Мог ли это написать Ершов? 5 Бова. 1

Елена Шувалова
Мог ли это написать Ершов?-5. Бова-1.


"Конёк-Горбунок" и сказка о Бове-королевиче.

    Фольклорист И.П. Лупанова - в предисловии к тОму сочинений П.П. Ершова в серии "Библиотека поэта"*  -ничего не говорит про эту сказку. Она пишет, что сюжета, где бы герой противостоял дворовому окружению, в русских сказках практически нет. Но вот - в "Бове-королевиче" - самой известной русской сказке 18- первой трети 19 веков - герой противостоит именно окружению царского двора; и в ней вполне себе гамлетовские страсти разыгрываются.

    Просто удивительно, - мы бы сказали, -  как много совпадений у "Конька-Горбунка" с древнейшей европейской сказкой - о рыцаре Бове из города Антона, ставшей русской народной сказкой о Бове-королевиче!
   Видно, у Ершова была своя бабушка, рассказывавшая ему в колыбели эту сказку...   
   Помните, у Пушкина мамушка-бабушка рассказывала "О мертвецах, о подвигах  Бовы ..."? / Стихотворение "Сон".

   Укажем лишь на некоторые сходные моменты в народной сказке о Бове-королевиче и "Коньке-Горбунке". Пройдёмся по тексту сказки "Конёк-Горбунок" - как более нам всем знакомой - от начала до конца.

   1.
      В  сказку "Конёк-Горбунок" - на наш взгляд (вернее, слух), - проникло конское ржание из "Бовы-королевича":

    "И встал  Бова , и услышал конское ржание..", - или:

     "И  Бова  проснулся, услышав за городом шум и конское ржание."

   "Конёк-Горбунок":

Вдруг о полночь конь заржал...
Караульщик наш привстал...


2.

    Если в "Коньке-Горбунке" не понятно, какой царь Салтан должен придти басурманить христиан -

И нейдёт ли царь Салтан
Басурманить христиан.., -

то при знании сказки о Бове мы найдём ответ.

   Оказывается, "басурманит" не сам царь, а его дочь (очень похожая - на наш взгляд - на Шамаханскую царицу!).

 
   И была у того царя Салтана дочь прекрасная королевна Минчитрия. И надела она на себя драгоценные платья, и пошла к отцу своему в палату, и сказала: "Государь мой, батюшка, царь Салтан Салтанович! Уж тебе сына своего, а брата моего не поднять, и 100000 войска не поднять же, а такого сильного богатыря изведешь. А ты, государь батюшка, дай его мне, я его обращу в свою веру латынскую и в нашего бога Ахмета, а он меня возьмет в жены, и будет нашему царству правитель и от всех стран защититель". А царь Салтана любил свою дочь прекрасную царевну Минчитрию. И сказал царь Салтан: "Дитя мое милое, прекрасная царевна Минчитрия, будь по твоей воле"."

3.

Так же король (царь) берёт к себе героя в начальники конюшни.

"Бова-королевич":

 И король Зензевей сказал: "А коли ты,  Бова  такого худого рода, то служи у меня на конюшне, будешь старшим конюхом". И  Бова  поклонился своему государю и пошел на конюшню.

"Конёк-Горбунок":

Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить.
........................................
........................................
........................................
........................................
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю.


...................Так и быть,
Стану, царь, тебе служить...

4.

Так же среди царского окружения оказывается один завистник-доносчик-оговорщик.

Бова-королевич:
И был у того короля Зензевея Адаровича дворецкий. И начал он свою государыню бесчестить: "Государыня прекрасная королевна Дружневна! Прилично ли тебе раба своего своими руками мечом-кладенцом опоясывать, и ноги раба своими руками в стремя ставить, и целовать своего раба в уста, в очи и в уши, и провожать на дело ратное и смертное?"

"Конёк-Горбунок":
Надо молвить, этот спальник
До Ивана был начальник
Над конюшной надо всей,
Из боярских слыл детей;
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился,
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.

5.

Таким образом, дворецкий в "Бове" стал Спальником в "Коньке-Горбунке".
Он подводит Бову под угрозу смерти - чего всё время хочет добиться и спальник для Ивана.

"Бова-королевич":

А в то время два короля, король Зензевей Адарович и король Маркобрун выехали на соколиную охоту. Тогда дворецкий призвал к себе 30 храбрых витязей и сказал: "Подите, убейте  Бову  на конюшне сонного, а я вам дам много золота и серебра". Всякому корысти хочется. И кинулись 30 витязей к  Бове  на конюшню, а  Бова  крепко спал. И среди тех 30 был один разумный. И сказал: "А ведь не можем мы  Бову  убить, не разбудив. А пробудится  Бова , что нам будет?  Бова  - храбрый витязь, убил  Бова  сильного и славного богатыря Лукомора и 100000 войска побил. Пойдем к дворецкому! Дворецкий похож на нашего государя короля Зензевея Адаровича, напишет грамоту от королевского имени и пошлет  Бову  в Рохленское царство,  Бова  спросонья и не заметит подвоха". Дворецкому эта мысль понравилось. И пошел дворецкий в королевскую палату, и написал грамоту от имени короля Зензевея царю Салтану Салтановичу, чтоб Салтан Салтанович "на меня не обижался, не я убил Лукомора, сына твоего и 100000 войска побил. Имя ему  Бова , и я его прислал к тебе головою своею на смерть".

"Конёк-Горбунок":
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.


Дай-ка я подкараулю,
А нешто, так я и пулю,
Не смигнув, умею слить,
Лишь бы дурня уходить.

6.

Так же светом озаряется конюшня. Только в "Бове" - от красоты заглавного героя, а в "Коньке" - от пера Жар-птицы.

Бова-королевич:

И увидела она из своих хором  Бову  на конюшне, а от его красоты всю конюшню осветило.


"Конёк-Горбунок":

Кони топнули, и вот
Входит старый коновод.
Дверь задвижкой запирает,
Шапку бережно скидает,
На окно её кладёт,
И из шапки той берёт
В три завёрнутый тряпицы
Царский клад - перо Жар-птицы.

Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,..


Если Бова-королевич красив, как Иосиф Великолепный, то Иван наш не красив, но обладает пером Жар-птицы, которое красит всё вокруг - и своего обладателя - тоже.

7.

   Так же оба героя спят непробудным сном.

"Бова-королевич":

 "И  Бова , придя на конюшню, лег спать, и спал 5 дней и 5 ночей. Конюхи разбудить его не могли,.."

"Конёк-Горбунок":

Вот к конюшне прибегают,
Двери настежь отворяют
И ногами дурака
Ну толкать во все бока.
С полчаса над ним возились,
Но его не добудились.

8.

   В "Горбунке" не очень ясно, откуда взялся какой-то рядовой, и почему Иван просыпается от его метлы. Метла же эта - явно из рук Бовы выхвачена.

"Бова-королевич":

Начал  Бова  скакать, да метлою махать, и прибил  Бова  15000 человек.

"Конёк-Горбунок":

Наконец уж рядовой
Разбудил его метлой

Метла взята у Бовы, но передана в руки какого-то рядового. Был такой чин при Иване Грозном - среди дворянской челяди - "молотчий" - он же, рядовой.

9.

   Так же презираема царская челядь. Правда, в "Бове" - противного короля Маркобруна, в "Коньке" же - наша, доморощенная.

"Бова-королевич":

 "Вели  Бову  унять, что ему за честь с маркобруновой дворней тешиться?"

"Конёк-Горбунок":
"Что за челядь тут такая? -
Говорит Иван, вставая, -
Как хвачу я вас бичом,
Так не станете потом
Без пути будить Ивана!"

10.

   Так же в обеих сказках употребляется слово "татарин" в смысле "не христианин". (Хотя в "Горбунке" у этого слова есть и другие смыслы).

"Бова-королевич":

   "И гости-корабельщики послали ярышков в подъездке и велели спросить: «Христианского ли ты роду или татарского? ""


"Конёк-Горбунок":

"Отвечай сейчас, татарин!"

и

И посыльные дворяна побежали по Ивана, -

поскольку "ярышки" - "ярыжки" - это посыльные.

Подъездка - корабельная лодка. Кстати, как и шлюпка в "Коньке".


11.

    Бове-королевичу грозят той же казнью, что и Ивану - посажением на кол, а ещё - повешением.

"Бова-королевич":

   "И царевна Минчитрия поклонилась отцу своему, повела  Бову  в свои хоромы, накормила-напоила его и сказала: " Бова , забудь свою веру православную христианскую и веруй в нашего бога Ахмета, и возьми меня себе в жены, будешь нашему царству правитель и от всех стран защититель. А не станешь в нашу веру веровать, и не возьмешь меня к себе в жены, мой батюшка может тебя повесить или на кол посадить".

"Конёк-Горбунок":
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной:
На правёж - в решётку - на кол!"

  Про повешение - кажется - ничего не говорится в "Коньке-Горбунке" - что понятно: попробуй скажи, - когда всего лишь восемь лет назад повесили декабристов!

   А всё же смелый и правдивый автор говорит о виселице.

  По старорусски "виселица" - это "шибалица". Есть такое словосочетание в русских народных сказках - "палица-шибалица".

Прикажи сейчас хоть в палки, -
Нет пера, да и шабалки!.. -

так отвечает царю Иван.
Под словом "шабалки" - одним из вариантов слова "шибалки" - палица,  - и спряталась, - как мы дкмаем, -  виселица.

   То есть, Иван готов к тому, что его за его Перо повесят, - как готов был к повешению за свою веру богатырь Бова.

12.

   Такие же нежные отношения у героев со своими конями.

"Бова-королевич":

   "И добрый конь богатырский обнял  Бову  передними ногами, и начал в уста целовать его как человек.
Начал  Бова  доброго коня богатырского по шерсти гладить и скоро успокоил."

"Конёк-Горбунок":

"Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему конёк. -
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?"
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.

   Нежные отношения с конём, - только в "Бове" - богатырским, а в "Горбунке" - крошечным...

 
13.

  Так же в обеих сказках есть царская кухня и повара.

"Бова-королевич":

  "И надел на себя  Бова  черное платье, и пошел на королевский двор, и пришел на поварню, а повара еду готовят.

"Конёк-Горбунок":

Вечерком одним сидели
В царской кухне повара
И служители двора;

14.

   Очень сходны ситуации знакомства Бовы с королём Зензевеем Адаровичем и Иванушки с Месяцем Месяцовичем.

"Бова-королевич":

  "И король Зензевей Адарович посадил  Бову  на коня, и поехал в Армянское царство, и начал у  Бовы  спрашивать: " Бова , какого ты рода, царского или королевского?""

  "И  Бова  сказал: "Государь мой, Зензевей Адарович! Я рода не царского и не королевского, я рода христианского, сын пономаря, а мать моя прачка".

  "И приехал  Бова  в Армянское царство в воскресный день, а король Зензевей Адарович стоял в церкви. И когда выходил король из церкви,  Бова  ему поклонился. И король Зензевей Адарович спросил: "Как тебя зовут, и из какого ты города, и куда идешь?" И сказал  Бова : "Зовут меня Август, ищу себе государя ласкового, чтобы меня приголубил". И сказал король: "Мне такие люди нужны. Пожалуйста, Август, служи ты мне". И Август поклонился..."

"Конёк-Горбунок":

"Сядь, Иванушка Петрович, -
Молвил Месяц Месяцрвич, -
И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого та народа,
Как попал ты в этот край, -
Всё скажи мне, не утай". -
"Я с земли пришёл Землянской, -
Из страны ведь христианской, -
Говорит, садясь, Иван, -

  На наш взгляд, - Зензевей Адарович и стал в "Коньке" Месяцем Месяцовичем.

15.

Конь Бовы так же скачет по костям, как и Горбунок.

"Бова-королевич":

 "И поехали в Армянское царство, и ехали в Армянское царство 3 дня и 3 ночи по человеческим трупам, едва добрый конь скакал в крови по колени."

"Конёк-Горбунок":
Вот конёк бежит по киту,
По костям стучит копытом.

(Мы всегда подозревали, что Конёк стучит по человеческим костям...).

16.

   Есть в "Бове" земский суд, который упомянут в одной из редакций "Конька".

"Бова-королевич":

  "И мужик пришел в город, и велел собираться мужикам в земскую избу. И скоро мужики собрались в земскую избу, встал перед ними мужик-посадник и спросил: "Выдать нам из города приезжих людей или не выдавать?" И выступила жена Орла и сказала: "Приезжих людей из города не выдавать, а уж детям своим нам не помочь". И мужик Орел сказал: "У женщин волос долог, да ум короток". И решили мужики  Бову  из города выдать."

"Конёк-Горбунок":

Осетры тут поклонились,
В земский суд бежать пустились / I-III изд.

Три котла в "Коньке" перекликаются с тремя зельями в "Бове".

"Бова-королевич":
"...и дам тебе три зелья: усыпляющее, да зелье белое, да зелье черное".

"И  Бова  умылся белым зельем, и осветил всю конюшню.
И пришла Дружневна к реке, и умылась черным зельем, и стала черна как уголь. "

"Конёк-Горбунок":

Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краёв водой студёной,
А второй - водой варёной,
А последний - молоком,..

17.

   И, в конце концов, - такими же почти словами  - берёт царевна героя за себя замуж. И характерно то, -что не он - её, а она - его.

"Бова-королевич":

 "А ты, государь  Бова , возьми меня себе в жены, будешь нашему царству правитель и от всех стран защититель".

"Конёк-Горбунок":

Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!"

   Из всего этого - полагаем, - можно сделать вывод, что автор сказки "Конёк-Горбунок" очень хорошо знал сказку о Бове-королевиче, любил её, и нарочно наложил сюжет своей сказки на канву сказки старинной.

Но и это ещё не всё.



* П.П. Ершов. Конёк-Горбунок. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1976. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.).  - С.5-52.