Эммануил. Роман. Часть 3

Лариса Мешкат
         Не смотря на перенесённую операцию и ещё слабое самочувствие, Эммануил не был отстранён родителями от домашней работы и школьных занятий, а был, как и до болезни, полностью вовлечён в помощь по дому и в школьные занятия с приготовлением домашних заданий. И хотя ещё не полностью зарубцевавшийся шов давал о себе знать на переменах при не намеренном столкновении с играющими младшими школьниками, занятия в школе Эммануилом не пропускались, за исключением уроков физкультуры, к которым он до полного выздоровления не был допущен учителем физкультуры.
            
         В короткое время восполнив все знания, пропущенные им по всем школьным дисциплинам, Эммануил вновь стал успевающим учеником в классе и усердным помощником своей семьи в её домашнем хозяйстве. Постепенно возвращающееся здоровье и хорошее самочувствие всё дальше отодвигали память о постигшей его болезни и его страданиях во время неё.   
             
         Единственным, не уходящим из памяти Эммануила, было то, пережитое им при операции, состояние, в котором он видел себя с потолка операционной и о котором хотел рассказать ближайшим ему людям, - отцу и матери. Но полная отрешённость его родителей от его нужд, желаний и общения с ним, не давала ему возможности поделиться с ними о происшедшем с ним и не постижимом для него случае. Уединённое же и обособленное от соседей и знакомых проживание семьи Эммануила, не позволяло ему тесно подружиться с кем-либо из его многочисленных сверстников из школы и из соседних с их домом домов, что усугубляло его чувство одиночества в его семье и усиливало в нём желание, по возможности дольше находиться за пределами их семейного крова, вне которого он становился радостным и расположенным к общению со всеми людьми, при этом, однако, сохраняя не обсуждаемой свою частную жизнь и частную жизнь своей семьи.
            
          За все годы учёбы в школе, оставаясь один при приготовлении домашних заданий и ни единого раза не получив никакой помощи от родителей при их выполнении, Эммануил всегда полагался на себя, на полученную на уроках информацию и на разъяснения в учебниках.
            
         Не желая давать родителям повод для недовольства им, его поведением, а потом и его учёбой в школе, Эммануил ещё с детских лет старался делать всё основательно и аккуратно, не принося при этом никаких неудобств своей семье и окружающим людям. Не посвящая родителей в свои желания каких-либо вещей, книг или одежды, Эммануил всегда довольствовался выбором своих родителей для него и не проявлял разочарования в случае не совпадения его желания с желанием родителей и сделанными ими покупками. Вся одежда, обувь и школьные принадлежности покупались ему только в случае необходимости и в связи с требованием школьной программы.
            
        О предоставлении родителями Эммануила даже небольшой суммы денег в его распоряжение и для его самостоятельных и желаемых им покупок, речь никогда не шла, как не было речи и об их, совместных с ним, посещениях кино, театра, выставок, музеев, а также и о любом совместном путешествии или о совместном проведении отпуска. Не было речи и о посещении Эммануила его одноклассниками и не было позволено приглашать в дом кого-либо из соседских мальчиков для совместных игр и общения. Однако, отсутствие Эммануила дома, при условии его приличного поведения вне его места жительства, не возбранялось и никогда не контролировалось его родителями, не проявлявшими по этому поводу ни какой озабоченности и ни какого беспокойства.
            
          Спокойный и учтивый характер Эммануила и его искреннее дружелюбие и терпимость по отношению ко всем людям были замечены одной из матерей его одноклассника, постоянно посещавшей школу, в которой учился её младший сын и знавшей все его школьные дела, но и всех детей его класса. Из-за очень большой разницы в возрасте между старшим и младшим сыновьями и полного отсутствия взаимных интересов у них обоих, Елена Сергеевна, - мать одноклассника Эммануила, желавшая дружеского общения для своего младшего сына, обратила внимание на очень опрятного, прилежного в учёбе и не притязательного Эммануила, не смотря на заметный достаток его семьи, не старавшегося  чем-либо выделиться среди своих сверстников в классе и в школе.
            
         Предложив своему младшему сыну Андрею пригласить Эммануила для совместного посещения ими детского спектакля в одном из театров, Елена Сергеевна, сама того не предполагая, положила начало долговременной и безусловной дружбе Андрея и Эммануила, длившейся до окончания ими институтов и выезда их на закреплённые для них места работы в разных городах их государства.
            
         Обретение Эммануилом друга было его спасением от его одиночества в своей семье и давало ему возможность часто отсутствовать дома из-за приглашений Андрея к нему домой для их совместного приготовления домашних заданий, обоюдных игр и прогулок, но и для посещения выставок, музеев, театров и кино. Частое отсутствие Эммануила в своём доме не вызывало никакого недовольства со стороны его родителей и престарелой бабушки и не имело противодействия с их стороны. Временами Эммануилу казалось, что его отсутствие в их доме, воспринималось всеми членами его семьи с некоей радостью и довольством, не смотря на значительно меньшую его помощь по дому. Младший брат, первые два года от рождения остававшийся на попечение бабушки, теперь был определён в детский сад и не требовал её заботы и помощи Эммануила. Горячо полюбившие своего второго ребёнка, родители Эммануила были заняты только им и почти никогда не переключали своего, даже короткого, внимания на их старшего сына, негласно предоставив его воспитание и взросление самому себе и в руки Провидения.
            
         Полное отсутствие заботы родителей Эммануила о нём не осталось не замеченным в семье его друга и было обсуждаемо в кругу взрослых членов семьи Андрея, но не было выносимо за её пределы. Наведенные ими справки о родителях друга их младшего сына, подтвердили финансовую состоятельность тех и высокие, занимаемые ими, служебные посты, но и удостоверили в их уединённом проживании своей семьёй в своём большом доме с большим приусадебным участком при нём.
               
          Большое удивление родителей Андрея вызывало и нежелание родителей Эммануила никакого общения с ними, - родителями ближайшего друга их сына. Ни единого раза никто из родителей Эммануила не осведомился о месте проживания его друга Андрея и ни единожды, даже по телефону, не удостоверился о месте нахождения их сына и о его времени возвращения домой.
             
        Однако, видя прекрасные дружеские отношения их младшего сына с Эммануилом и полное отсутствие разногласий и каких-либо трений между ними, родители Андрея и престарелая мать Елены Сергеевны, живущая с ними, не захотели прерывать дружбы подростов из-за столь безразличного отношения родителей Эммануила к нему, но и к ним самим.
            
          Не получив участия в своём развитии от своих родителей, Эммануил сполна получил его со стороны родителей Андрея, принявших его в свою семью, как члена семьи, не отторгая его и в воскресные и в праздничные дни. Андрей и Эммануил, за время их учёбы в школе и до поступления их в выбранные ими институты, посетили многие выставки, побывали во всех музеях города, просмотрели все спектакли всех театров города, побывали на всех сезонных цирковых представлениях и на многих концертах, поочерёдно посетили все парки города с их играми и аттракционами. Они прочли много книг, научились рисовать и даже посещали кружок бальных танцев в своём районе. Единственным периодом разлуки Андрея и Эммануила был ежегодный выезд родителей Андрея с ним в отпуск к их родственникам, живущих в другом городе. В этот период Эммануил оставался дома, терпеливо ожидая возвращения своего друга.
             
        Не смотря на духовную близость с Андреем, Эммануил, зная о неверии родителей Андрея в существование Бога и о полном умолчании религиозной темы и в их семье, не единожды не рассказал Андрею, происшедшее с ним во время перенесённой им операции, на долгие годы оставив в памяти и только для себя пережитое им.