Этот сказочный мир помпейских фресок

Алина Алексеева-Маркезин
Помпеи.Фреска. Портрет молодой семьи.

    В доме, принадлежавшем пекарю Теренцию Прокуллу, археологи обнаружили комнату, стену которой украшала фреска с изображением мужчины и женщины. Сегодня эта фреска считается вершиной искусства поздней античности.

      Сначала историки предположили, что это портрет самого пекаря и его жены. Однако, изучив фреску внимательнее, изменили свое мнение: вероятнее всего, неизвестный художник изобразил семью брата пекаря, мирового судьи Теренция Нео.
       
     В отличие от египтян и греков, римляне считали, что искусство нужно не для выражения возвышенных чувств, а скорее, для демонстрации богатства, престижа и статуса.
         Так, свиток папируса с красной печатью в руке мужчины означает, что он - государственный служащий. Его супруга прижимает к изящному подбородку стило, палочку для письма на вощеной доске - вполне возможно, она увлекалась стихосложением. А может, просто привыкла вести хозяйственные расчеты.

            Но в любом случае - перед нами весьма образованные и состоятельные люди. Молодой человек одет в тогу, на его жене красная мантия. Изысканная простота их дорогой одежды и прически по моде того времени показывают, что они богаты.
      Мы никогда не узнаем, насколько глубоки были их чувства друг к другу. Их взгляды направлены в разные стороны.

    Открытый и пристальный взгляд мужчины говорит о его устремленности в будущее и несомненных амбициях. Он - истинный римлянин, прагматичный и честолюбивый. Крупный нос и слегка оттопыренные уши свидетельствуют о сильной и несколько простодушной натуре.

        Образ жены Теренция Нео более сложен и неоднозначен. На портрете она слегка закрывает мужа плечом, возможно, намекая на свое превосходство. Обратите внимание: жест, которым она прижимает к подбородку стило, в точности повторяет другой женский портрет из Помпей, так называемой «Поэтессы».

ДРУГИЕ ПОМПЕЙСКИЕ ФРЕСКИ

            Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны;е рамки характерны для Помпей.

           ИНСТРКТАЦИОННЫЙ или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.

          Эта техника живописи была более широко распространена среди общественных зданий, нежели чем в жилых домах. В этой технике стены покрывались блоковой кладкой (opus quadratum) имитируя облицовку мраморными плитами, называемыми crusta, от которых и пошло название «инкрустационный стиль». Иногда в некоторых зданиях для украшения стен использовались рельефные элементы из гипса.При украшении стены в первом стиле выделяют три зоны:

   Верхняя часть декорировалась выступающим карнизом из гипса.
   Средняя часть, в свою очередь делилась на три части, окрашивалась в основном красным и чёрным цветами, но также фиолетовым, жёлто-зелёным, имитируя мрамор, гранит или алебастр.
      Плинтус или цоколь, обычно был жёлтого цвета.

Вилла Арианна.

     АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
 
Рим.Дом Августа.

     В этом типе живописи, элементы, такие как карнизы и фризы с побегами виноградных лоз, создаются не из гипса, а вырисовываются, с искусной ловкостью создавая иллюзии из цвета и тени. То, что на протяжении первого стиля реализовывалось в объёме и рельефно.
          Согласно с первым стилем, инновация в эффекте тромплей (это техника рисования при которой реализуется «обман зрения», на стенах рисуются окна, двери или атриум, чтобы создать впечатление что комната больше чем она есть) реализуемом на стене, в котором на месте плинтуса рисовались ровные постаменты с фальшивыми колонами, ниши и двери позади которых открывалась перспектива.
Вилла Мистерий.

         ЕГИПТИЗИРОВАННЫЙ или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
Дом Фарнезины.
Вилла Боскотреказе.Вилла Поппеа.
Геркуланум.
Дом Лукрецио Фронтоне.Помпеи.

     ФАНТАСТИЧЕСКИЙ или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее большая часть зданий Помпеев украшена живописью этого стиля.

Реконструкция дома Веттиев.

         Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в то же время отсутствием новых элементов. Он действительно обращается к элементам и декоративным формулам, которые уже использовались в прошлом: возвращение к моде имитации облицовки стен мрамором, фиктивные архитектурные элементы и тромплей характерные для второго стиля, но также украшение канделябрами, фигурами крыльев и побегами растений, характеризующие третий стиль.

       В Помпеях примеры этого стиля находятся в Доме Веттиев (it:Casa dei Vettii) и it:Casa dei Dioscuri, украшенные, возможно, художниками из этой же мастерской.

    Чтобы посмотреть,как выглядели фрески этих стилей в домах В Помпеях,перейдите по ссылке,многие снимки я сделала в археологическом музее Неаполя,где большинство из них хранятся. http://maxpark.com/community/6782/content/2226651

Другие рассказы о Помпеях

Гибель города Помпеи.http://www.proza.ru/2015/06/14/1188

Общественная жизнь в Помпеях.http://www.proza.ru/2015/06/14/1187

Как были обустроены дома в Помпеях.http://www.proza.ru/2015/06/14/1177

Водопровод и термы в Помпеях http://www.proza.ru/2015/06/15/58

Секреты мозаики древних Помпей.http://www.proza.ru/2015/06/15/682

Сексуальная жизнь в Помпеях.http://www.proza.ru/2015/06/16/1007