Абстрактные игры как часть жизни

Виктор Байгужаков
Термин «абстрактные игры» — калька с английского «Abstract Games». В России из абстрактных игр известны официально признанные на уровне Госкомспорта европейские (классические) шахматы, русские классические и международные (стоклеточные) шашки, го и рэндзю, которые считаются «спортивными дисциплинами».
 
Еще ряд игровых систем развиваются в рамках иных организаций: русские обратные шашки (поддавки), русские столбовые шашки (башни), русские шашки на 80-клеточной доске (по классическим правилам), бразильские шашки, русские шахматы (таврели), китайские шахматы (сянцы), японские шахматы (сеги). Другие абстрактные игры практически неизвестны.
Впрочем, и популярность названных игровых систем, кроме европейских шахмат и русских классических шашек, носит довольно «узкий характер». Даже международные шашки, го и рэндзю, несмотря на их официальное признание, нельзя считать широко известными играми. Казалось бы, многим людям хорошо знакомы шашечные поддавки, но большинство рядовых любителей русских обратных шашек играет в них на весьма низком практическом уровне, даже не подозревая о тех игровых возможностях, которые скрыты в игре и известны только малочисленным «профессиональным» обратистам. Абстрактные игры в силу перекошенного исторического развития еще со времен СССР вынуждены были культивироваться в рамках спортивных организаций, а руководители спорткомитетов, особенно провинциальных, за редким исключением, не были заинтересованы в популяризации на вверенных им территориях даже русских классических шашек. Что же тогда говорить об «экзотике» типа башен или таврелей. Эти и другие «немассовые» абстрактные игры и вовсе развиваются за счет энтузиазма их поклонников.
Культурологический аспект игровых систем рассматриваемого типа практически не изучен, что говорит о явной инерционности мышления наших ученых. Между тем, некоторые вопросы заслуживают серьезного внимания. Например, хорошо заметна четкая географическая дифференциация шахматных и шашечных игр, связанная также с религиозным своеобразием определенных регионов. В Европе мы видим многообразие различных видов шашек, в то время как шахматы здесь преобладают одни, а именно, классические – на 64-клеточной доске. С другой стороны, в Восточной и Юго-Восточной Азии существует несколько шашечных игр, а вот шашек в этом регионе нет вовсе. Го и рэндзю, которые иногда считают шашечными играми, на самом деле видами шашек не являются. Характерными признаками любой шашечной системы, согласно справедливому мнению выдающегося русского шашиста, историка шашек и шахмат Д.И. Саргина, принято считать обязательное взятие (бой) игровых фигур соперника и возможность существования обратного варианта (поддавков). Любому знатоку японских национальных игр известно, что ни в го, ни в рэндзю, обратного варианта нет и быть не может, как нет и обязательного взятия. Правда, в го чужие фигуры (камни) окружаются и уничтожаются игроком, но, во-первых, способ взятия иной, чем в традиционных видах шашек и, во-вторых, в го игра ведется, в основном, не на уничтожение материала, а на захват территории (игрового пространства).
Итак, в плане распространения абстрактных игр христианский Запад противостоит буддийскому Востоку. Россия в этом отношении – типично западная страна, ибо шашечные системы у нас свои (русские классические шашки и их модификации), а из шахматных систем наиболее популярны европейские шахматы. В то же время, в российской цивилизации, в отличии от других европейских культур, развиваются шашечные поддавки и кроме того, у нас имеются шашки столбового типа – башни. А вот имеющаяся на Западе столбовая игра, шашки Ласкера (ласка), являющаяся синтезом английских шашек (чекерса) и русских башен, в Европе и других государствах европейской цивилизации почти не распространена. На Западе есть отдельные энтузиасты шашек Ласкера, но свои поклонники этой игры имеются и в нашей стране. Так что можно смело утверждать, что Россия, являясь, с одной стороны, частью Запада, с другой все же совершенно уникальна.
Игры, изобретенные конкретными людьми, можно именовать «авторскими». А как назвать игровые системы, возникшие в ходе исторического развития и являющиеся плодом коллективного (народного) творчества? Очевидно, что такие названия, как «исторические», «коллективные» или «народные» игры – явно неудачны. Учитывая, что подобные абстрактные игры возникли в определенных географических регионах и связаны с определенными же национальными (или «наднациональными») культурами, можно предложить назвать такие игры «региональными», либо «национально-региональными». К числу данных игровых систем относятся европейские, китайские, японские, а также бирманские, корейские, монгольские, таиландские и цейлонские шахматы; русские, английские, итальянские, испанские и прочие национальные виды шашек; возникшие в Древнем Китае го (вэйци), рэндзю и многое другое.
Авторские абстрактные игры с точки зрения культуролога могут быть интересны как примеры индивидуальной мысли. Часть из них является модификациями уже известных игровых систем, другая часть имеет абсолютно оригинальный характер. Национально-региональные авторские игры должны стать предметом изучения этнографов и других специалистов по этническим культурам. Пока этого нет.
Видимо, внимательные читатели заметили, что я сказал о том, что го (вэйцы) и рэндзю возникли в Древнем Китае и в то же время назвал эти абстрактные игры «японскими». Казалось бы, очевидное противоречие. Но на самом деле это не так. Родиной го и рэндзю, действительно, является Древний Китай, откуда обе игровые системы попали в Японию, где и сложились правила этих игр в их современном виде. Поэтому го и рэндзю считаются именно японскими абстрактными играми, являясь частью национальной культуры японцев. Кстати, схожим образом обстоит дело и с шахматами. Известно, что предшественница всех существующих в мире шахматных игр «чатуранга» возникла в Древней Индии, откуда игра распространялась на Запад и Восток полуострова Индостан. У арабов чатуранга превратилась в шатранж, от которого произошли современные европейские шахматы. Шахматами западной ветви являются также монгольская игра «шатар» и таиландская – «макрук». Другая ветвь шахмат – восточная или, точнее, дальневосточная – это уже упоминаемые мной сеги, сянцы и чанги.
Если говорить о генезисе современных шашечных систем, то как доказал в своем капитальном историческом труде «Древность игр в шашки и шахматы» Д.И. Саргин, родиной игры, из которой возникли шашки, был Древний Египет. В Древней Греции жители играли в так называемую «петтейю», из которой по мнению Саргина, произошли древнеримские «латрункули» (от латинского «латро» - воин, солдат). К сожалению, правила «латрункулей» неизвестны, тем не менее считается, что из этой игровой системы возникли все нынешние шашечные игры. Несмотря на различие разных видов шашек, единство их между собой очевидно. Любопытно сравнить правила русских классических шашек с правилами иных шашечных игр. Известно, что в большинстве видов шашек есть так называемое «правило большинства», то есть при наличии нескольких вариантов взятия чужих фигур, игрок обязан брать их большее количество. Русские шашки отличаются тем, что в них выбор боя свободен, то есть сам шашист решает, сколько фигур и какие ему бить. Также в русских шашках фигуры соперника можно брать простой фигурой, как вперед, так и назад, в то время, как во многих других шашечных системах бой назад простой фигурой запрещен и это может делать только дамка. Русские шашки отличны от основных европейских видов шашек тем, что в нашей шашечной игре простая фигура, попадая на дамочное поле и имея возможность бить дальше уже в качестве дамки, должна делать это. А еще во многих игровых системах шашечного типа дамка ходит на одно поле (клетку) и бьет только фигуру, стоящую на соседнем поле, то есть, дамка не может побить фигуру, стоящую от нее через два или более полей, в то время, как в русских шашках дамка дальноходная и дальнобойная, то есть, она может ходить и бить на любое количество полей.
Фактически речь идет о том, что русские классические шашки, если так можно выразиться, игра «более свободная», чем остальные шашечные системы. Правило пробоя простой фигурой через дамочное поле один мой знакомый, шашист-заочник А.К. Купчин сравнил с полетом ракеты в космос. Образность такого сравнения достаточно «экзотична» и все же, несмотря на всю «экзотику» подобного образа, логика в нем есть. Можно даже сказать о «космичности» нашей национальной шашечной игры. Вообще любопытно было бы сопоставить правила национально-региональных абстрактных игр с психологическими особенностями конкретных этносов. Например, случаен ли в итальянских шашках запрет бить простой фигурой чужую дамку, либо возможность боя фигуры соперника или шаха вражескому королю такой фигурой, как пушка и использование при этом любой другой фигуры в качестве «лафета» (подставки)? Думается, не случаен. Замечу, что в японских шахматах есть так называемое правило «сброса фигур». Суть его состоит в том, что побитая игроком чужая фигура переходит к нему в резерв или, как говорят сами японцы «в руку», откуда эта фигура может быть выставлена на доску (сброшена) уже как своя. Этой сброшенной фигурой можно даже поставить мат чужому королю. Любой, кроме сброшенной пешки. Очевидно, что запрет в итальянских шашках бить простой фигурой дамку и запрет в японских шахматах матовать короля соперника сброшенной пешкой – психологически примеры одного ряда, поскольку в обеих случаях слабая единица (рядовой солдат) не может уничтожить того, кто явно сильнее (монарха).
По существу, все виды шахмат и шашек, а также го, рэндзю, Отелло, калах, болотуду и т.д. – это отдельный пласт человеческой культуры, не сводимый, как принято говорить, к «синтезу науки, искусства и спорта». Да, в абстрактных играх имеется исследовательский аспект; да, есть элементы своеобразной эстетики; да, по многим из рассматриваемых мной в этой публикации игровых систем проводятся соревнования — и тем, не менее, абстрактные игры – абсолютно специфическое явление. Это надо осознать всем – как тем, кто играет в ту или иную игру, так и тем, кто культурологически будет пытаться осмыслить сам феномен, о котором я веду речь.