Плоды воспитания

Владимир Токов
     Восьмидесятилетний старик  медленно передвигается по тропинке вдоль березовой аллеи от его деревни  к железнодорожной станции «Жаворонки» в магазин «Дикси», что на привокзальной площади. Полдень, средина июня, второй день когда температура перевалила за двадцать градусов. Сейчас двадцать четыре, безветренно, душно, идти тяжело - пожалел, что пошел. Надо было лечь и полежать. Пойти вечером, когда жара спадет. Добрел до березового пня, кто то срубил березу давно, видимо на дрова. Теперь пень служил пожилым людям для отдыха по дороге к станции или в магазин. Путь полтора километра для молодого человека пятнадцать — двадцать минут, а он за полчаса не прошел и трети пути. Почувствовал перебои в работе сердца, аритмия. Сел, достал таблетки, проглотил. Осмотрелся. Недалеко выгуливал собаку сосед, из дома напротив. Его немецкая овчарка, лет шести, громче всех лает среди собак на улице

    Сосед увидел Виктора Михайловича, подошел, поздоровался, сел рядом на сбитую из обломков досок скамеечку. Спросил
Вы что же сосед по такой жаре вышли гулять?
Да не гулять я вышел, а по нужде. Представляете, сегодня уже второй раз пытаюсь добрести до «Дикси», что бы заменить бракованные яблоки, купленные вчера на другие или вернуть деньги. Вы помните недавно был случай в Питере, когда в магазине «Магнит» задержали пенсионерку с двумя банками неоплаченных консервов на кассе. Задержали, нагрубили, потащили в полицейский участок и она умерла от случившегося инфаркта. Громкий был скандал, помните? Пожурили руководство, указали на плохое воспитание коллектива. Бабушку предали земле, а магазин как работал так и продолжает работать.
       А у меня еще обиднее. Она забыла заплатить, а я заплатил вчера вечером за три яблока. Пришел домой, вечером перед сном разрезал на четыре части и обомлел. Снаружи яблоки красивые, румяные, а внутри черные. Видимо турецкие. Стоят пятьдесят девять рублей и  девяносто копеек килограмм. За  три яблока получилось почти тридцать рублей. Конечно для продавца и тем более хозяина магазина это не деньги. А мы с Вами из числа двадцати трех миллионов россиян, которые живут на пенсии за чертой бедности. Утром взял пакетик с двумя целыми и одним разрезанным яблоком, на пакетике наклеена этикетка с взвешивающего устройства магазина. На ней написано, что такого то числа, во столько то часов в магазине «Дикси» взвешено четыреста двадцать граммов яблок по цене такой то, общая стоимость такая то. Поискал магазинный чек, на глаза не попался. Подумал, может я его не взял, а выбросил у кассира в рядом стоявшую  с ней  бумажную коробку. Ведь за чем то она там всегда стоит.

      Пришел в магазин, нашел заведующую, объяснил ей все, показал черные, несъедобные яблоки, этикетку взвешивающего устройства и попросил их заменить. Не грубил, не обвинял в торговле бракованными яблоками, просто попросил поменять на нормальные. Она посмотрела яблоки, посмотрела этикетку и говорит
 Дайте чек. Я говорю
 Чека у меня нет. Я его дома не нашел. Возможно  его вообще не взял, а бросил в коробку рядом с кассиршей. Я часто так делаю, чеки не беру.  Скажите, разве вот эта этикетка не говорит, что яблоки куплены в вашем магазине, а не в другом? Тут указаны и число и время и вес товара. Даже срок хранения — двадцать дней при температуре +4 градуса. Я прошу поменять их на три хорошие и все. Разве я прошу чего то незаконное? По моему вы должны извиниться за продажу некачественного товара и поменять его. Она задумалась и ответила

        Да, эти яблоки куплены в нашем магазине, их вес четыреста двадцать грамм. Да, они плохого качества, не съедобны. Но что бы их поменять мне нужен товарный чек нашего магазина. Идите домой, найдите  и принесите чек.  Я оторопел
Девушка,  мне восемьдесят лет, я инвалид второй группы, живу в деревне в полутора километрах от магазина. Мне надо вернуться домой, найти чек и принести его вам, произвести обмен бракованных яблок, проделав по жаре шесть километров. Вы посылаете меня на верную смерть, мне на жаре +24 градуса не дойти. Остановится сердце!
Ни чем не могу вам помочь. Можете написать на меня жалобу.
        Жалобу я написал, подумав, что толку от нее не будет никакого. Даже если пожаловаться в Роспотребнадзор,  руки которого перевязаны лоббистским законом - предпринимателей чаще раз в три года  не проверять.  Если найдут недостаток, магазин, в лучшем случае, оштрафуют на пять тысяч рублей Это не в Англии или Америке, где  штраф составляет триста тысяч долларов. Это существенная потеря и магазин старается не попадаться на такой штраф.

     Иван Петрович, я ведь не об этом. Да, развалили мы все в стране за  двадцать пять последних лет. Промышленность, экономику, но самое главное — перестали заниматься воспитанием детей и получили поколение молодых людей вот таких как эта продавщица. Они отравлены какими то не нормальными формами  бизнеса. Например,  русские нефтяные олигархи купили в США  много бензозаправочных колонок и продают в них разбавленный водой бензин. Американцы никак не могут понять, как это можно делать. Им и в голову не может прийти, заниматься так бизнесом. С детства им вложили в головы основные правила жизни.  С молоком матери, на генном уровне им привито, что бензин водой разбавлять нельзя. Они и не разбавляют.

      А наши что делают, начиная предпринимательскую деятельность? Ищут что то украсть, кого то обмануть, чего то не доложить,  дешево купить - дорого продать,уменьшить или вообще не заплатить налоги. Просто противно на это  все смотреть! Цены на все товары, услуги галопируют — никто их не может удержать, остановить. Конкуренции нет, антимонопольный комитет повлиять не может. Услуги ЖКХ никак не остановить. Цена на бензин, несмотря на падения в мире цены на нефть,  растет уже до без предела. Валюту девальвировали, бюджет пытаются наполнить поборами с населения Ни у кого ни стыда ни совести. Ну разве могла бы правильно воспитанная совесть позволить депутату Госсобрания Мордовии Сиушеву заработать за прошлый год шесть и восемь десятых миллиарда рублей. Почти восемнадцать с половиной миллиона рублей в день. Один зарабатывал  почти тысяча девятьсот прожиточных минимумов (по данным газеты «АИФ»). И ему совесть не подсказала, что он не должен зарабатывать больше двух тысяч человек, которые могут купить сразу только три яблока, на свою пенсию. Одно поколение мы уже потеряли. Надо начинать с яслей, детского садика, со школы воспитывать правильного русского человека, который будет через двадцать лет представлять Россию миру.
        Вот и сейчас заведующая магазином послала меня домой искать чек, чтобы поменять три бракованных яблока на другие. Я сходил домой, чек нашел и вот несу ей. Маразм какой то.

    -Виктор Михайлович, Вам нельзя сейчас идти в магазин, не дотяните. Давайте я помогу добраться до дома. Может вызвать скорую? Вот она сюда может подъехать.  Укол какой то сделает. Черт с ними яблоками, с магазином этим.
   -Да, Иван Петрович не дойти мне видно до магазина. Чуть отдышусь и попробую добраться до дома. Буду благодарен, если поможете. Если ласты откину, так Вы будете знать, что довела меня до смерти заведующая магазина «Дикси»  в Жаворонках Деминова. Имени и Отчества не запомнил.