Рецензия на спектакль Панночка

Игорь Тазеев
"Панночка" (Пермский театр "У Моста")

"Все бабы - ведьмы, а те, что постарше - уж точно ведьмы!"

В Москву снова пожаловал с гастролями столь горячо мною любимый Пермский театр "У Моста" Сергея Федотова - самый мистический психологический театр из всех, что мне приходилось видеть. Спектакли "У моста" - это всегда исключительное событие, полностью захватывающее зрителя и переносящее на время представления в мир, созданный на сцене труппой театра. Это машина времени, это торжество волшебства и самой настоящей магии театра.
В первый день гастролей "У моста" представил на учебной сцене ГИТИСа свой спектакль-визитную карточку "Панночка" - триллер по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя "Вий". Примечательно, что именно этот показ оказался юбилейным - 2900-м. Шутка ли - "Панночка" вот уже 25 лет не сходит со сцены театра и неизменно пользуется успехом!
Я не зря отметил, что спектакль поставлен "по мотивам" одной из самых известных повестей Гоголя - от "Вия" в нём осталось не так уж и много. В хорошем смысле, конечно. Благодаря шикарной драматургической обработке произведения Ниной Садур, даже зритель, досконально знающий оригинал будет приятно удивлён и заинтригован сюжетными поворотами постановки. Нине Николаевне удалось, считай, написать совершенно новое произведение, обыграть каждого из героев по-своему, с совершенно нового ракурса, заметно изменив баланс и акценты и, что самое главное, не потерять при этом атмосферу, созданную Николаем Васильевичем. Здесь нашлось место и блистательному юмору, и парализующему ужасу, и философским измышлениям. Зрителя постоянно бросает из одного эмоционального состояния в другое - вот он корчится от неудержимого смеха, а через секунду замирает и боится пошевелиться от сковывающего страха. Я был поражён, насколько грамотно, по всем законам триллера, были поставлены сцены ужасов - пугаешься по-настоящему и когда меньше всего этого ждёшь. Особенно впечатлило постепенное нарастание напряжения в ночных бдениях Хомы. Для себя отметил сцены появления Панночки и, конечно же, сцену с гробом - пробрало "по самое не могу". Также поразила (как в своё время это было со спектаклем Сергея Павловича "На дне") необычайная натуральность происходящего. Совершенно не было ощущения, что я присутствую на спектакле - Федотов переносит зрителя в то время, в те события, когда разворачивается действие повести. Самая что ни на есть настоящая машина времени. Антураж, атмосфера, герои, оформление - всё в высшей степени аутентично и пробирает до дрожи. Декорации поразили не меньше - с одной стороны, в "Панночке" они не сильно перегруженные, какие-то эффектные с первого взгляда, но в действии - исключительно натуралистичные. Хутор, церковка, прям самая настоящая глубинка Украины. Особенно понравилась идея преображения декораций - просто, но со вкусом и очень грамотно обыграно. Единственный минус - сидящим совсем с правого краю вглубь церкви, конечно, доступ взгляду был закрыт, что немного расстроило. Но всё же, внутреннее убранство храма заслуживает всяческих похвал!
Очень понравилась работа со светом и звуком - как всегда, они были на высшем уровне - пугающе-натуральный полумрак, рассвет и закат, акценты, дымка. Музыкальное оформление, держащее в неотпускаемом напряжении и вдруг пускающее в пляс да хохот - необычайно атмосферно и мощно. Браво! И так - весь спектакль. От казацкой пирушки до кошмара проклятой церкви. И по кругу. Контраст - потрясающий и, что немаловажно, очень уместный. И неожиданный, однозначно!
Не могу не отметить и костюмы - они словно сошли со страниц книги Гоголя, со старых иллюстраций - что, конечно же, добавило изрядную долю атмосферности.
Отдельно должен отметить режиссуру. Меня всегда поражало, как у Федотова получается грамотно разложить весь спектакль так, чтобы каждая сцена производила максимальный эффект. Каждое движение актёров отточено до блеска, каждый поворот сюжета обыгран идеально тонко и аккуратно. Нет ничего лишнего, и в то же время зритель максимально захвачен действом, заинтригован - редкий талант и мастерство! Потрясающе! Единственный минус, касающийся, к слову говоря, всех виденных мною спектаклей Федотова - драки. Актёры боятся давать друг другу пощёчины так, чтобы это смотрелось со стороны естественно, изображают казацкие бои достаточно аккуратно, символически, что, конечно, немного отвлекает от погружения. Хотя, тут сложно кого-то винить - поди, 2900 раз побей друг дружку эффектно - никаких дублёров не хватит.
Ну и, конечно же, актёрский состав. Первое, что меня поразило - количество героев. Обойтись всего шестью персонажами, но при том сохранить весь антураж повести и общую сюжетную линию - ничего не скажешь - работа проделана колоссальная. Каждый из персонажей получился на удивление колоритным и, что самое главное, на редкость аутентичным, живым и настоящим. Три совершенно потрясающих и разительно различающихся казака в исполнении блистательных Владимира Ильина, Ильи Бабошкина и Сергея Мельникова. Актёров практически не узнать за своими героями - движения, мимика, речь - стопроцентное вживание в роль, стопроцентные казаки!
Порадовала и Хвеська Марии Майданюк - красна бабёнка, шикарный и очень яркий образ.
Очень понравился мне Василий Скиданов - один из любимейших мною актёров театра - в роли Хомы Брута. Как же много эмоций он вызвал и насколько харизматичного, естественного героя создал он на сцене! Такими героями проникаешься и по-настоящему сопереживаешь им, проживая их жизнь на протяжении всего спектакля. И какая сильная игра в финале! Браво!!
Ну и конечно же - Алевтина Боровская и её Панночка! Как говорил Карлсон - "самое лучшее приведение на свете"! Невероятно точное попадание в образ, реально пугающая игра, великолепная пластика и контроль мимики - идеальное исполнение своей роли! Фантастика! Я действительно боялся.
Так что огромное спасибо театру, что привезли "Панночку" и к нам, в Москву. Лично я получил массу эмоций и ушёл со спектакля потрясённый и безмерно впечатлённый увиденным. Грандиозная постановка и самая настоящая атмосфера мистики и ужаса вкупе с отличными комедийными перебивками. Шикарный спектакль, который, однозначно, стоит увидеть!

"Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик."