Мог ли это написать Ершов?-5. Бова-1.
"Конёк-Горбунок" и сказка о Бове-королевиче.
Фольклорист И.П. Лупанова - в предисловии к тОму сочинений П.П. Ершова в серии "Библиотека поэта"* -ничего не говорит про эту сказку. Она пишет, что сюжета, где бы герой противостоял дворовому окружению, в русских сказках практически нет. Но вот - в "Бове-королевиче" - самой известной русской сказке 18- первой трети 19 веков - герой противостоит именно окружению царского двора; и в ней вполне себе гамлетовские страсти разыгрываются.
Просто удивительно, - мы бы сказали, - как много совпадений у "Конька-Горбунка" с древнейшей европейской сказкой - о рыцаре Бове из города Антона, ставшей русской народной сказкой о Бове-королевиче!
Видно, у Ершова была своя бабушка, рассказывавшая ему в колыбели эту сказку...
Помните, у Пушкина мамушка-бабушка рассказывала "О мертвецах, о подвигах Бовы ..."? / Стихотворение "Сон".
Укажем лишь на некоторые сходные моменты в народной сказке о Бове-королевиче и "Коньке-Горбунке". Пройдёмся по тексту сказки "Конёк-Горбунок" - как более нам всем знакомой - от начала до конца.
1.
В сказку "Конёк-Горбунок" - на наш взгляд (вернее, слух), - проникло конское ржание из "Бовы-королевича":
"И встал Бова , и услышал конское ржание..", - или:
"И Бова проснулся, услышав за городом шум и конское ржание."
"Конёк-Горбунок":
Вдруг о полночь конь заржал...
Караульщик наш привстал...
2.
Если в "Коньке-Горбунке" не понятно, какой царь Салтан должен придти басурманить христиан -
И нейдёт ли царь Салтан
Басурманить христиан.., -
то при знании сказки о Бове мы найдём ответ.
Оказывается, "басурманит" не сам царь, а его дочь (очень похожая - на наш взгляд - на Шамаханскую царицу!).
И была у того царя Салтана дочь прекрасная королевна Минчитрия. И надела она на себя драгоценные платья, и пошла к отцу своему в палату, и сказала: "Государь мой, батюшка, царь Салтан Салтанович! Уж тебе сына своего, а брата моего не поднять, и 100000 войска не поднять же, а такого сильного богатыря изведешь. А ты, государь батюшка, дай его мне, я его обращу в свою веру латынскую и в нашего бога Ахмета, а он меня возьмет в жены, и будет нашему царству правитель и от всех стран защититель". А царь Салтана любил свою дочь прекрасную царевну Минчитрию. И сказал царь Салтан: "Дитя мое милое, прекрасная царевна Минчитрия, будь по твоей воле"."
3.
Так же король (царь) берёт к себе героя в начальники конюшни.
"Бова-королевич":
И король Зензевей сказал: "А коли ты, Бова такого худого рода, то служи у меня на конюшне, будешь старшим конюхом". И Бова поклонился своему государю и пошел на конюшню.
"Конёк-Горбунок":
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить.
........................................
........................................
........................................
........................................
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю.
...................Так и быть,
Стану, царь, тебе служить...
4.
Так же среди царского окружения оказывается один завистник-доносчик-оговорщик.
Бова-королевич:
И был у того короля Зензевея Адаровича дворецкий. И начал он свою государыню бесчестить: "Государыня прекрасная королевна Дружневна! Прилично ли тебе раба своего своими руками мечом-кладенцом опоясывать, и ноги раба своими руками в стремя ставить, и целовать своего раба в уста, в очи и в уши, и провожать на дело ратное и смертное?"
"Конёк-Горбунок":
Надо молвить, этот спальник
До Ивана был начальник
Над конюшной надо всей,
Из боярских слыл детей;
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился,
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.
5.
Таким образом, дворецкий в "Бове" стал Спальником в "Коньке-Горбунке".
Он подводит Бову под угрозу смерти - чего всё время хочет добиться и спальник для Ивана.
"Бова-королевич":
А в то время два короля, король Зензевей Адарович и король Маркобрун выехали на соколиную охоту. Тогда дворецкий призвал к себе 30 храбрых витязей и сказал: "Подите, убейте Бову на конюшне сонного, а я вам дам много золота и серебра". Всякому корысти хочется. И кинулись 30 витязей к Бове на конюшню, а Бова крепко спал. И среди тех 30 был один разумный. И сказал: "А ведь не можем мы Бову убить, не разбудив. А пробудится Бова , что нам будет? Бова - храбрый витязь, убил Бова сильного и славного богатыря Лукомора и 100000 войска побил. Пойдем к дворецкому! Дворецкий похож на нашего государя короля Зензевея Адаровича, напишет грамоту от королевского имени и пошлет Бову в Рохленское царство, Бова спросонья и не заметит подвоха". Дворецкому эта мысль понравилось. И пошел дворецкий в королевскую палату, и написал грамоту от имени короля Зензевея царю Салтану Салтановичу, чтоб Салтан Салтанович "на меня не обижался, не я убил Лукомора, сына твоего и 100000 войска побил. Имя ему Бова , и я его прислал к тебе головою своею на смерть".
"Конёк-Горбунок":
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.
Дай-ка я подкараулю,
А нешто, так я и пулю,
Не смигнув, умею слить,
Лишь бы дурня уходить.
6.
Так же светом озаряется конюшня. Только в "Бове" - от красоты заглавного героя, а в "Коньке" - от пера Жар-птицы.
Бова-королевич:
И увидела она из своих хором Бову на конюшне, а от его красоты всю конюшню осветило.
"Конёк-Горбунок":
Кони топнули, и вот
Входит старый коновод.
Дверь задвижкой запирает,
Шапку бережно скидает,
На окно её кладёт,
И из шапки той берёт
В три завёрнутый тряпицы
Царский клад - перо Жар-птицы.
Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,..
Если Бова-королевич красив, как Иосиф Великолепный, то Иван наш не красив, но обладает пером Жар-птицы, которое красит всё вокруг - и своего обладателя - тоже.
7.
Так же оба героя спят непробудным сном.
"Бова-королевич":
"И Бова , придя на конюшню, лег спать, и спал 5 дней и 5 ночей. Конюхи разбудить его не могли,.."
"Конёк-Горбунок":
Вот к конюшне прибегают,
Двери настежь отворяют
И ногами дурака
Ну толкать во все бока.
С полчаса над ним возились,
Но его не добудились.
8.
В "Горбунке" не очень ясно, откуда взялся какой-то рядовой, и почему Иван просыпается от его метлы. Метла же эта - явно из рук Бовы выхвачена.
"Бова-королевич":
Начал Бова скакать, да метлою махать, и прибил Бова 15000 человек.
"Конёк-Горбунок":
Наконец уж рядовой
Разбудил его метлой
Метла взята у Бовы, но передана в руки какого-то рядового. Был такой чин при Иване Грозном - среди дворянской челяди - "молотчий" - он же, рядовой.
9.
Так же презираема царская челядь. Правда, в "Бове" - противного короля Маркобруна, в "Коньке" же - наша, доморощенная.
"Бова-королевич":
"Вели Бову унять, что ему за честь с маркобруновой дворней тешиться?"
"Конёк-Горбунок":
"Что за челядь тут такая? -
Говорит Иван, вставая, -
Как хвачу я вас бичом,
Так не станете потом
Без пути будить Ивана!"
10.
Так же в обеих сказках употребляется слово "татарин" в смысле "не христианин". (Хотя в "Горбунке" у этого слова есть и другие смыслы).
"Бова-королевич":
"И гости-корабельщики послали ярышков в подъездке и велели спросить: «Христианского ли ты роду или татарского? ""
"Конёк-Горбунок":
"Отвечай сейчас, татарин!"
и
И посыльные дворяна побежали по Ивана, -
поскольку "ярышки" - "ярыжки" - это посыльные.
Подъездка - корабельная лодка. Кстати, как и шлюпка в "Коньке".
11.
Бове-королевичу грозят той же казнью, что и Ивану - посажением на кол, а ещё - повешением.
"Бова-королевич":
"И царевна Минчитрия поклонилась отцу своему, повела Бову в свои хоромы, накормила-напоила его и сказала: " Бова , забудь свою веру православную христианскую и веруй в нашего бога Ахмета, и возьми меня себе в жены, будешь нашему царству правитель и от всех стран защититель. А не станешь в нашу веру веровать, и не возьмешь меня к себе в жены, мой батюшка может тебя повесить или на кол посадить".
"Конёк-Горбунок":
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной:
На правёж - в решётку - на кол!"
Про повешение - кажется - ничего не говорится в "Коньке-Горбунке" - что понятно: попробуй скажи, - когда всего лишь восемь лет назад повесили декабристов!
А всё же смелый и правдивый автор говорит о виселице.
По старорусски "виселица" - это "шибалица". Есть такое словосочетание в русских народных сказках - "палица-шибалица".
Прикажи сейчас хоть в палки, -
Нет пера, да и шабалки!.. -
так отвечает царю Иван.
Под словом "шабалки" - одним из вариантов слова "шибалки" - палица, - и спряталась, - как мы дкмаем, - виселица.
То есть, Иван готов к тому, что его за его Перо повесят, - как готов был к повешению за свою веру богатырь Бова.
12.
Такие же нежные отношения у героев со своими конями.
"Бова-королевич":
"И добрый конь богатырский обнял Бову передними ногами, и начал в уста целовать его как человек.
Начал Бова доброго коня богатырского по шерсти гладить и скоро успокоил."
"Конёк-Горбунок":
"Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему конёк. -
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?"
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
Нежные отношения с конём, - только в "Бове" - богатырским, а в "Горбунке" - крошечным...
13.
Так же в обеих сказках есть царская кухня и повара.
"Бова-королевич":
"И надел на себя Бова черное платье, и пошел на королевский двор, и пришел на поварню, а повара еду готовят.
"Конёк-Горбунок":
Вечерком одним сидели
В царской кухне повара
И служители двора;
14.
Очень сходны ситуации знакомства Бовы с королём Зензевеем Адаровичем и Иванушки с Месяцем Месяцовичем.
"Бова-королевич":
"И король Зензевей Адарович посадил Бову на коня, и поехал в Армянское царство, и начал у Бовы спрашивать: " Бова , какого ты рода, царского или королевского?""
"И Бова сказал: "Государь мой, Зензевей Адарович! Я рода не царского и не королевского, я рода христианского, сын пономаря, а мать моя прачка".
"И приехал Бова в Армянское царство в воскресный день, а король Зензевей Адарович стоял в церкви. И когда выходил король из церкви, Бова ему поклонился. И король Зензевей Адарович спросил: "Как тебя зовут, и из какого ты города, и куда идешь?" И сказал Бова : "Зовут меня Август, ищу себе государя ласкового, чтобы меня приголубил". И сказал король: "Мне такие люди нужны. Пожалуйста, Август, служи ты мне". И Август поклонился..."
"Конёк-Горбунок":
"Сядь, Иванушка Петрович, -
Молвил Месяц Месяцрвич, -
И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого та народа,
Как попал ты в этот край, -
Всё скажи мне, не утай". -
"Я с земли пришёл Землянской, -
Из страны ведь христианской, -
Говорит, садясь, Иван, -
На наш взгляд, - Зензевей Адарович и стал в "Коньке" Месяцем Месяцовичем.
15.
Конь Бовы так же скачет по костям, как и Горбунок.
"Бова-королевич":
"И поехали в Армянское царство, и ехали в Армянское царство 3 дня и 3 ночи по человеческим трупам, едва добрый конь скакал в крови по колени."
"Конёк-Горбунок":
Вот конёк бежит по киту,
По костям стучит копытом.
(Мы всегда подозревали, что Конёк стучит по человеческим костям...).
16.
Есть в "Бове" земский суд, который упомянут в одной из редакций "Конька".
"Бова-королевич":
"И мужик пришел в город, и велел собираться мужикам в земскую избу. И скоро мужики собрались в земскую избу, встал перед ними мужик-посадник и спросил: "Выдать нам из города приезжих людей или не выдавать?" И выступила жена Орла и сказала: "Приезжих людей из города не выдавать, а уж детям своим нам не помочь". И мужик Орел сказал: "У женщин волос долог, да ум короток". И решили мужики Бову из города выдать."
"Конёк-Горбунок":
Осетры тут поклонились,
В земский суд бежать пустились / I-III изд.
Три котла в "Коньке" перекликаются с тремя зельями в "Бове".
"Бова-королевич":
"...и дам тебе три зелья: усыпляющее, да зелье белое, да зелье черное".
"И Бова умылся белым зельем, и осветил всю конюшню.
И пришла Дружневна к реке, и умылась черным зельем, и стала черна как уголь. "
"Конёк-Горбунок":
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краёв водой студёной,
А второй - водой варёной,
А последний - молоком,..
17.
И, в конце концов, - такими же почти словами - берёт царевна героя за себя замуж. И характерно то, -что не он - её, а она - его.
"Бова-королевич":
"А ты, государь Бова , возьми меня себе в жены, будешь нашему царству правитель и от всех стран защититель".
"Конёк-Горбунок":
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!"
Из всего этого - полагаем, - можно сделать вывод, что автор сказки "Конёк-Горбунок" очень хорошо знал сказку о Бове-королевиче, любил её, и нарочно наложил сюжет своей сказки на канву сказки старинной.
Но и это ещё не всё.
* П.П. Ершов. Конёк-Горбунок. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1976. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.). - С.5-52.