Глаза горят

Ирина Поликарпова
   Ох уж эта метафоричность нашей речи!
   Когда я слышала выражение "глаза горят", мне становилось не по себе: неуютно и тревожно, будто я посреди сухой степи, а ко мне движется стена огня - в мой мир входит человек с горящими глазами, в чей разум и сострадание я верю с трудом. Мне видится фанатик,ослепший, и потому идущий по людям, по чувствам, по словам. Робеспьер с такими горящими глазами гнал людей к палачу, а потом и сам поклонился плахе. Но про Робеспьера это я уже потом, почитав да поучившись, решила. А в юности мне в этом случае просто виделась фосфорически сверкающая собака Баскервилей. Вот где ужас-то!
   Жил, жил человек, и вдруг глаза его вспыхнули,жжёт он и себя, и других.Ему не угодишь,он всё видит в искажённом свечении пламени. Таким мне представляется Маяковский, который был поэтом, а потом стал огнедышащим факелом, испепелять захотел всех врагов и себя самого. Да так, что тушить было уже поздно.
   Несколько лет назад я работала в школе. Ещё в институте решила, что постараюсь стать таким учителем, о котором сама мечтала, сидя за школьной партой. И вот приезжаю как-то на совещание и слышу о себе: она вся в работе, у неё глаза так и горят...
   Что-то внутри меня оборвалось. Я не хочу, чтоб учитель смотрел на детей горящими глазами. Я хочу, чтоб взгляд его был внимательным, понимающим, добрым. Я хочу, чтобы учитель был живым человеком, только тогда он поймёт и почувствует живых детей. Потому, получив характеристику человека с горящими глазами, я вздохнула глубоко и стала думу думать: не хочу быть факелом и трещать , как бенгальский огонь. Не хочу, чтобы дети ходили спичками ,готовыми вспыхнуть от чужого слова, чужой идеи. Пусть они вдумчиво, внимательно смотрят на этот мир - не сквозь дым и пламя.
   А времена у нас часто такие, что хотят, чтоб глаза горели. И люди научились, приспособились: едет начальник - и люди засветились.Уж и борцов, и подвижников пруд пруди... Вышли из своей конторы - выключились, услышали зычный голос - включились. Для чего? Что подсвечиваем? Неважно! Главное,горим,не щадим себя ради дела...Люди взрослые овладели этой технологией, детей к своему опыту подтаскивают.
   Ходим, как огнедышащие дракончики: где подсветить,подпалить? Когда салют запустить? Не люди - фейерверкеры.
   В школе я теперь не работаю: глаза-то не горят... Живу просто. И хорошо мне, честное слово. Только душа иногда вздрогнет, когда резкий свет откуда-то -  не человек ли с горящими глазами приближается?