визитк врачу, оказавшемуся несчстной теткой, достойной жалости - ничего не меняет. И врач несвободен, и отец-дочь не свободны, и в этом вся трагедия их...


Что удивило в обсуждении: разбирали жизненные коллизии. Может так быть ил нет, выдумала автор или с себя списала,.да могла и выдумать и дело не в этом.Ситуация, которую все расценили как безнадежную и тоскливую, а некоторые - вообще как надуманную, была у каждого У всех есть старые родители. И у меня мать после инсульта была не подарок. По-моему как раз автор списала с себя. Конечно, рассказ для автора жесткий, но я творчеством Ряховской знакома, и ее рассказ Ай Серез - совсем другой, мягкий личый, а оман "Записки одной курехи" - это драмтическое поветвование о о девочках, поклонницах БГ.. там тоже все равда.
Гораздо ценнее рассказ с литературной стороны. При помощ одних только диалогов автор дала потрясающую картину. Тоскливую? Нет. Я настаиваю, что эти люди друг друга не только ненавидят, но и любят.В этом вся печаль и радость..Согласна с Архиповым- это современная манера письма, это очень интересный авторский стиль. Внешняя грубоватость и какая-то слабая надежда внутри.

Мазиов  сказал, чтол ве  выдумано.Муратов  сказал, что показано самое  худшеев  человеке.
Архиkлов  сказал что учился с ней в лите почтив одно время. Это так? Он долго и старстно читал рассказ перед обсуждением. Это самая  современная проза,  сказал он.