Шахматы

Ольга Реймова
           У меня творческий застой уже давно. Поэтому пишу лишь в дневнике. Вот страничка из дневника.

       Что-то вдруг сегодня вспомнила, когда и как  начала играть в шахматы. Мамина подруга тётя Женя познакомила меня и мою  сестру Нонну с сыном своей приятельницы Димой. Он очень хорошо учился и вообще был талантливым математиком, шахматистом и волейболистом. Высокий, некрасивый, вихрастый. У моей сестры Нонны были проблемы с русским языком, и тётя Женя решила, что Дима может ей помочь, будет с Нонной писать диктанты и разбирать ее ошибки.

       Дима с мамой жили в частном доме, на склоне реки Белой. У них была одна комната, а в другой половине дома жили родственники: его бабушка и две тёти.
Комната была маленькая, две кровати, стол, шкаф, больше не помню, что там было. Отец его погиб на войне, и Диму воспитывали мама, бабушка и тёти.

       Дима увлекался не только математикой и шахматами, но и музыкой. У него была большая фонотека,  и он завёл на нее картотеку. Тогда проигрывателей ещё не было, у него был патефон.

       Первый раз  встреча с ним состоялась у них дома. Нам было 15 лет. Его мама (тётя Зина) напекла беляши, очень вкусные. Мы их ели с аппетитом, пили чай, а потом играли в карты в козла. Эту игру мы с сестрой прежде не знали и сейчас не помню, как в нее играть. Мне эта игра не понравилась.
 
       Дима показал свою фонотеку. Нонне понравилось, что на пластинки  у него заведена картотека, она любила порядок, и это ее восхитило. А я увидела шахматы и спросила: трудно ли научиться играть в шахматы? Он предложил мне свои услуги по обучению шахматам. Но я уже знала, что он кандидат в мастера спорта по шахматам, тётя Женя нам всё время про него рассказывала. Мы приходили к ним в гости достаточно часто, и Дима обучал меня шахматам, а Нонна слушала пластинки.

       По русскому языку Дима занимался с Нонной у нас дома. Мы учились во вторую смену, с 14 часов. Дима приходил три раза в неделю к 12 часам, и они с Нонной писали диктант, потом разбирали ошибки. А в половине второго мы втроём шли в школу. Я всё время капризничала: то убегала вперёд, то далеко отставала от них. Диме нравилась Нонна, она была красивая и очень спокойная, серьёзная. А Дима нравился мне, и я нервничала, что он не обращал на меня никакого внимания, ревновала и не знала, как обратить на себя внимание. Но своим поведением вызывала у них насмешку, и тогда мне было особенно обидно.

       Когда мы бывали у Димы, он мне давал уроки по шахматам. Но я не слушала, что он говорил, а смотрела на него и все его объяснения пролетели мимо. И поэтому его уроки мне ничего не дали. Я только о нём думала, а не о шахматах. И освоила лишь как спасаться от "Киндер мата". Потом у нас дома тоже появились шахматы. Мой папа очень хорошо играл, но у него не было времени заниматься со мной, он работал день и ночь, чтобы прокормить семью из пяти человек. Я взяла в библиотеке книгу про шахматистов нашей страны, и там давались разыгранные ими этюды, я изучала их.
 
        После окончания школы, не прошла по конкурсу в университет и стала работать в школе секретарём. В школе мне предложили быть пионервожатой в 4 "А" классе. Вела этот класс заслуженная учительница БАССР, но пожилая и со слабым здоровьем, внеклассной работой она не могла заниматься. Вот эту нагрузку дали мне, потому что я прилично играла на пианино и могла проводить всякие пионерские сборы и мероприятия. Я с удовольствием согласилась. Этот класс был лучшим в школе, дети все способные и умные. Обычно в «А» класс таких набирают. Вот стали мы с ними составлять план мероприятий, и они все кричали: шахматный турнир, шахматный турнир! У них в шахматы играли больше половины класса, многие ходили  в кружок по шахматам в Дом пионеров и девочки и мальчики. А я тогда знала только ходы шахматных фигур и как спастись от «Киндер мата».
 
       В 9 «А» классе было много шахматистов, которые участвовали в районных и городских турнирах. Я обратилась к ним за помощью, и они помогли мне организовать в классе шахматный турнир, а заодно и меня обучали. Потом эти девятиклассники надолго подружились с этой малышнёй, тренировали их и сами любили играть с ними. Особенно выделялась одна девочка, она была умненькая и не по возрасту взрослая, и очень-очень хорошенькая. Поскольку это шефство длилось не один год, они так привыкли к друг другу, что один из бывших девятиклассников, кстати, самый лучший шахматист, влюбился в эту девочку, и уже взрослые после школы, они встречались, и он делал ей предложение замуж, но как-то не случилось этого. В общем, вот с этими ребятами я научилась играть в шахматы.

       Дома меня тренировал папа. Но я ни разу не поставила ему мат. Он не поддавался, я очень переживала. В шахматы играла довольно долго. В тот период, когда я была пионервожатая, записалась в шахматный кружок при научном обществе «Знание». Руководил кружком тогда известный в нашем городе шахматист Вадим Беркутов. Он нас рассаживал в одну линию и проводил сеанс одновременной игры, нас много было, человек двенадцать. И потом давал анализ нашим ходам, он помнил каждый ход. Талантливый был мастер! Как-то я приболела и пропустила много занятий, он мне сказал при встрече, что я должна заниматься шахматами, у меня получается. Но потом он сам заболел надолго и вскоре умер. Больше у знаменитых я не занималась.
 
       Но где бы  ни работала, обязательно меня включали в команду и приходилось играть за честь предприятия. Бывало, выигрывала, и были ничьи, и проигрыши. Когда  работала в НИИ по распределению, у нас там все были заядлые шахматисты. Играли обычно в обеденный перерыв и после работы. Парни играли блиц, только слышишь щелчки. А девушки тоже от них не отставали, оторвать от шахмат невозможно было. А когда  работала в Академии наук, то турниры были каждый год между институтами АН.
    
       Я тоже была в команде. Мне особенно приятно было однажды: выпала честь играть с чемпионкой города и мы с ней сыграли вничью. Кто следил за нашей игрой, сказали мне потом, что не надо было соглашаться на ничью, потому что у меня был впереди хороший ход, и я бы выиграла. Но для меня «ничья» с чемпионкой была как победа, тем более что "ничью" предложила именно она.

       Когда  вышла замуж, то мы с мужем частенько играли в шахматы, он был отличный игрок. В тот год 1972, когда я жила в Перми, как раз проходил чемпионат мира по шахматам. Тогда за звание чемпиона боролись наш Борис Спасский и американец Роберт Фишер. Их партии печатали в газете, и мы с Мишей очень следили за этим матчем, разбирали их партии после каждой игры. (Телевизора у нас не было, только радио и газеты). Он приходил с работы, поест и сразу мне: доставай шахматы, сейчас разбирать партию будем. В Википедии про этот матч написано: «Матч сопровождался скандалами и психологической войной между его участниками и закончился со счётом 12,5; 8,5 в пользу Фишера. Этот матч, в котором в разгар холодной войны встретились граждане СССР и США, неоднократно назывался в западной прессе того времени «матчем столетия»»

       Своего мужа обыграть я никогда не могла, как и папу. Он выигрывал даже у мастеров. Куда мне до него! Впоследствии, когда  вернулась в Уфу из Перми, устроилась работать в проектный институт. Как-то проходили районные соревнования по шахматам. Меня включили в команду нашего предприятия. Из четырёх партий выиграла две, одну проиграла, одну сыграла вничью. Наша команда получила второе место, была отмечена дипломом. Но из всех, с кем играла, помню только команду врачей из психоневрологического диспансера. У них был капитан, с которым я не играла, но он меня сопровождал весь турнир. И потом приезжал на мотоцикле ко мне на работу, с предложениями о встрече, но получил отказ и сказал мне: "Тебе судьба преподносит подарок (это он про себя), а ты отказываешься". Было очень смешно.  А врач, с которой мне довелось играть, сразу мне призналась: «От волнения я даже  не помню, как ходят фигуры». На что я ей сказала: «А зачем вы пришли играть?» Она ответила мне:  «Пусть я проиграю, но нашей команде не поставят баранку». У нее я, конечно, выиграла. Здесь соревнования проходили по всем правилам, надо было записывать каждый ход.
 
       Свою дочь начала учить шахматам с двух лет, она быстро запомнила названия и ходы, потом она с дедом играла в шахматы, но почему-то мы не стали развивать эти игры. А жаль. А потом она свою дочь тоже с двух лет обучила шахматам, и мы с внучкой довольно долго играли в шахматы. Она бы и дальше играла, если бы я продолжала с ней заниматься. Ну, как-то так, тоже остановились. В кружок по шахматам ходить не было времени, потому что: школа, музыкальная школа 4 раза в неделю и хореографическое училище 3 раза в неделю.  И шахматы остались лишь в воспоминаниях.

       Вот просматриваю свою жизнь фрагментами и вижу: интересная у меня была жизнь, насыщенная разными событиями. Может сесть и записать свою, а не чужую?