***

Лидия Кашуро
О желании принимать решения

    С точки зрения таких исследователей проблем управления как Г.Кунц и С.О'Доннел, участие подчиненных в планировании должно быть максимально широко, поскольку этим обеспечивается наилучшее понимание планов, а также большое желание реализовывать их.
Р.Ликерт пришел даже к закономерности , согласно которой мотивация в сфере исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше участники выполнения заданий принимают участие в обсуждении, а главное, в принятии решений.
    Сказывается обычный обезьяний интерес "порулить". Не раз, наверное, приходилось слышать от детей в песочнице "дай порулить!", "нет я порулю!". Если более научным языком - это желание доминировать. Но это только желание, а сам процесс доминирования далеко не каждому дается. То сил не хватает, то умения и опыта.
   
    Решение управленческих задач осуществляется в условиях двух разных видов отношений:
"руководство-подчинение" , "партнерство"
    В первом случае руководитель сам принимает решения, в условиях партнерства решение принимается коллективно, то есть людьми, собранными в творческие группы (специалисты, эксперты, наблюдатели) В первом случае и ответственность за выбор на плечах одного. В случае группового решения еще надо выработать механизм "с кого потом спрашивать?"
    Более того, в психологии управления есть мнение, что решение, принятое индивидуально лучше, поскольку групповое это скорее компромисс, чем всесторонняя проработка проблемы.
    С другой стороны когда проблемы включают социальные, психологические, нравственные аспекты, то групповые решения просто необходимы.

     В группах типа "руководство-подчинение" принятие решения промотивировано побуждениями, лежащими в основе поведения руководителя. Например это могут быть - стремление к власти, стремление показать свое профессиональное превосходство над подчиненными, реализация личностью значимых субъективных целей
     Мотивы поведения подчиненных-участников иные - стремление уступить руководителю, не навлекать на себя его гнев, не слушать упреков, не желание показать свою некомпетентность по данному вопросу.
     Доминирует сильнейший.      
     В группах с равноправными отношениями каждый стремится самореализовать свои интеллектуальные способности, исходит  из своей индивидуальной мотивации и  использует индивидуальные оценки значимости решаемых задач. При этом есть стремление оценить свое мнение по проблеме как  единственно верное и не требующее даже дополнительного обсуждения.
     Определенным образом это объясняется различием у разных участников группы разной информации по вопросу. Порой одна и та же ситуация понимается неравно информированными по-разному.
И тот, кто обладает большим объемом информации, более точными данными, более адекватным  пониманием ситуцации тому и делегируется право окончательного слова? Знание - сила?
     Здесь появляется вопрос проверяемости предъявляемого участником знания, его чистоты, пригодности и, вообще, экспертной оценки. Всегда ли группа такую оценку способна произвести?
     Доминирует информированный