Возмутитель спокойствия

Джордж Ренко
Почти двадцать лет прошло со дня смерти Иосифа Бродского, но споры о том, какое место он занимает в русской поэзии, не затихают. Мнения при этом высказываются диаметрально противоположные – от признания его гениальности до утверждений о том, что и поэтом-то его назвать нельзя.

Ни один поэт второй половины ХХ века такого диапазона в оценке значения его творчества не удостоился. В чем же тут дело? Что является реальной причиной такой любви-ненависти к давно умершему поэту? Похоже, что водораздел между двумя лагерями поклонников и ненавистников Бродского лежит отнюдь не в плоскости литературоведения, и отношение к его творческому наследию не зависит от оценки качества его стихов и прозы. Совершенно очевидно, что разница во вкусах и литературных предпочтениях такого накала страстей вызвать не могут.

Начать следует с того, что не только в области литературы российское общество на сегодняшний день разделено на два непримиримых лагеря: на тех, для кого слово «свобода» не пустой звук, кому было невыносимо жить в рабстве и атмосфере глобальной лжи «великого СССР», и на тех, кому жизнь в совдепии нравилась, кто предпочитал продавать свою совесть за нищенские привилегии и крохи с барского стола власть имущих.

Существует целый ряд принципиальных вопросов, по которым представители этих двух лагерей придерживаются диаметрально-противоположного мнения, а именно:

1. Отношение к марксистской «теории»
2. Отношение к большевистскому перевороту 1917-го года
3. Отношение к послереволюционному большевистскому террору
4. Отношение к гражданской войне
5. Отношение к коллективизации и раскулачиванию
6. Масштаб сталинских репрессий
7. Причины и масштабы голодоморов
8. Расстрел польских офицеров в Катыни (и в других лагерях)
9. Причины Второй Мировой Войны и отношение к пакту Молотова-Риббентропа
10. Причины разгрома Красной Армии в июне 1941-го
11. Оценка поведения русских «солдат-освободителей» на территории Германии
12. Оценка политики СССР в отношении зависимых от него стран Восточного блока
13. Отношение к подавлению антикоммунистических восстаний (Германия 1953, Венгрия 1956, Чехословакия 1968, Польша 1970-71, 1981-83)
14. Отношение к жизни в СССР в разные периоды (сталинский, хрущевский, брежневский)
15. Отношение к войне в Афганистане
16. Отношение к войне в Чечне
17. Отношение к войне в Украине
18. Отношение к Путину, к жизни в путинской России и к внешней политике России
19. Отношение к США и европейским странам.

Принадлежность к одному из этих двух лагерей в большой степени определяет и отношение к творчеству Бродского.

Дело в том, что Бродский нашел в себе силы и мужество быть независимым от тупой, лживой, неправедной коммунистической власти. Он не был диссидентом, не писал антисоветчины, не участвовал в демонстрациях против имперской политики Кремля – он просто игнорировал эту преступную власть, старался жить, не замечая ее, воспринимал ее проявления как природную катастрофу. Какой смысл жаловаться на ураган или землетрясение? И как с ними бороться?

Бродский с самого юного возраста относился к невежественной людоедской власти коммунистов и к ее «великим свершениям» с равнодушным презрением. А это, естественно, воспринималось и воспринимается до сих пор массой холуев и прихлебателей немым укором и прямым оскорблением в их лучших верноподданических чувствах.

Эстетическая и этическая позиция Бродского идет вразрез с попытками оправдания массовых преступлений коммунистов в течение семидесяти лет их бесчеловечной власти. Ситуация для «патриотов-государственников» бескомпромиссная: если Бродский – Личность, то мы – дерьмо, а если мы – «вяликий русский мир», то дерьмом должен быть объявлен он. И никакие художественные достоинства его произведений не играют при этом абсолютно никакой роли.

Все просто: Бродский – идеологический враг, вовремя не уничтоженный. А ведь могли в свое время грохнуть из-за угла обрезком трубы по голове. Недооценили. Недоработали.

Произведения Бродского навсегда останутся значительным вкладом в общечеловеческую культуру, а где та «сверхдержава», которая мытарила его по тюрьмам, ссылкам и психушкам? Моральная победа Личности над людоедской империей не дает покоя холуям и лизоблюдам. Вот и выкобениваются друг перед другом в жалких попытках обгадить честного, талантливого и, главное, независимого от их скотской власти человека.