МЕМБРАНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
"На бога надейся, но сам не плошай" (вариант: "Бох, бох, но будь сам не плох"). Китайский афоризм из И-цзин (Книга Перемен) : "То ин , то Янь, это и есть Дао" говорит о том же в сущности: " Меняй принципиальные установки"
"Янь Инь " находится с сфере образной метафизики, принципов.
Русское же "сам не плошай" предлагает вообще некую высшую метафизику сменять иной раз на вообще без всякой метафизики, на "Сам с усам".
Но китайское небо, если по амбарам поскрести, по сусеками помести, скажет о том же."Истина улавливается без перчаток", - скажет китайский мастер школы чань. "Простой китаец и есть святой человек", - нарушит многознайство конфуцианства шалый даос.
Но всё же при всём том, что в цивилизационных взглядах почти всегда можно найти похожее, каждая цивилизация особлива, и как органический феномен окружена своего рода мембраной. "Китайская стена" - тут скорее мегалитический символ, скорее своеобразное имя, чем инструмент. Роль мембраны выполняет культура, которая вполне непроницаемы для "чужих".
Кажется, впрочем, что Запад нам более ясен и понятен, чем мир китайской азбуки, которая даже вовсе и не азбука. Ведь и Гек Финн, и д' Артаньян, - всё это так , в конце концов, нам, "молекулам" русского мира, понятно. Партос и Луи де Финес нам действительно понятны, но из этого не следует, мы распознали Францию, мы лишь, как это бывает с талантливыми произведениями искусства, тут-там распознали себя и «поняли» Франтсыйу на свой лад.
Если мы посмотрим западные экранизации "Войны и мира", "Анны Карениной" или Достоевского, то нам это покажется не более, чем карикатурой. Японская постановка горьковского "На дне", если заранее не сказать, мы примем за эксперимент какого-нибудь театра Кабуки.
Русская цивилизация порой кому-то кажется не самостоятельной, как бы "частью Европы" (официальные лица нередко так говорят, но "официальные лица" суть дипломаты и им грех не использовать расхожие предрассудки; точнее, они и не могут использовать что-либо кроме расхожих предрассудков). Вроде с Европой практически все общее: и расовый европеоидный лик, и одно языковое семейство, и христианство, и советский марксизм из Германии и Англии туманных, и наша литература (исторически прозрачно и ясно) - вариация байронов, вальтеров скоттов, шиллеров, жюлей вернов и прочая, прочая. Вумные культурологи-этнологи даже заключают нечто вроде "женственности" русской культуры.
Реально так бывает, что частные национальные культуры входят в состав "суперэтноса". На Дальнем Востоке "китайские" не только Китай и Тайвань, но в их цивилизацию входит и Япония, и Корея, и в какой-то степени Вьетнам. Европейские страны такие разные, но они составляют общий европейский мир. Канаду совсем не случайно иногда называют ещё одним штатом США.
А вот с Россией на предмет "кто мы в этой Европе" некоторые проблемы-вопросы. И христианство, и язык, и марксизм, и литература, выстроенная на европейской системе жанров, троппов, измов, - всё это для "русского мира" не то, что для Европы. С одной стороны, все перечисленные феномены для самих европейцев "вторичны". Для европейской цивилизации не "профильны" ни язык (языков там много, но единая латынь или английский так и не приживаются), ни религия, ни литература, ни социализм. Христианство на западе распалось на три основные ветви, прочие секты, включая иудаизм также суть распад христианства, литература , возникнув как феномен светской культуры, распался на артхаус и развлекательно-дедективную попсу.
В России и язык, и литература (вместе с театром и кинотеатром, важнейшим из искусств), и теория социализма, и православие оказались больше, чем религией. Они становились генератором "веры", лично внутренней и всеобщей.
Но в то же время в России оставался харизматически- неформальный постулат "будь сам не плох".
Наверное, несложно обнаружить геополитические причины единого языка, единой литературы, соборно-вечевого советского социализма. При видимом принятии всех культурных институтов извне, русская культура легко приспосабливала их к себе. Использовала авторитетность, солидность, модность заграничных измов и делала их своими, удобными для себя. Факт же, что европейцы экспериментируют и с единой валютой и с единым языком, но в России в 15-16 веках на этот счёт особо и не колебались.
Может показаться, что русские и Россия - это неограниченный космизм, всечеловеки. Но это не так. Культура как органическая система не может существовать без ограничительной мембраны. Мы уже говорили, что культура и есть эта "мембрана". Мембрана должна, что-то задерживать, а что-то пропускать: и в смысле торговли, и в смысле, культуры и в прочих смыслах. Здоровье цивилизации зависит от этой способности фильтровать и поглощать. Эти процессы в многом спонтанны, так что случаются переборы, то туда то сюда: то в изоляционизм, то напротив. в излишнюю раскрытость. Границы культуры нередко совпадают с географическими границами: горами, океанами, пустынями, климатическими "просеками". Основная географическая базисность русской культуры - просторная (огромная) , северно-суровая, лесная, озерно-речная, редконаселенная равнина.
Такое положение обуславливает преобладание экзогамии над эндогамией, комплиментарности над агрессивностью.
В названии мы выделили ключевую идею -"мембрана" . Деление на Восток и Запад - не только западоцентрично, это не правильно по сути самого термина (земля шарообразная, так что "восток" направление, а не место) и вообще вне этнокультурной реальности. На "Востоке" мы видим три принципиально инаких цивилизации, ограниченные своими цивилизационными мембранами: Дальневосточная (китайская), Индийская , Ближневосточнная. Иногда Западотносит к Востоку и Россию. В этой бинарной структуре не оказывается цивилизаций Латинской Америки, Африки южнее Сахары, Океании с прилегающей к ней Юго-восточной Азией. США и ЕВРОПА также имеют разные "мембраны".
Современная "гибридно-информационно-прочая" война состоит во многом в стремлении "противника" подорвать цивилизационную мембрану. Цивилизационная мембрана китайцев имела проблемы на предметы поглощения нового извне. Когда она сумела впитать сначала русско-советские достижения, потом европейско-американские, она оказалась в положении очень выгодном, так как защищена мембраной своей иероглифически-эстетической культуры, понятной по многим параметрам японцам и корейцам, но почти непроницаемой для европейцев, американцев. Русским легче лишь потому, что Китай очень сильно советизировался (также в России и русском мире большой пласт монголоидного населения, в каком-то смысле китайцы потомки монголоидного населения Сибири) .
Успехи военных достижений Запада связаны с перестройкой внутрицивилизационных парадигм. Организм постоянно репродуцируется, при этом не копирует свои образцы, а модифицируется.
Задача жизнеспособности цивилизации не в одном качестве (например, автаркия), а в двух: и автаркия, и обмен веществ с соседними цивилизациями. Без автаркии "материал" цивилизация поглощается соседями, без "обмена веществ" цивилизация стагнирует (что однажды также приведёт к кризису и исчезновению цивилизации, если цивилизация, или точнее, субцивилизация не найдёт для себя способы "обмена" с внешней средой).
Россия не вторичная, не полуевропа, не полуевропа-полуазия. Её, матрицу-парадигму нашей суперэтнической мембраны, можно назвать квазикосмитской. Просто космизм означало бы отсутствие мембраны. Просто русская цивилизация - … сами, впрочем, подумайте какая она… Она довольно широко открыта для технических новшеств (а практически все суперэтнические матрицы – «технические»), но она закрыта для (как раз) фундаментализма. Технические матрицы, проникающие в Россию-Евразию второстепенны. Если внимательно глянуть на русский марксизм, русское христианство со «святой Русью», русское просвещение, - тут всё оказалось перекалпаченным, сдвинутым относительно оригинала. Греческие « образцы» стали внедрятся в русском православии при Петре Первом (который одновременно вводил и безбородые «ассамблеи»), ликбез пришёл в Советскую Россию вместе с кинематографом, радио, авиацией, марксизмом, ЖЗЛ, библиотекой мировой литклассики, так что Пушкин и Гоголь до русского «крестьянина» пришли вместе с Шекспиром, Александрами Дюма, Конан Дойлем, Ньютоном и Чарльзом Дарвином. Институт «личности» оставался относительно свободным и «временным» даже в условиях «тираний-диктатур», поскольку все форматы не имели «монополии», и личность очень часто уворачивалась от прессинга «соседних» парадигм. Истинная пламенная вера личности в «своё» дело всегда оказывалась более «почитаемей», чем идеологии, технологии. Как образно выразился Михаил Шолохов относительно так называемого «культа личности»: «Был культ, но была и личность». Кстати и антисталинист Хрущёв оказался свергнутым также за «волюнтаризм». Нынешние глобофашисты пытаются прессовать Россию, также наезжая на личность Путина. Но россиянам «личностная» позиция как раз в духе их культурной мембраны. Им даже Жириновский симпатичен. И даже матёрые антисоветчики вынуждены соглашаться, что и Ленин, и Сталин были при всем их «коммунизме-атеизме» личностями.
Кстати, западный люд почитает Путина, видя в нём брутального медведя-диктатора. Но россияне его почитают совсем и не за это (тем более, что «диктатор» Путин, настолько нагло избегает диктатуры, что путинских врагов приходится ликвидировать самим западным спецслужбам, самим совершать злодеяния и при помощи мировых СМИ убеждать мировое сообщество, что это царь россиян такое творит).
«Космизм» русской мембраны заключается в её склонности способности договариваться с соседними цивилизациями. Так сказать, в её «вежливости». Эту «вежливость», комплиментарность, «экзогамность» рускости, с одной стороны, можно объяснить геополитическим положением (невозможно одолеть противника прямо и жестко) , но всё-таки, думается, что главное в таком поведении русских – их собственная ментальность. Они всегда больше заинтересованы в сотрудничестве, нежели в жестком порабощении. Всегда предпочитают дать льготы или даже откупиться, нежели воевать. Это несложно объяснить ландшафтом и гео-историческими особенностями. Но ландшафт ландшафтом, но культурная «мембрана» - это всё-таки род идей, настроений, традиций, которые постоянно и принципиально репродуцируются.
Загадка русской души – это что-то непредсказуемое...
Возможно ли строгое обозначение "русской системы" в мироситеме? "Непредсказуместь" читается мозгом как нечто поэтическоге, нестрогое. Русская система-матрица - любая. В качестве примера можно представить остров, на котором у жителей один-два типа y-хромосом, в России же куча игрек-хромосом. Этнологи, чтобы выявить русскую игрек-хромосому забираются в далекие деревни средней полосы или русского севера. В городах же поиски "русской" игрек-хромосомы оказываются бесперспектинвыми, абсурдными, делающими генетический анализ бесполезным. Этот подвижный генетический бульон - и есть Россия.