В Тунисе тоже есть карась

Рыбаков Андрей Станиславович
   Готовлюсь к поездке в Тунис. Всё как обычно: облегчённые мини-донки и черви с опарышами в уже в чемодане. С этой экипировкой бывал в Финляндии, Турции, Египте. И везде хоть раз, да клюнуло. А то, что в Египте сразу два поводка оборвали и сбежали  – значит не судьба.
   В отель заселялись ближе к вечеру. После ужина спешу на море и сразу вижу местных, рыбачивших прямо на пляже. Несколько арабов ожидают поклёвок у спиннингов, пристроенных в отрезках труб, воткнутых в песок. Удилища мощные, рыбаки делают заброс, заходя в море чуть ли не по пояс. Впоследствии я понял сей манёвр: тут очень мелко.
   У меня на каждой донке по два крючка. В этот раз поставил размером побольше – Owner № 6, красного цвета. Их прислала мне из Питера подруга Татьяна, которая работает в рыболовном магазине. Решаю опробовать подарок в Средиземном море.
   Утром бодренько встаю в шесть (в Москве-то уже восемь). Свежий ветерок подгоняет волны к ногам, проснувшееся солнце ласкает ранних купальщиков своими щадящими ещё лучами. Здороваюсь с тунисскими рыбаками, те с интересом изучают мои донки, которые заметно миниатюрней местных спиннингов для морской рыбалки.
   Настоящий ажиотаж вызвали колокольчики из латунной гильзы. Такого тут явно ещё не видели. Спортсмен-англичанин, совершавший утреннюю пробежку, подошёл поближе, поинтересовался. Я гордо заявил: «Сам сделал, ручная работа!» Ручную работу в Европе уважают.
   В процессе рыбалки познакомился с Энисой из Киева, которая приехала отдыхать с двумя детьми, Яромиром и Мелиссой. Приобщил к рыбалке семью с братской (без всякого сарказма, я и правда так считаю, не смотря ни на что) Украины. Дети с удовольствием подержали удочки, покрутили катушки.
   Видел три поклёвки. Опарыша не трогали, а вот червя кто-то неизвестный лопал с большим удовольствием.
   К обеду заметно припекло, по пляжу туда-сюда катались туристы на верблюдах и лошадях, местные коробейники пытались продать фрукты и сигареты, а полицейские на мотоциклах пытались этих коробейников с пляжа турнуть. Наживку уже никто не трогал, колокольчики покачивались на леске, потревоженные набегающими на берег волнами. Решил потихоньку сворачиваться и попить пивка с захваченной из дома воблой. Пива – хоть залейся, а вот воблы-то тут днём с огнём не найдёшь. Славяне на пляже нет-нет, да и бросят завистливый взгляд. Поделился, конечно.
   Безуспешно порыбачил на пляже несколько дней, однажды видел в улове у местных две рыбёшки размером с пол-ладони. Смотритель пляжа оборудовал мне донку по-тунисски, а я подарил ему пачку крючков и номер газеты «Рыбалка круглый год».
    Итак, о местной снасти. К основной леске через вертлюжок  крепится отрезок лески длиной 50-70 см., в середине и на конце способом «петля в петлю» крепятся поводки, между поводками ставится грузило-«оливка», побольше привычной нам стандартной раз в пять. Беда в том, что мои компактные снасти на такое грузило были явно не рассчитаны, что привело к поломке ручки у одной из катушек.
   В своих путешествиях я уже не раз убеждался, что рыбаки всегда найдут между собой общий язык. Так случилось  в этот раз: смотритель пляжа починил мне катушку, закрепив ручку стальной проволокой. Он же обещал мне чудо-наживку, уверив, что на неё точно клюнет. Чудо-наживкой оказались черви из сада. Черви насаживались на крючок «чулком», мелочь тут же принялась их обгладывать. Подсечь никак не удавалось. Что-то нужно было менять, и, задавив жабу, заплатил 100 долларов за рыбалку в море.
   В девять утра на такси отвезли в город Сус, который в получасе езды от Монастира, где расположен мой отель. В порту Суса лес мачт, пришвартованы несколько псевдопиратских кораблей  для развлечения туристов. На рыболовном катере нас должно было быть шестеро, но оказалось, что четыре человека отравились и поехать не смогут. Сразу зародилась смутная догадка, из какой страны туристы и чем именно они отравились. Но чем меньше народа, тем больше кислорода. Знакомлюсь с напарником по рыбалке. Зовут Уолтер, родом из Шотландии. Оказался нормальным мужиком, сразу нашли общий язык. Отслужил 17 лет на военно-морском флоте, есть свой катер, заядлый рыбак. Посмотрел фотографии с рыбалки в Норвегии, где Уолтер поймал треску на шестнадцать килограммов, поностальгировал по своей норвежской рыбалке двухгодичной давности.
   Капитана нашего катера зовут Ахмед. Говорит, что тут ловится дорадо, тунец, макрель. Хотелось бы верить. После нескольких неудачных рыбалок я настроен скептически, Уолтер, напротив, полон оптимизма.
   Сус всё дальше за кормой, качка всё сильнее. Вышли в море в 10.30. На небе редкие облака, не очень жарко, ветерок. Комфортно, короче. На глубине 20 метров Ахмед забрасывает два удилища для троллинга. На одном стоит силиконовый кальмар, на другом  латунная колебалка с насечкой чешуи. Подобные в советские времена продавались в рыболовных магазинах.
   Безуспешно потроллинговав с полчаса, отправляемся дальше в море. Уолтер говорит, что отошли от берега на три мили. Тут, над камнями,  Ахмед встаёт на якорь. Ловить предлагается на резку из рыбы, каждый кусочек которой прокалывается крючком три раза. На снасти  три поводка и грузило на конце лески. Мы с  Уолтером ловим с кормы в отвес, Ахмед забрасывает снасть наподобие донки. Он  и поймал первую рыбу. Брим, он же дорадо, он же морской карась.
   Уолтер тоже подсекает, но рыба сходит. Потом совсем уж мелкого брима ловлю и я. Эта рыба клевала в течение всех четырёх часов рыбалки. Сначала никак не мог приноровиться к поклёвке, но потом дело пошло. Поклёвка ощущается как лёгкий двойной толчок. Не успел - наживка съедена. Мелочь ловко обгрызает резку со всех трёх крючков. Брим ловится размером с ладонь, 150-200 граммов, Уолтер сетует, что это очень маленькая рыба для Шотландии.  Уверяю его, что для Москвы -  это нормальный размер.
  Облавливает всех, конечно, Ахмед. Он в процессе ловли и наживку успевает подрезать, и воду из трюма откачать. Рыба клюет бойко, несколько раз садилась сразу на два крючка. Общий улов составил около четырёх килограммов. Рыбу оставляем Ахмеду: нам ни  к чему, а ему  - небольшое подспорье в семейный бюджет. В Тунисе сейчас кризис, больше миллиона безработных. Не поскупился и на чаевые. Ведь после нескольких дней бесклёвья отвести душу – это такое удовольствие!
    В конце статьи, как всегда, несколько полезных советов путешественникам.
    Здесь, как и в Египте, как и во всех странах Востока, необходимо торговаться.
    Валюта в Тунисе – динар. 1 доллар США равен примерно 2 динарам ( июнь 2015 г.). Курс в стране везде примерно одинаковый. При обмене выдают квитанцию, которую необходимо сохранить. Только по ней  оставшиеся динары можно обменять на доллары или евро в аэропорту при вылете домой. Необходимо оставить 30 динаров для покупки марки, которая гасится таможенниками, когда пересекаешь границу страны.
   В путешествие целесообразно взять с собой небольшие электронные весы, которые не займут много места. Сейчас в Интернете можно приобрести много моделей подобных весов. Перевес может серьёзно ударить по бюджету путешественника, а весы есть не во всех отелях.  Эти электронные весы можно использовать также и для взвешивания Ваших трофеев, добытых на рыбалке. Смотрите только, чтоб весы работали от элементов ААА или АА («пальчиковых» или «мизинчиковых» батареек), а то потом придётся тратиться на батарейки типа «таблетка», которые ещё и подобрать необходимо.