Невестино болото

Ирина Кашаева
Один мой знакомый, большой любитель приключений и адреналина, посетил недавно Белорусь. Много чего занимательного, говорит, насмотрелся, но особенно потрясла его одна история... Продолжу далее  со слов Николая.
"В тех местах проживает моя бабушка и ей почти уже 90 лет. Вместе с бабушкой Лесей живёт  её дочка младшая, моя тётя. Как-то летом заявился я к ним отдохнуть от пыльной и душной Москвы, поохотиться, порыбачить, да и с сенокосом помочь тётушке и бабе Лесе.. Лето 2010г было засушливым, сенные угодья урожая не дали практически никакого урожая. А уж на коровку накосить - потом солёным не единожды умоешься...Встал я пораньше,с петухами и,отбив косу,прихватив  кое-какие харчишки на день,направился в сторону леса.Скосив скорёхонько кое-какую  траву на опушке,пошёл я в сторону болота. Мужики деревенские предупреждали, чтобы носа туда не совал-гиблое место! Однако,я тоже не из робкого десятка! И вот я уже на краю этого болота, стою и любуюсь первозданной его красой! Вот вы сейчас думаете, мол,  какая красота может быть  в болоте? А такая! Ярко-зелёный мох на деревьях, гладкая, почти прозрачная водная гладь, редкие островки растительности на её поверхности... А птицы! Где вы ещё услышите такое пение птиц, как здесь? Ну да ладно, перекусив, чем Бог послал, принялся я косить осоку край болота и увлёкся так, что забыл про время. Когда же солнце склонилось к закату и я взглянул-таки на часы, был уже поздний вечер, около десяти часов... Спешно собравшись, пошагал я домой, но...болото да болото вокруг... Оказывается,я блуждал по  берегу, обойдя сей водоём несколько раз... Долго я ещё так ходил,пытаясь найти обратный путь, потом же из сил выбился и решил заночевать здесь. Ну а что ещё делать? Тётя с бабушкой переживают теперь вовсю,а позвонить им никак не получается, связи сотовой нет... Вобщем, развёл я небольшой костерок да и улёгся неподалёку... Та ночь была лунной и на редкость звёздной и мне не спалось. На болоте пронзительно закричала выпь, ухал филин неподалёку и мне стало жутковато. Вдруг со стороны болота появилась какая-то светлая, женская, кажется, фигура и медленно двинулась в мою сторону. Она подошла ближе, и я разглядел молодую, редкой красоты девушку в роскошном белорусском свадебном наряде (немного увлекаюсь этнографией). Богатая ручная вышивка, шёлковые ленты... Невеста  взглянула на меня и пошла прочь от болота. Я - не знаю, почему - за ней двинулся, чуть поодаль, но и не отставая, глядя на её белый наряд. Лес постепенно редел, вот он уже и закончился... Вот уже на пригорке показалась деревня, чему я был несказанно рад, и вдруг...Вдруг моя спасительница просто исчезла, пропала из виду,  будто её  и не было вовсе... Я пришёл домой ближе к утру, мои не спали, переживали.Тётя собиралась уже мужиков поднимать на мои поиски... Когда я всё подробно рассказал родным, их изумлению не было предела... Бабушка, выслушав о девушке, спасшей меня,заплакала: "Христя тебе встретилась, сынок! Я-то, старая, не верила в неё, а оно видишь вон как!" "Бабуль, что за Христя такая? Расскажи..."
Далее от лица бабушки Олеси: "Я девчонкой босоногой бегала в двадцать восьмом-то  году, а Христя - Христина - красавицей первой на селе была. Поповская дочка, грамотная, всегда нарядная и весёлая,и, как ни странно, добрая... В то страшное время нищих-то полным-полно развелось, ходили они по сёлам, кто что подаст, кто ночевать пустит... В доме нашего деревенского священника, отца Гапона, обездоленные всегда находили кров и еду. Христина была единственной дочерью батюшки и его жены. Она учила грамоте крестьянских детей, была очень набожна. После революции в село нагрянула советская власть в лице озверелых чекистов. Семья девушки, как и все зажиточные, была раскулачена и сослана на Соловки. На их красавицу-дочь имелись некоторые далеко идущие  виды у одного из главных чекистов. Её не сослали. Долгое время чекист безуспешно пытался добиться взаимности от Христины, но она была равнодушна и непреклонна. Он-то по-хорошему хотел... Предложил девушке стать его женой или...Сожжёт деревню дотла,а её, Христю,отдаст на издевательства всему своему отряду... Плача, девушка дала согласие. В один из прекрасных солнечных дней августа, когда солнышко уже не так палит землю,с плачем расплели подружки Христину косу и одели её в свадебный наряд, приготовленный  доброй заботливой матушкой... Брак Христины с этим иродом был зарегистрирован официально. Вечером, после свадебной попойки,перед брачной ночью, невеста сбежала,но была поймана и... Нет, её не насиловали. Молодой муж привязал огромный камень к белым  её ножкам и утопил в этом болоте. Говорят, с той поры убиенная  выходит иногда на берег. Видел её как-то дед Тимофей, сосед наш. Говорят, если душа у человека чистая и добрая, Христина его не тронет. Если злые помыслы таишь за собой - в болото за собой утащит. А болото-то, кстати, с тех пор Невестиным кличут.
"Ты, видно, понравился ей, сынок, раз вывела тебя оттуда..." На этом рассказ бабушки был окончен. Мы долго молчали. Я думал о том страшном далёком времени, когда человеческая жизнь ничего не стоила...Больше утопленница мне не встречалась. Я хорошо провёл отпуск, в Москву привёз воспоминания о прекрасных заповедных, местах о запахе парного молока,ржаного домашнего хлеба и свежескошенного сена..."