Амазонская рота

Николай Калмыков
                История в военном мундире
          Женщины и военная служба… За время существования регулярной Российской армии представительницы прекрасного пола нередко пополняли ее ряды. Правда, военный устав Петра I  1716 года предписывал привлекать их лишь на медицинских должностях в полковых  лазаретах.  Но уже в пору царствования Екатерины Великой допускалось и выполнение ими чисто военных функций.  Начало  положил  князь Григорий Потемкин. А предыстория этого такая.

          Императрица вознамерилась «обозреть» в 1787 году  Крым,  менее пяти лет назад присоединенный к России. По этому случаю  у нее состоялся разговор с находящимся в столице Потемкиным. Есть свидетельства того, что в ходе разговора Григорий Александрович «…выхвалял храбрость греков и даже жен их.  Государыня, смеясь храбрости женщин, спросила, чем он может доказать выхваляемую их храбрость? Потемкин обещался государыне  уверить ее в сем  на месте - в Крыму».  Не откладывая обещание  в долгий ящик Светлейший приступил к делу.  По его повелению в Крыму начала формироваться «Амазонская рота» преимущественно из гречанок - молодых жен и взрослых дочерей военных. Специальная комиссия учредила для них особый наряд, в котором прекрасные воительницы были просто неотразимы: зеленая бархатная куртка, обшитая золотым галуном, малиновая юбка, отороченная  золотой бахромой. А головы украшали белые тюрбаны со страусовым пером. Командиром роты была назначена жена  капитана Балаклавского полка Елена Сарданова, которой едва исполнилось 19 лет.

         Но не только необычным одеянием выделялись крымские «амазонки». Их отличали бесстрашие и храбрость, они прекрасно держались в седле, владели искусством фехтования, метко стреляя из ружей. Прибывшая в мае в Крым Екатерина осталась весьма удовлетворена увиденным. Она подала  руку Сардановой, поцеловала в лоб и, потрепав по плечу, сказала: «Поздравляю вас, амазонский капитан. Ваша рота – исправна.  Я ею очень довольна». Далее  одарила командира «амазонок»  бриллиантовым перстнем стоимостью 1800 рублей и распорядилась выдать 10 тысяч рублей  для поощрения подчиненных.  Однако через некоторое время рота была расформирована. Екатерина посчитала, что доблестная Русская армия пока может обходиться и без женщин-воительниц.