Люди, будьте людьми! Строки из лесного дневника

Татьяна Картамышева
Это моя публикация более чем 30-летней давности в городской газете г. Шелехова Иркутской области, где я тогда работала. Попалась в руки, когда я разбирала свой архив.
Сколько времени прошло. И страна другая, и мы не те. Но лозунг на плакате в том таежном уголке по-прежнему актуален...



Позади неблизкий путь по таежным тропам. Но вот раздвинулись деревья, и мы вступили на небольшую поляну. И первое, что оказалось перед глазами, был плакат «Люди, будьте людьми! Это трудно, но у нас нет другого выхода». Сооружение, именуемое балаганом. У входа на гвоздике «Альпинист». И еще записная книжка с подвешенным фломастером... Из нее, с разрешения гостеприимных хозяев этого лесного приюта, взяты эти строки: 

 Бурундук вчера утащил пряники и сейчас носится по балагану, не обращая на меня никакого внимания, пытаясь залезть на подвесную сетку, куда пришлось положить сухари. Нахал! Встал на задние лапки и заглядывает на полку. Жаль, что я не взял фотоаппарат...

Ув. тов. Б-тов! Есть предложение брать с каждого приходящего в этот чудный уголок клятву. Она будет заключаться в обязательстве не разглашать тайну его местонахождения. Да, по предложению Валеровского - старшего, Вы, ув. А.И., теперь будете именоваться следующим образом: сэр Томас, эксвайр, председатель лиги защиты бездомных кошек, председатель королевского общества долгожителей, владелец балагана (ранчо)  и его окрестностей.

Бурундуки продолжают наглеть, почти как люди. Ничего хорошего зверям мы не даем. Нужно, чтобы они как можно меньше видели человека. А.П. 2.09.84..

Я очень рада, что посетила этот чудный уголок! Познакомилась с ранчо и его обитателями. Спасибо за гостеприимство. Ира.

Уважаемые хозяева! Ваше ранчо приютило двух горе-туристов (один джентльмен и одна ледь). Клянемся не разглашать тайны, но не можем обещать, что сами сюда не пожалуем. Дело в том, что здесь настоящий лес, а этот уголок просто прелесть! Спасибо за приют!
Студенты 5 курса ИГМИ, 26.05.85.

Здравствуй, природа! Мы пришли, дети твои, и тем счастливы! Млекопитающим мы доверяем, в том числе и людям, хотя они меньше всего этого заслуживают. А.Б. 20.06.85.

Я еще вернусь сюда! Л.В. 3.08.85.

Очень славно здесь! Только вот ягоды маловато... Оля. 3.08.85.

Что такое уют? Это сухие носки, разгоревшийся, наконец, костер, тихая музыка, две свечи и я с кружкой чая (конечно, лесного). Как Вам нравится такое, тов. Б — тов?
Темнота вокруг, усиливаемая светом костра, и никого, ни души, кроме одного тебя... Замечательно, правда?
Кто такая Оля? Жаль, что я женился неделю назад.

Уважаемые незнакомцы и незнакомки! Предлагаю вам рецепт лесного чая, который сейчас пью, и на душе у меня очень и очень... Итак: дозифора — горсть, кипрей — горсть, малина, черника — по веточке с ягодами, брусника — несколько веточек, шиповник — веточка с ягодами, княженика, она же куманика — веточка, лист черной смородины — три штуки.  В общем, ягоды могут быть любые съедобные. Все это на чайник воды, кипятить минуту ( не больше). Попробуйте!
Итак, А.И., Вы задаете мне законный  вопрос (хоть Вы сейчас и дома, но я  слышу его): что  я тут делаю? Дело в том, что моя молодая жена хочет иметь в мужьях мужественного человека. Вряд ли я приближусь к Вам, но тем не менее решил воспитать характер. Да вот беда - никаких медведей и рысей! ( впрочем, типун мне на язык, лучше без приключений).
В общем, решил, что буду ночевать здесь. Конечно, это трудно, но у меня нет другого выхода. А.П.

Хорошее утро омрачилось трагическим молчанием, с которым были похоронены два упитанных мыша, выловленных сегодня в котелке. Невеселая история. Суп, который я приготовил вечером, стал погребалищем для двух замечательных, вернее, двух замечательно серых зверюшек. Трагедия, разыгравшаяся в котелке, наводит на различные мысли. Пусть вам будет пухом земля, ромео и джульетта мышиного царства. А может это были прекрасные семьянины, трудолюбивые супруги, добывавшие пищу для семейства в нашем балагане?
Друг мой  Б — тов! Все мы смертны, но лишь в нашем обществе долгожителей можно избежать подобной участи. Товарищи, вступайте, в общество долгожителей, и вы тогда поймете, как прекрасна жизнь!.

Врешь, Петрович, мы бессмертны, но если будешь бездельничать, то я... . Понял, сочинитель? В связи с медовым месяцем объявляю тебе амнистию. Хозяин.

Переночевал и впервые не мерз. Благодарю Вас, сэр, за теплый прием. В. - старший.

Заявление. Прошу Вашего разрешения на постоянное местожительство на Вашем ранчо для дальнейшего улучшения здоровья и повышения жизненного тонуса. Г.П.
Оформить с 26.08.85. Б -тов.

Я видел, звезды мне светили,
 Луна скользила в небесах,
 И трепетно болото спало.
 Земля дышала, улыбаясь,
 Смешно ворочаясь во сне... А.Б., час ночи 30.08.85.

С Новым годом! Как это здорово — жить! И еще, и еще — жить! Будем жить, люди! (подпись неразборчива).

Хорошо, но одиноко. Гостей нет. А человеку нужен человек. А.Г.

Тихо. Немного одиноко. Лопату и транзистор пока не
 вернули, наверное, второй раз дорогу не нашли. Нам, человекам, очень тишины не хватает. Плохо, но тишину умеют слышать немногие. Я не умею — буду учиться. В лесу стараюсь вести себя как можно тише, не выплескивать свою блажь. Я ведь в гостях, а все остальные у себя дома. Мы давно забыли, что мы гости на земле. И потому ведем себя, мягко говоря, непристойно. День хороший, куманики много, а народ хватает зелень черники и голубицы, обидно. А. Б.

Б-тов! Почему тебя нет? Почему я пью этот чай в одиночестве? Друг ты мой далекий! Не переживай. Случилось то, что должно было случиться. Кому-то понадобились транзистор и лопата. Ах, честный Саша! Я слушаю музыку без транзисторов — писк комаров, шелест веток, шуршанье пульса в ушах. Может быть, это лучше? Дрожит пламя свечи, покрывается звездами синее небо, изрезанное тенями деревьев. Но виднеется еще твой лозунг «Люди, будьте людьми!». Увы, не каждому имеющему глаза  дано дано увидеть и понять твой призыв. Я сделал открытие: оказывается, лозунг твой виден от света свечи. А.П.

Мне здесь понравилось. Все было хорошо ( подпись неразборчива).

А что было хорошо? Желательно отмечать конкретно, товарищи путники. Кажется, что кое-кому нравятся, в основном, «Альпинисты» (марка транзисторов, которые здесь почему-то не приживаются). Уважаемые товарищи! Когда вам по душе будет другая марка, повесьте, пожалуйста, «Альпинист» на прежнее место. Братья Валеровские.

Я здесь впервые и сразу же забыла, зачем пришла. Хоть и пугали меня длинной дорогой, но для меня это «аллея в парке». На следующий год обязательно приду сюда с детьми. Видела вашего «домового», бурундука, забегал после обеда. В.Ш.

Объявляем сезон культуры русского слова. С этого момента на все времена начинаем возрождать русскую речь и отказываемся от любой словесной грубости и иностранщины. Закон вступает в силу в пределах ранчо, в перспективе выхода на международную арену.
Оргкомитет культуры русской речи: А.П., Н.Ч., С.К..

... И ваш покорный слуга — А.Б.