Конец 80-х годов. В казарме мотострелковой роты – тишина, идут политзанятия. У солдат занятия проводит в ленинской комнате замполит, у сержантского состава – в одном из учебных классов – командир роты, капитан Цыганов, трезво смотрящий на реалии современного мироустройства, а потому идеологическая составляющая темы занятия сводится к вопросу выбора будущей гражданской профессии младшим командным составом. Практически же требуется знание названий и местоположения стран вероятных противников и надежных союзников, численность их армий и состав вооружения.
Неожиданно дверь открывается и на пороге вырастает солдат первого года службы, потомок донских казаков, с внешностью Григория Мелехова, только без усов:
- Рядовой Драгунов! Товарищ капитан, разрешите обратиться?
Пошевелив широкими шевронными усами и кивнув головой, ротный дал добро:
- Обращайтесь!
- Старший лейтенант Канин велели узнать, где находится Берег Слоновой Кости?
- А зачем он Вам? Мы что, с ним воевать собираемся?
- Никак нет! На карте надо найти! – тут же отрапортовал Драгунов.
- Так ищите! Или в ленкомнате нет карты?
- Есть карта. Страны такой на ней нет! – улыбнувшись, доложил солдат.
Руководитель занятий с удивлением посмотрел на своих слушателей, на политическую карту мира, висевшую, на стене, и обратился к рядовому:
- Ищите на нашей карте, только быстро!
Потомственный казак начал бороздить мировые просторы от Аляски до Тасмании и от Чукотки до Огненной Земли, и в конце концов остановил свой выбор на Южной Африке, где и продолжил поиск. Ротный же вслух рассуждал:
- Зачем солдату знать, где находятся столь экзотические страны? Умел бы показать на карте, где наши союзники, а где потенциальные враги.
И, уже обращаясь к одному из сержантов:
- Старший сержант Кулич, назовите страны Варшавского договора.
Сержант встал и начал перечислять союзников, загибая пальцы, чтобы случайно не включить в их число и кого-то из противников.
Руководитель занятий кивнул и задал традиционный следующий вопрос:
- Сержант Давыдов, перечислите страны НАТО.
Несколько сконфузившись, мол, не повезло – их больше, чем друзей, невысокий москвич, прислушиваясь к шепоту остальной сержантской братии и вздыхая после каждого слова, стал называть участниц агрессивного военного блока.
После этого кто-то должен был выйти к карте и показать страны-союзницы, а затем и недружественные государства, но командир роты заметил, что засланный замполитом казачок все еще изучает бескрайние просторы родной планеты.
- Драгунов, Вы все еще здесь? Нашли свой Берег? – спросил, снова пошевелив усами, ротный.
- Никак нет! Товарищ капитан, на вашей карте его тоже, похоже, нет.
Капитан ехидно улыбнулся и обратился к своей аудитории:
- Кулич! Покажете свои знания солдату?
- Я и не слышал такой страны, - пробубнил старший сержант.
- Давыдов! Покажите Берег Слоновой Кости, и я поставлю зачет по странам НАТО, - попытался стимулировать к ответу подчиненного ротный.
- Я лучше их выучу к следующему занятию, - не поддавался на провокацию сержант.
Командир встал из-за стола, еще раз пошевелил усами, и улыбка с его лица улетучилась напрочь, что не сулило ничего хорошего, а наоборот, могло обещать что угодно, вплоть до вечернего бега в противогазах для всего сержантского состава:
- Наши доблестные командиры знают не больше своих подчиненных? Кто найдет солдату то, что он уже полчаса ищет? Или вечером будем отрабатывать способы защиты от оружия массового поражения?
- Разрешите, я покажу, товарищ капитан? – вызвался до этого молчавший сержант Смелков.
Ротный одобрительно кивнул и протянул ему почти метровую указку. Сослуживцы с надеждой посмотрели вслед выходящему к доске командиру отделения. Тот взял указку, обвел ею небольшое светло-зеленое пятно на западе африканского континента и прокомментировал:
- Вот! Республика Кот-д'Ивуар, бывший Берег Слоновой Кости, со столицей Ямусукро, граничит… - и Смелков перечислил граничащие с ней страны.
Удовлетворенный Цыганов обратился к рядовому:
- Запомнил? Когда будешь столько же знать, тоже, может быть, сержантом станешь, а сейчас – марш на занятие!
После этого ротный задал еще несколько каверзных географических вопросов, разрешил Смелкову вернуться на свое место и резюмировал:
- Сержант Смелков готов к дембелю, он знает, чем будет заниматься на гражданке – пойдет учиться в вуз. А что будете делать вы в гражданской жизни, хвосты коровам крутить?
Далее офицер пробежался по персоналиям:
- Мухаметшин?
- Поступлю в институт, агрономом буду.
- Шпаков?
- Вернусь на учебу в автотранспортный техникум.
- Кулич?
- Меня трактор ждет в своем колхозе… Ну, может когда-нибудь на механика выучусь.
- Давыдов?
Столичный житель смотрел куда-то сквозь карту и думал о чем-то своем…
- Давыдов! – повторил ротный, - Чем на гражданке заниматься будете?
- Вернусь к себе в столярку.
- И что? Всю жизнь там работать будете? А друзьям, знакомым и своим потомкам будете говорить: «Работаю в столярке»? А пойти учиться куда-нибудь не хотите? – продолжал засыпать слушателя вопросами капитан.
- Учиться не хочу. Мне и так будет неплохо, - отбивался сержант.
- И где находится эта Ваша «столярка», что даже не мечтаете получить образование? – уже сидя на столе, допытывался офицер.
- В Кремле, - тихо и без эмоций ответил Давыдов и опустил глаза в пол.
Ротный пошевелил усами, встал со стола, посмотрел в окно и задумчиво совсем не командным голосом медленно проговорил:
- Да… На вопрос: «Где работаешь?» просто отвечать: «В Кремле»… Я бы тоже, возможно, о другой работе не мечтал…