Сказ про Змеинный овраг

Елена Ларская2
Кустарником зарос Овраг Змеиный,
Качает ветер паутину на ветвях,
И люди, проходя тропой пустынной,
Спешат перекреститься второпях.

Судачат меж собою бестолково -
В низине будто водится змея!
И обернувшись девкой чернобровой,
Чужих мужей уводит навсегда!

Ещё рассказывают, будто пропадают
Всё больше молодые мужики!
Где правда, а где ложь, то люди знают...
А может, это сказка для души!
=====================================

В глухую деревеньку путь неблизкий,
Петляет средь деревьев вековых,
На старом пне пророс кустарник низкий,
Раскинул веер прутиков сухих.

Вечерний блеск холодного заката,
Не видит путник позднею порой.
Торопится домой, а тени мрака
За ним сгущаясь, следуют толпой.

Тропинка лесом, в темноте плутает,
Стеною сосны, мёрзлая земля,
А на краю лежит и обвивает
Пенёк трухлявый чёрная змея...

Уже давно здесь, ожидает встречи,
В кольцо скрутилась, затаясь у пня.
Усталый путник, опустивши плечи,
Идёт домой, где ждёт его жена,

Где сын в натопленной избе играет
И борщ в печи давно уже дошёл,
Капуста собрана, лежит в сарае,
Готова бочка, там же, под засол...

Вот наконец шаги...и задрожала,
Шипит, качаясь чёрная змея,
На месте том, где только что лежала,
Блестит, переливаясь чешуя....

А на краю оврага, у тропинки,
С охапкой тяжкой хвороста, едва
Стоит молодка в тёмненькой косынке -
Примятая вокруг неё трава...

Устала, притомилась не на шутку,
Всё в каплях пота девичье лицо,
Как будто вышла только на минутку -
Надето наспех старое пальто.

С улыбкой, шёлк волос со лба откинув -
Поможешь хворост к дому донести?
Недалеко, через овраг в низину,
Не больше десяти минут идти?!

-Конечно помогу, но не припомню,
Чтоб кто-то там, когда-то проживал?
Чуть глянув, повела лишь чёрной бровью-
Как странно, что ты этого не знал!

Уж сколько лет вон-там, за поворотом,
Живу давным-давно в лесной глуши,
Смотри, внизу у самого болота,
Совсем одна и рядом ни души...

Спускаясь ловко в тьму, в овраг бездонный,
Скользит змеёю в тёмный полумрак,
А парень, красотой заворожённый,
Спешит за ней, всё убыстряя шаг.

Идут в ночи, лишь звучно под ногами
Хрустит, звеня, промёрзшая трава,
Нависло небо тяжко, облаками,
С холодным блеском выплыла луна...

Вот ветхий дом в низине показался,
Мелькнула тень трубы из кирпича,
Порог протяжным скрипом отозвался,
Взметнулась ярким пламенем свеча...

Сейчас затопим печь, согреем чая -
С себя снимает старое пальто...
Тростиночкою гибкой извиваясь,
Зашторивает тусклое окно.

Бутылка с запотевшей самогонкой,
Огурчики, две стопки в уголке,
Капусточка хрустящею соломкой,
Порублена в тарелке на столе.

По стопочке, согреться чтоб с дороги,
Да сразу наливает по второй...
Уходят незаметно прочь тревоги
И гаснет мысль удушливой волной!

Густые волосы сознание туманят,
Как водопад струятся в мираже,
Горячими губами сердце манят
И жаром растекаются в душе...

Туманным взглядом видит взор напротив,
Зовут прищуром чёрные глаза,
И тает под руками бархат плоти,
Плывёт желанным чувством теплота!

Сплелись губами, вздохи страстным всхлипом,
Разносятся метаясь по углам,
До дрожи навалилась похоть хрипом,
Скользит огнём разлившись по телам!

Напившись страстью, словно сладким ядом,
Поверивший коварной, злой змее,
Уснул - забылся сном со страшным гадом -
Навек укрыт в тяжёлом забытье!

Мгновеньем годы жизни уходили,
Виски засеребрились сединой,
Очнулся на болоте в липкой гнили,
По телу дрожь, холодною волной!

Не видит никакого дома рядом,
Средь кочек топких вмёрз, едва живой!
Колотит страх, безумство жутким взглядом!
Трясёт обледеневшей бородой!

И ужасом сковало сердце диким -
Быстрей отсюда прочь покуда жив!
И разорвало сумрак ночи криком -
Домой!!!  А шёпот сзади - ну вернис-с-сь...

От страха силы нет, отнялись ноги,
Но там же дом, там сын и там жена!
Простите вы меня, о мои Боги!
Чего ж наделал люди, нынче я?!

Но что за развалюха? Дом мой что ли?!
Не может быть! А где  моя семья?
И кто же я теперь?... И где же доля? -
Сгубила долю чёрная змея!

В избу зашёл, со страхом поклонился -
Сто грамм и корка хлеба на стакан.
На образа вздохнув, перекрестился,
И горечью, стоит в глазах туман...

-Скажи мне мать, что у тебя за горе?
Кого ты поминаешь здесь одна?
-Эх старче...И тоска-печаль во взоре!
А горе моё выпито до дна -

Годины нынче -  мужа поминаю,
Не знаю, где и сгинул навсегда?
Да пятдесят годков, уже как маюсь -
Такая видно у меня судьба...

Сыночка в тот же год я схоронила,
Ужалила ребёночка змея...
Как муж пропал... Как я себя винила -
За что ты наказала жизнь меня?

И там же рядом, свёкор со свекровью,
С сынком моим, все вместе крепко спят.
Четвёртая оградка... В том безмолвьи,
Четыре уж креста теперь стоят!

-Ну что ж пора, совсем уже стемнело,
В соседнюю деревню мне идти...
Помявшись у двери, сказал несмело -
Спасибо мать, за всё меня прости...

Рукою смерти сердце вырывает!
И в прошлое, отныне нет пути...
Как сладок яд измен порой бывает,
И как страшна расплата за грехи!

Обнявши крест, забылся на скамейке,
И видится в последнем, вечном сне -
Лесной тропой в рабочей телогрейке,
Торопится, идёт к своей жене...

Там сын в натопленной избе играет,
И борщ в печи уже давно дошёл,
Капуста собрана, лежит в сарае
Готова бочка там же, под засол...

Открытые глаза остекленели...
Порошей иней лёг на бороде...
В гримассе жуткой губы побелели...
Студёный ветер воет в тишине....


Ст.1
=============================
Рецензия на «Одностишники. ру» (Косолаповскиий)

)Просто веником убиться от вашей писанины!)Такой пафос, такие обличающие строки ! Не вы ли окучивали рейтинг всеми доступными и недоступными способами . Не вы ли строчили рецки всем подряд?)))
Если даже допустить мысль, что вы всё поняли и преобразились, то почему-то в это не верится . И объясню почему .
Вы "обличаете", если можно так выразиться, каких-то мифических рейтингистов( а вернее, Опальщиков),которые превратили рейтинг в "помойку" . Но есть маленький нюанс. Эти опальщики - вполне реальные "авторы", которые дружной командой отОпали и это произведение . )))На данное обличающее произведение написали свои поддерживающие комментарии те самые опальщики, которые и превратили рейтинг в "помойку" и которые - "На главной собрался в количество сброд "
Это :
Ларская, Букашечка, Кобрин,Владимирская, Воловик, Новицкий, Иакут, Каминская 7... ну и другие "обличители- опальщики" подтянутся .)))

"Эти писаки", как вы изволили выразиться , - не мифические ОНИ, а реальные Вы ( вкупе).)))

Вита Савицкая   25.04.2017 12:33   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Да, Виктор, попались и Вы!!!
Но что интересно, Вита, он теперь в свите у другого автора:
http://www.stihi.ru/2017/04/25/4167
С улыбкой.

Коломбина3   25.04.2017 12:28   Заявить о нарушении
Зачем убиваться веником?))))) живите сколь Бог даст... Указанные Вами авторы, пишут стихи, а не бред сивой кобылы, о коем я иронизирую в своём простом стихотворении, не претендующим на мировую классику)))(
Всего Вам доброго;

Косолаповскиий   25.04.2017 12:34   Заявить о нарушении
Люба ! Это не играет никакой роли. "Свиты" можно менять, но все хвосты торчат и видны со всех сторон . )

Вита Савицкая   25.04.2017 12:35   Заявить о нарушении
Указанные мной автора, обмениваются баллами и не более того.И в рейтинг они попаджают исключительно благодаря своим способностям к быстрому рецкописанию . )))
А ваше "обличающее" произведение, не более, чем спекуляция на теме .

Вита Савицкая   25.04.2017 12:39   Заявить о нарушении
"Свиты" можно менять,"
Так это он вошёл в свиту к автору, которого я показала.)))
И был принять с большой радостью.
:)))

Коломбина3   25.04.2017 12:40   Заявить о нарушении
Люба! Если автор адекватный, он достаточно быстро сообразит, в чём тут дело . )

Вита Савицкая   25.04.2017 12:42   Заявить о нарушении
Вита, а если неадекватный, то в чём заключается его преступление?
Он же не приходит в пародисту первым.
Ну, тронули раз, другой, заметили, что он так ... реагирует, так зачем продолжать докучать ему?
Скучно или месть какая?
Думаю, что месть!

Коломбина3   25.04.2017 12:47   Заявить о нарушении
Уважаемые коллеги)))) если Вы не согласны с моим простым ироническим стишком, и думаете по другому на этот счёт, то напишите что-то своё. Я не навязываю никому свои стишки, и не шлёпаю сотнями рецензий, налево и направо. И ни для кого не секрет, как попасть в рейтинг, для этого нужно написать за день пол сотни восхваляющих откликов и вы на "олимпе", это придумал не я, и на этом сайте, я всего лишь четыре года. Сочинять стихи - это моё хобби, и амбиций на этот счёт, не имею...
Рад был с вами пообщаться;;

Косолаповскиий   25.04.2017 12:50   Заявить о нарушении
Нет, Люба ! Это - не месть . Это - нормальная здоровая реакция . Ну вы же убираете грязь в своём доме.Сайт - виртуальный литературный "дом" . И когда замечаешь "грязь", естественное желание - либо её убрать, либо( хотя бы ) обозначить, что это такое .
Некоторые пишут критические статьи, некоторые пародии. Это - нормально . Только так и должно быть .

Вита Савицкая   25.04.2017 12:51   Заявить о нарушении
Это - не простые иронические стишки, это спекуляция на теме . и вы, будучи, опальщиком ( пусть бывшим) и поддерживающим опольщиков, не имеете никакого права писать на эту тему .

Вита Савицкая   25.04.2017 12:54   Заявить о нарушении
Вита, этот сайт для многих как бы дом.
А в доме хозяин, как правило любит расслабляться. И если для кого-то его порядок видится как беспорядок, то это проблемы не хозяина, а того, кто к нему зашёл.
А вот месть - это ближе, и месть за Погорелова В.
А Вы не прочли ссылку, которую я дала на "шуточный стих" пародиста, который он написал на стихи Есенина.
Что помешало?

Коломбина3   25.04.2017 12:56   Заявить о нарушении
Виктор, а вот у меня почти по теме:
http://www.stihi.ru/2016/08/06/1089
:)))

Коломбина3   25.04.2017 12:58   Заявить о нарушении
Люба ! Расслабляйтесь, только не надо при этом приписывать другим то, что сделали бы вы сами при определённых обстоятельствах . Ага? )

Вита Савицкая   25.04.2017 13:02   Заявить о нарушении
-----------------------------------------------------------
Рецензия на «Не говорите плохо о поэте» (Елена Ларская2)

Если вы о поэтах, ушедших из мира сего, то мое мнение созвучно вашему: http://www.proza.ru/2013/03/20/1882

А если об одном известном нам хаме, то лучше бы и не знать его вовсе. Я кстати, вчера стал вчитываться в его стихи и над метафорами долго смеялся. Вы, например, никогда не задумывались, как можно "сорвать запонки с души" и к каким последствиям это приведет? А как сидеть в плену у неровного дыханья? И если присмотреться, там таким "светом" наполнена чуть ли не каждая строка.
Ваш стих красив и технически безупречен.

С уважением,

Юрий Тар   19.06.2017 14:17   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо, Юрий!
Что касается того, о ком это написано, то это посвящено простым поэтам, которые просто писали для своей души и не лезли в "великие".
------------
Что касается выражения "срываю запонки с души".
Я люблю справедливость, поэтому объясняю.

Что такое запонки?
Это вид застёжки, которой можно что-то застегнуть, пристегнуть и т.д.
--
Душа нараспашку – говорят о человеке открытом, общительном, дружелюбном, которому нечего скрывать. А как сформировалось выражение душа нараспашку?
Все дело в том, что душа в представлении наших далеких предков это духовная составляющая человека, его дух (в отличие от плоти). И по представлениям предков эта самая душа располагалась в области сердца, груди, и по некоторым представлениям средоточие ее была ямочка между ключицами. И когда человек распахивал ворот одежды, показывая эту ямочку, он тем самым демонстрировал открытость своих намерений, отсутствие тайных умыслов, показывал, что ему нечего скрывать. И от распахнутой рубахи и пошло выражение – душа нараспашку. И еще, таким образом, человек показывает, что у него на груди нет спрятанного оружия или камня за пазухой.

Вот поэтому метафора - (Срываю запонки души) у меня не вызывает никакого отторжения.
То есть человек расстёгивает (распахивает) свою душу на встречу другому человеку.
------------------
Очень яркая и красивая метафора.
Тоже самое и по второй метафоре.

Елена Ларская2   19.06.2017 16:45   Заявить о нарушении / Удалить
Позволю себе с вами не согласиться и объясню, почему. Да, есть такой устойчивый фразеологический оборот "душа нараспашку". Что он подразумевает? Душа как бы предстает в образе рубахи с расстегнутыми пуговицами - в переносном смысле - человек открыт. Что такое запонки? Застежки на манжетах рубашки и только на рукавах. Предположим, я снял запонки с манжет. И что? Рубаха расстегнута? Нет. Человек остался закрытым. Следовательно, метафора притянута за уши человеком, который эти запонки если и видел, то только на картинке. А скорее всего, понятия не имеет, что это такое, и как им пользуются.

Юрий Тар   19.06.2017 16:56   Заявить о нарушении / Удалить
Теперь насчет "неровного дыханья". Автор сего образа где-то утверждал, что неровное дыханье это символ любви. Но в данном случае это всего лишь парафраз выражения "неравнодушный" или "дышать неровно", что уже есть метафора. Быть в плену у неравнодушия? Чушь. У неровного дыхания? Не вижу символа любви. Неровное дыхание может быть и при ходьбе по пересеченной местности. То есть, опять имеем метафору, притянутую за уши для соблюдения ритмики стиха.
Не всё, что звучит красиво, есть поэзия. Форма формой, но и содержание имеет значение.

Юрий Тар   19.06.2017 17:02   Заявить о нарушении / Удалить
Юрий, сразу проясняю по запонкам.
Я не мужчина и запонки не ношу, но даже я знаю, что -
---------------
http://tolkslovar.ru/z3291.html
Значение слова Запонка по словарю Ушакова:
ЗАПОНКА
запонки, ж. Металлическая или костяная застежка, вдеваемая в петли воротника, груди и рукавов рубашки. Запонка для манжет. Запонка для воротничка.
-------------------------
Чувствуете - в петли воротника, груди и рукавов рубашки!!!)))))))))))))

Елена Ларская2   19.06.2017 19:44   Заявить о нарушении / Удалить
Теперь по поводу -
--
"в плену неровного дыханья"
-
Плен - 1. Состояние зависимости,
-
Неровный
3. Неравномерный в своем течении.
-------

Зависимый (страдающий) от неравномерного дыхания.
В данном случае таким образом показано волнение. Когда человек волнуется, то дыхание у него действительно неровное. И это волнение не обязательно должно идти от любви или от мимолётной влюблённости.
--
Здесь была задача показать волнение и эта цель достигнута данной метафорой.
--------------------------------
А вообще, то Юрий, разбирать метафоры, это последнее дело, потому что они основываются только на личном жизненном опыте автора. А этот опыт у каждого свой.
В таких случаях надо разбирать связанность и логику применённой метафоры, а также правильное стилистическое написание.
------------------------------
Я понимаю, что это было сказано не просто так, а чтобы укусить оппонента. Но поскольку я не участвую в этих совершенно диких разборках, то очень попрошу вас впредь не упоминать данное имя, а также намёки на данную личность в нашем с вами общении. Спасибо.

Елена Ларская2   19.06.2017 20:06   Заявить о нарушении / Удалить
И когда вы последний раз видели запонку на воротничке?

Юрий Тар   19.06.2017 20:06   Заявить о нарушении / Удалить
В юности у меня были запонки для воротника. Женские и совершенно очаровательные! Тогда это было очень модно. Но смысл не в этом, а в том, что хотим мы этого или нет, знаем мы это или нет, но запонки для груди и воротника существуют! И это подтверждает ссылка на источник.

Елена Ларская2   19.06.2017 20:09   Заявить о нарушении / Удалить
Уже не существуют. Это архаизм значения.

Юрий Тар   19.06.2017 20:17   Заявить о нарушении / Удалить
А куда же они делись? )))
Если их вовсю продают и в интернете и в магазинах.
http://shopozz.ru/catalog/11450/4251/177651
Если не пройдёт ссылка, то просто наберите текст (запонки для воротника женские)
З.Ы. мужские тоже есть. можете поискать. Их там навалом. Просто меня больше интересуют женские запонки для воротника и рубашки.

Елена Ларская2   19.06.2017 20:26   Заявить о нарушении / Удалить
Ладно, убедили. Но рецензию удалю. ))

Юрий Тар   19.06.2017 20:45   Заявить о нарушении / Удалить
тем более, что атамана уже блокнули, очередь за "стихами"

Юрий Тар   19.06.2017 20:46   Заявить о нарушении / Удалить
Удаляйте, Юрий. Мне скандалы ни к чему!)))

Елена Ларская2   19.06.2017 21:15   Заявить о нарушении / Удалить