Тот самый Сумароков

Николай Калмыков
         Александр Петрович Сумароков был разносторонне одаренным литератором. Он одинаково хорошо писал стихи и прозу, его драматургию современники ставили на один уровень с Мольером, ему воздавал похвалы сам Вольтер.

        Именно Александр Петрович стал первым директором российского театра. Стал на свою беду, ибо на этом поприще  приобрел славу руководителя, отличающегося самодурством и склонностью к необузданному гневу. По отзывам современников, Сумароков, человек мягкий и добрый с окружающими в повседневной жизни, удивительным образом преображался, едва переступал порог театра. Из душевного равновесия его могла вывести не вовремя произнесенная реплика актера, невыразительно прочитанный монолог. Сумароков буквально взрывался от гнева, безжалостно ломал палки о спины «проштрафившихся» актеров.

        Самое удивительное, что при всем том Александр Петрович имел доброе и совестливое сердце. Известен такой случай. Однажды Сумароков встретил раненного офицера, который просил милостыню. Денег при себе не оказалось, тогда он снял с себя придворный, шитый золотом мундир и, узнав место жительства,  отдал его раненому, . А сам возвратился домой в кафтане своего лакея и, переодевшись,  тотчас же направился во дворец к императрице просить для офицера пособие.