Костер на пустыре

Валентина Телухова
При разводе Соне досталась однокомнатная квартира. Муж не выбросил её на улицу из своей трехкомнатной квартиры, в которой она даже не была прописана, а значит, и не имела на неё никаких прав, как он утверждал. Муж купил ей квартиру на окраине города. Вот такой оказался великодушный человек! Половину стоимости жилья оплатили родители Сони, которые жили в далекой глухой деревушке на севере области.
Муж Сони сказал, что денег на покупку квартиры все равно не хватает и нужно поехать в банк и подписать документы на получение кредита. Когда Соня увидела сумму кредита, она запаниковала.

- Как же я буду его платить одна?

Банковские служащие услышали фразу Сони, удивленно спросили, состоит ли она в браке, а когда услышали отрицательный ответ, в кредите отказали. Пришлось Сонечке просить помощи у старшего брата. Он немедленно прилетел, вник во все дела и поставил бывшего мужа на место. Оказывается, тот собирался оформить квартиру на себя, а Сонечку лишить прав на приобретаемое жилье.
Брат все-таки заставил бывшего мужа внести долю в покупку жилья. Тот согласился при одном условии: Соня напишет, что материальных претензий, связанных с воспитанием еще не родившегося ребенка, она иметь не будет никогда.

Соня такую бумагу подписала. В результате такой сделки она оказалась полновластной хозяйкой однокомнатной квартиры на втором этаже многоквартирного дома на далекой окраине города. Брат сразу же произвел перепланировку. Кухню он превратил в отдельную спальню, а в большой комнате отгородил кухонный уголок и перенес в него плиту и раковину. Получилось очень удобно. Для малыша было выделено изолированное пространство. Правда, вокруг шло строительство, и день и ночь сваебойная машина страшно гремела, вколачивая сваи под новые фундаменты.

А муж Сони везде говорил о своем благородстве, и о том, что он не выбросил свою молодую жену на восьмом месяце беременности на улицу, а приобрел ей однокомнатную квартиру. И все смотрели на него восхищенно. Какая широта человеческой души!
О тайной сделке его с молодой женой не знал никто!

К Соне на первое время переехала мама. Она помогала ей во всем. Научила пеленать, купать, кормить своего маленького внука. Мальчика назвали Артемом, а в обыденности звали Темой. Родной отец не проявил к родному сыну никаких чувств. Он только хвастался перед приятелями своей находчивостью. Он успел расстаться с женой до рождения ребенка и приобрел ей жилье. А теперь он – полновластный хозяин своей квартиры. Она у него «чистая». Про свою совесть он так сказать не мог.
Соня дважды пыталась устроить свою личную жизнь, и дважды выходила замуж. И всякий раз разочаровывалась в новых спутниках жизни. Один оказался выпивохой, а второй предлагал определить Тему в интернат, а самим завести, он так и говорил, «завести» собственных детей.

Соня была не против появления в семье второго ребенка. Она хотела вырастить и девочку, но муж соглашался на второго ребенка в семье только вместо Темы. Соня не соглашалась, и поэтому расстались они без сожалений.

Мальчик подрастал. Денег катастрофически не хватало. Родителей Соня потеряла, когда Теме было девять лет. Теперь вся ответственность за семью лежала на плечах
молодой женщины. Профессия медсестры была в городе очень востребована. Только заработная плата была небольшой. Тогда Соня решилась уйти из поликлиники в хирургическое отделение. Там платили больше, и можно было брать дополнительные дежурства.

Тёма был спокойным и послушным мальчиком. Ему можно было доверять. Ему уже шел тринадцатый год. Мальчик утверждал, что вполне справится с домашними делами сам, а ночевать в одиночестве в квартире он совсем не боится!

Соня контролировала его по телефону и звонила вечером через каждые полчаса. Сын уверял, что он сидит дома и учит уроки, а в десять часов вечера всегда ложится спать. Соня верила каждому слову своего ребенка.

Однажды во время ночного дежурства Соня неожиданно заболела.

- Пищевое отравление. Все симптомы налицо. Повезем в инфекционку? – спросил Соню дежурный хирург.

- Ни в коем случае! Сама сделаю промывание желудка, потом поголодаю, и за три дня поставлю себя на ноги. У меня сын дома, оставить его не на кого!

- Смотри сама! Только без анализов на работу мы тебя не допустим. Имей в виду! Езжай домой и лечись! Вызывай такси. В два часа ночи общественный транспорт уже не ходит. Да постой. Я тебе сам машину вызову. У меня приятель в этой сфере есть. А то спросят с тебя за ночной вызов двойной тариф. А деньги то есть? Нет? Я так и знал! Вот! Даю безвозмездно. А на лекарства? Тоже нет? Вот, добавляю еще, но это – с отдачей. Заедешь в дежурную аптеку и все себе купишь!

- Спасибо, Григорий Ефимович!

- Вот только не нужно меня целовать, а то старушка моя ревновать начнет! И реветь не нужно. Действуй, как наметила. Все обойдется.

Соня ехала по ночному городу и думала, что нужно войти в квартиру без всякого шума, чтобы не напугать мальчика своим внезапным возвращением.

Стоял октябрь. Ещё не все тепло покинуло эти края. Еще стояла днем такая хорошая погода, что верилось в то, что лето может вернуться, а приход зимы казался каким-то нереальным. И только ночью, особенно во второй её половине, температура достигала нулевой отметки. Первые ночные заморозки убили цветы и растения, и они  стали мокрые, скользкие, неживые. Деревья и кустарники почти потеряли свое убранство. Уцелевшие листья на березке возле подъезда дома можно было пересчитать за минутку. Ветер не щадил и их. Безжалостно обрывал последние засохшие золотинки листочков, и с недовольным бормотанием нес их дальше. Казалось, что они даже звенят на лету слегка, как последние копеечки в полупустом кошельке пожилой женщины.

За одиннадцать лет вокруг дома, где жила Соня, выросли кустарники и деревья. В середине двора стоял павильон для детских игр. Детская площадка была тоже обустроена силами самих жильцов. Только одна беда – машины жильцов летом стояли под окнами дома так близко друг к другу, что мешали свободно пройти к подъездам.
Сонечка пробралась к подъезду, но нечаянно задела стоявшую машину. Сработала сигнализация. В соседнем подъезде на балконе второго этажа громко залаяла собака, а через мгновение послышались и крики самого хозяина движущегося средства.

- Кто там хулиганит? Стойте, где стоите!

Соня не успела и с места сойти, как отпущенная собака уже перекрыла ей все пути отступления. Следом выступал хозяин. Он посветил Соне прямо в лицо китайским голубоватым фонариком.

- Интересно. Мы что делаем тут в такое неподходящее время?

- Домой иду. Заболела. Вот и иду.

Соня оробела.

- Домой? Я Вас прежде здесь не видел.

- Почему же? Я уже больше десяти лет здесь живу.

- Проверим. Поднимайтесь в квартиру, а я за Вами.

Соня возражать не стала. Она набрала код на замке подъезда и вошла в него. Незнакомец шел следом, но собаку оставил на улице.

Соня открыла ключом дверь.

- Тихо! Сын спит!

Она включила свет в прихожей и осторожно заглянула в спальню сына и ахнула. Постель была даже не разобрана. Отключенный сотовый телефон лежал на письменном столе.

- А где? – спросила она растерянно.

- Это у Вас нужно спросить.

- Что-то случилось…

Соня стала оседать на пол.

- Вот только не нужно так делать!

Незнакомец подхватил Соню на руки и уложил на диван.

- Однако и веса у Вас никакого нет. Как ребенок, - сказал незнакомец.

- А где же может быть мой сын в такой поздний час?

- Я тут с Дозором прогуливался вечером и видел на пустыре за домом костер, а возле него подростки сидели. В карты играли. Смеялись громко. Не в этой ли он компании?

- Да что Вы? Как Вы можете? Мой Тёма – домашний ребенок. Нужно заявить о пропаже ребенка в полицию, нужно обзвонить все больницы.

- Конечно, нужно, но вначале проверим мою версию! Так! Я Вас одну на поиски не отпущу. Мы с Дозором идем Вас сопровождать. По-соседски нужно помогать друг другу. Разрешите представиться: Аркадий Семенович. Ваш новый сосед. Да мы и живем через стенку с Вами. Я только месяц, как переехал. Бывший военный. На данный момент холост.

«Зачем мне эти подробности? Тут сын пропал, тут сердце на части рвется, а он мне про свое холостое положение. Мне какое дело?» - подумала Соня сердито.

- Соня.

- А по отчеству?

- Ивановна.

- Вот и познакомились. Так идемте! И давайте поторопимся.

Зябко кутаясь в легкую осеннюю куртку, спотыкаясь в кромешной темноте, Соня шла за почти незнакомым человеком в какое-то глухое место в поздний ночной час и ничего не боялась.

Действительно, когда они обогнули дома, они увидели на пустыре небольшой костер, возле которого кто-то сидел, скорчившись и пригнувшись к земле.

- Тема! Тема! – закричала Соня и побежала вперед, не разбирая дороги.

- Мама? Ты откуда здесь взялась?

Мальчик был в полной растерянности. А Соня хватала его за руки, заглядывала в глаза и все твердила одно и то же.

- С тобой все в порядке? С тобой все в порядке?

- Да все в порядке, мама!

- Тогда почему ты не дома? Ты же мне отзвонился в десять часов и сказал, что ложишься спать.

- Я и ложился, но ребята позвали посидеть у костра, я и пошел.

- А где ребята?

- Все домой ушли!

- А ты?

- А мне не хочется. В пустую квартиру.

- Так ты боишься один дома ночевать?

- Не боюсь. Но мне не нравится.

- А почему молчал, ничего не говорил?

Артем примолк. Вздохнул глубоко.

- Я уже домой собирался. Только костер нельзя без присмотра оставлять. Я жду, когда он догорит. А он не догорает и не догорает!

Мальчик всхлипнул.

- А я замерз страшно и спать хочу.

Аркадий Семенович посветил вокруг своим фонариком, нашел кучку песка и стал молча горстями носить его и сыпать на огонь. Соня стала помогать ему. Артемка присоединился последним. Огонь был погашен полностью, до последней искорки. Мужчины потоптались на пепелище.

Домой они шли уже маленьким и сплоченным коллективом. Дозор признал в Артемке друга и затеял с ним игру. Соня шла, пошатываясь.

- Что с Вами?

- Мне кажется, я сейчас упаду, - тихо сказала Соня, ни к кому не обращаясь.

- Как это упадете? Почему? Все же в порядке. Блудный сын нашелся. Я бы тебе ремня все-таки дал! Ты – заработал. Так мать напугал! Не по-мужски это. Мы должны женщин оберегать, а ты пугать вздумал мать свою. А отец где?

- Теоретически он существует, но только я его ни разу не видел. Да и нет у меня к нему никакого интереса.

- Понятно. Подробности меня не интересуют. Давайте я Вас, Софья Ивановна, покрепче под руку возьму, а то Вы что-то вяло так плететесь.

- Мне нездоровится. Скорей бы до квартиры дойти.

Они дошли. Наверх сосед отнес Соню на руках и поставил возле входа в квартиру.

- Дальше сами разберетесь, или мне помочь?

- Сами, сами! Спасибо Вам большое! Дальше мы сами. Что бы я без Вас делала? Мне Вас Бог послал. Спокойной ночи!

- А вот с этим ничего не получится. Я с приятелями на охоту собрался. Мы выезжаем уже через полчаса. Вам спокойной ночи!

Аркадий ушел. Соня села в прихожей на маленький пуфик, а потом обхватила сына, крепко прижала к себе и заплакала в голос.

- Кровинушка ты моя! Солнышко моё ясное! Я для тебя все сделаю. Я для тебя же стараюсь. Да брошу я эту работу. Вернусь в поликлинику! А вечерами полы буду мыть. Я с тобой рядом буду всегда.

- Вместе полы будем мыть! Вместе! – сказал Артем твердо.

- Конечно, вместе. Какой ты у меня уже взрослый! Настоящий помощник!

Соня слово сдержала свое и вернулась на работу в поликлинику. Они с сыном стали мыть подъезды по вечерам и понемногу покрыли долги за квартиру.

Аркадий Семенович стал заходить к ним в гости. А Соня видела его отношение к ним с Артемом, но никак не могла поверить в то, что на свете есть и настоящие мужчины. Только весной в один из воскресных дней Аркадий Семёнович пришел в гости в неположенный час с огромным букетом цветов и попросил у Артема руки его матери.
Артем согласие дал.

- А меня спросить не нужно? – возмутилась Соня.

- Как? А ты разве не согласна?

Мужчины посмотрели на неё удивленно.

- Да согласна я, согласна! – сказала Соня и пошла накрывать на стол.

- Хоть второй ребенок родится в полноценной нормальной семье! Хоть бы Господь девочку послал! - сказала негромко Соня, дотягиваясь до верхней полки серванта, в котором стояла праздничная посуда, - хоть бы девочку!

И ребенок мягко толкнулся у неё в животе, обещая исполнить её желание!