Радость

Аня Курин
"Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее — Радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы Радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта Радость, значит, ты ошибся где-нибудь, — ищи эту ошибку и исправляй. Всё в тебе и всё сейчас."  Л.Н.Толстой

  Вы часто смеетесь? Часто ли ваши губы искривляются, образуя улыбку, и вы больше не можете казаться строгим и жестким человеком, так как эта улыбка делает ваш внешний вид теплым и очень доброжелательным? Я думаю, всем известно чувство радости, а оно для вас частое явление? К сожалению, не все люди способны хранить в себе неиссякаемую радость, нести свет и даже им делиться...
  Как правило, человек очень занят. Вопрос только - чем? Он все время что-то делает, и я не могу сказать, чтоб мир от этой суматошной работы стал крутиться быстрее; он пытается справиться с теми литрами испытаний и проблем, которые все капают на его плечи; пытается вобрать в себя нескончаемый поток информации; уделять внимание себе (здоровью, красоте). Он пытается успеть везде и все, не справляясь даже с самым малым. Сгибаясь под тяжестью подводных камней, под тяжестью своей необъятной ноши, он упускает множество значительных моментов в своей жизни, просто потому, что не в состоянии охватить разом все ее аспекты, он просто не успевает. А распределяя дела на "важные" и "не очень нужные"  зачастую, делает ошибки.
  Человек все время опаздывает, не успев к первому, стремится ко второму, и все продолжает неустанно спешить. Куда? Может он спешит жить? Нет, он ставил жизнь на потом. Поживет "завтра" - сегодня он очень занят. А ведь именно эта жизнь приносит нам радость. Точнее то, что ее наполняет, что мы в нее закладываем, что не способны увидеть и почувствовать окаменелые, бездыханные существа, какими являются большинство из нас.
  У каждого свой перечень вещей, которые заставляют его улыбаться: подруга, брат, твоя старая детская игрушка; песня, под которую танцевал на первом свидании; марка конька, который распивали на задворках школы; село, в котором был проездом, и которое запомнилось, но не город, в который ты ехал.
  Запомнилось... Да, этот список радостей невозможен без хорошей памяти, потому что основывается на воспоминаниях. А что делать, если устал, и нет сил заглядывать в прошлое, которое и так потихоньку стирается и исчезает? Как видеть радости в настоящем, в данную секунду? Я не знала, пока не встретила одного мальчика.
  Я не знаю ни его имени, ни точного возраста, ни где он живет и как проходит его день. О его родителях я тоже ничего не знаю. В одной компании вместе с ним, я провела минут двадцать, не больше. И, наверное, я бы его не заметила и не запомнила, если бы не одно но - он был первым, и пока что остается единственным, кто имел вид действительно счастливого человечка.
  Ведь зачастую люди озабочены скопившимся грузом - не зная, то ли выбросить его, то ли разложить по полкам; озадачены своим положением в целом. И редко кто может увидеть на миг это неосязаемое счастье. Конечно, кто-то скажет, что у детей нет поводов для грусти и печали, нет проблем, и вообще - они светлые ангелочки с улыбкой на устах, так почему им не быть счастливыми? Но ведь гвозди в пятках есть у всех. У взрослых на первом месте стоят жуткие вопросы, касательные денег: "Когда выдадут зарплату? Пуст холодильник и пуст кошелек? Сапожки - купить или не купить?". У детей, безусловно, дела обстоят легче: "Как громко кричит мама, если разбил вазу? Она сломала мою куклу, и я больше не хочу с ней дружить, но у нее кулек с конфетами... Получил двойку - пора сжечь дневник". Эти преувеличенные проблемы, доведенные до абсурда, душат, угнетая, изживая и забирая силы, энтузиазм тех, кто в них окунается, и что делают практически все. Все, кроме мальчика. Хотя у него-то проблем было предостаточно, чтобы начать биться в истерике, впасть в депрессию, ждать, когда кто-то все же придет и пожалеет.
  Бледный, изможденный и до ужаса худой, он казался таким хрупким, что если б я взяла его за руку, то все время переживала бы и волновалась: не сдавила ли я очень сильно, не сдвинулись маленькие косточки, не больно ему? Мальчик был болен, и я очень сомневаюсь, что такие заметные следы, после своего присутствия, могла оставить простуда. Гадость, которая поедала его здоровье, была куда страшнее. Он скорее походил на засохший, усохший фрукт, чем на малыша с обложки журнала -  пухленького, с розоватыми щечками, наполненного жизненной энергией. Хотя энергия в нашем малыше все же была. Пускай ее не излучало больное тело, жизнь существовала в блеске его глаз, в его улыбке. Такой искренней и настоящей. Тусклый неясный свет, исходящий из самых глубин его маленького сердца, освещал не только все в округе, но что важнее - каждый день его угрюмой мрачной жизни; минуты, пропитанные болью. Неведомо откуда ребенок черпал этот яркий свет радости, но именно он помогал ему убирать шипы, подставленные ему судьбой. Справляться с обидами и, не смотря на свою физическую неполноценность, ощущать полную удовлетворенность, которую часто не способны испытать здоровые, нормальные люди.
  Отчего же это было присуще ему? Отчего мальчик был таким счастливым? Побочные действия лекарств и других препаратов?
  Мальчика интересовало и завлекало все. Он смотрел по сторонам и любовался этим удивительным миром. Его забавляли кудряшки девочки, с интересом рассматривал ее портфель. Он с восхищением смотрел на парня в военной форме, и с таким же восхищением разглядывал свои поношенные ботиночки. Но больше всего мальчику нравилось смотреть в окно, на улицу, где мелькали неизвестные, чужие лица. Складывалось ощущение, что прохожие и все люди вообще - это старые его знакомые, и он ужасно был рад встретиться с каждым, как бывает после долгой разлуки. Только они не узнавали мальчика и это его совсем не огорчало.
  Огромную радость доставляло солнце. Он сосредоточено следил, как лучи проникают сквозь стекло, и, подставляя свои крохотные ладошки, пытался ловить их. Или же, перебирая пальчиками, будто просеивая, отбирал самые солнечные, что несут добро и отпускал их на волю. Пристально следил и за солнечным зайчиком, наблюдая, как тот таинственно исчезает и вновь появляется, прыгая с места на место.  И наслаждался порывами ветра, что приносил свежий воздух; шумом листьев, что живут на деревьях. Смеялся с веселых картинок и фигурок, которые создавал небесный свод из своих белоснежных облаков.
  Мальчик был "живым", несмотря на свой болезненный внешний вид, который казался мне уже фальшивым. И "здоровые" на фоне этого искреннего, открытого ребенка получались какими-то омертвевшими и неестественными, лживыми статуэтками.
  Я завидовала ему. Я тоже хотела посмотреть в окно и увидеть. И я видела: деревья, людей, солнце и небо. И ничего больше, ничего необычного. Все так, как и должно быть. Все нормально. "Нормально", которое уже вошло в привычку вместе с круглосуточным режимом лицемерия и сплошной паутиной фальши, через которую все сложней проходить, но ведь это "нормально". Для всех, кроме одного - мальчика с улыбкой, который напомнил мне о том, что стоит быть внимательным ко всем и всему. Стоит быть благодарным за небо и солнце. А то, что чувствуешь, что видишь вокруг, что держишь в руках, тех, кто рядом с тобой - стоит ценить. Наслаждаться каждой секундой, и не важно -  приносит она тебе боль, страдания или дарует надежду, с непоколебимой верой в придачу и любовью, что храбро шагает вперед. Напомнил о том, что нужно позабыть о невзгодах и, не забыв про честность и искренность, не быть занятым (собой), а жить и дышать полной грудью, радуясь, всей душой, что живешь.
  Погрузите себя в радость. Попробуйте стать счастливым. Просто добавьте улыбку, дарующую окружающим лучик тепла. А еще лучше смейтесь, так громко, насколько позволяют связки. Я знаю, что вы можете, если это получилось у мальчика - получится и вас.