Чтобы помнили. 1941-1945. История вторая

Дина Мильнер
Оба мои деда воевали. Багаев Константин Анциферович родился в улусе Тальян Иркутской области. Год рождения и дата точно неизвестны, остался сиротой. Вся деревня вымерла от тифа, дальний родственник подобрал его полуживым возле давно уже остывшей матери. Батрачил с раннего детства. Был очень рад приходу советской власти, получил образование – пять классов,  от природы был очень умным.

Закончил курсы счетоводов, работал на НКВД. Ушел на фронт в 39 году, почему в 39 - не знаю. Полагаю, что выполнял «интернациональный» долг в Испании, либо на Финской войне. В 1943 был ранен, после ранения отпустили проведать семью. С 1943 года  служил на 3-ьем Украинском фронте помощником начальника штаба по спец. связи. В 1945 – помощник начальника 6 отделения штаба 3-го штурмового авиакорпуса. Домой вернулся в 1947 году – два года стоял в Австрии, Румынии и Венгрии. Ничего не рассказывал о войне. Однажды сыну поведал, что во время войны был в фельдъегерской связи, то есть, скорее всего,  был связан распиской о неразглашении. После его смерти пришли люди с «корочками» (КГБ, я полагаю) и забрали военный билет, наградные листы, прочие документы деда, т.е. всё, что касалось военных лет. Остались только фото как доказательства. И  больше ничего.

В прошлом, 2014 году, в местной газете в Улан-Удэ, вышла статья с фотографией моего деда! Все его узнали, сложно не узнать. Пытались связаться с этим историком и делали запрос в архив. Но поскольку все еще секретное, то надо лично ехать в Ростов. Однако то, что  его фамилия не Канаев  - это абсолютно точно. Нет такой бурятской фамилии! Тем более в Тунке. А родом мой дед вообще из Иркутской области. Помню, еще читала  биографию Жени Рудневой, в которой были перечислены фамилии проверяющих офицеров. Среди них был  Багаев К.  Думаю, что это был мой дед.

Второй дед ушёл (восточные буряты не говорят «умер»), когда мне было 7 месяцев. Папа мой всегда говорил,  что если дед что-то сказал, то надо уважать его желание. Дед был чудо - охотником, охотился на пушнину, белке в глаз попадал с большого расстояния. Звали его Даши (ударение на «и») Санжеев. По-русски почти не говорил, как он там служил на фронте без языка -  никто не знает. На войне был снайпером. После войны больше на охоту не ходил, точнее, ходил, но не стрелять не мог.  Награды потерялись, с медалями играли дети, все военные документы сжег. Для него не было ничего. Возможно, что и служил под вымышленным именем. Набожным был. До большевиков учился на ламу, у нас сохранились статуи и лики буддийских святых, которые  мои  родные передали в дар одному из дацанов.


Автор: Ольга Санжеева-Пезольд
Редактор: Дина Мильнер

май, 2015


Как возник цикл можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/04/21/1954