Музыкант

Елена Белевская
   Он чувствовал себя очень старым, больным. Давно не брал в руки скрипку. Только иногда  пробовал, когда никто не мог его слышать. Но пальцы плохо подчинялись. Звук получался дребезжащим. Музыкант слышал, понимал, но думал:  может быть, он скоро поправится, уедет со скрипкой за город, в лес, будет уезжать каждый день, и звук окрепнет, станет родным и чистым... Конечно, разве можно жить без надежды?   
  Когда   началась война, он забыл о скрипке. Заботился о соседской девочке, оставшейся сиротой в первый же день, добивался, чтобы ее эвакуировали вместе с детьми ближайшего детсада. Наконец , это ему удалось.   Девочка уезжала с незнакомыми ребятишками. Она прижималась к его коленям и, сердито посапывая, громко шептала:
- Почему ты не хочешь ехать вместе со мной? Я попрошу воспитательницу. Она согласится, вот увидишь.
- У меня есть дома дела.
- Сидеть на стуле и думать?
- -Не только. Я приеду к тебе, если ты напишешь мне.
- Я еще не умею писать.
- Ты попросишь воспитательницу. Я дал ей свой адрес. А летом ты сама научишься.
- Я сразу же стану учиться, как приеду. Можно ведь и до школы ?
- Можно.
- Все-таки лучше, если ты поедешь сейчас с нами, - сказала она солидно и категорично.
      Но он понял и ее детскую хитрость, и мужество, и отчаянье .
-     Нельзя. Вo всем должен быть порядок, Когда я приеду, мы пойдем с тобой в лес. Я научу тебя играть на скрипке.
- А это очень трудно ?
- Трудно. Но если очень захотеть...
      Девочка уехала. Он снова вспомнил , что очень стар, болен...             К вечеру забежала соседка, сказала: немцы близко от города, все уходят, Может быть, и он...
- Как же я пойду? А вдруг придет письмо...
- Какое письмо?! Завтра, наверное,  немцы будут в  городе.
- Я буду только мешать, задерживать.
- Как-нибудь, мы же люди. Только бы выбраться из города..Будем идти по проселку,  не по шоссе. Как все, так и мы.
    Старик пошарил в старом буфете, тщательно завернул в салфетку кусок хлеба, затем отдельно в бумажку несколько кусочков сахара, опустил все это в карман. На пороге оглянулся, подошел к футляру, потоптался на одном месте, пошел к двери. Вернулся. Вынул из футляра скрипку со смычком и вышел из комнаты.
      Сначала шли быстро. Потом медленнее. Присоединялись новые люди, семьи. Соседка говорила:
- Вот видите, вы никому не мешаете.
- Потом он все-таки стал отставать, пошел сзади всех.
Какая-то женщина спросила:
- Вы не знаете точно, куда мы идем ?
- Не знаю. К своим.
- Давайте держаться вместе. И если отстанем, не так страшно.           Бомбежка началась неожиданно, никто не думал, что самолеты обратят на них внимание, они же летят на Москву. Вдруг женщина закричала и  метнулась в сторону. Он не успел  ее   удержать. Последовало  два взрыва. Старик упал. Когда пыль рассеялась, он ощутил в руках скрипку, поднялся.  На дороге никого не было.  Лишь  перевернутые коляски и тачки. Женщина лежала метрах в пятнадцати  на траве.  Дальше  еще двое.  Он стоял долго, как будто забыл, что еще жив и стоит на дороге, как ворон.  Потом  снова ощутил в руках скрипку,  стал сдувать с нее пыль, поправил деку,  рассеянно вскинул к плечу и тронул смычком струну.  Звук получился слабым,  дребезжащим,  будто кто-то щелкнул по куску ржавой жести.  Он опустил скрипку, потоптался на месте и , будто не зная куда ее девать, снова вскинул к плечу,  тронул струны сильнее - ведь никто не слышал его, а если бы и слышал... Он обещал  девочке научить ее играть на скрипке.   Наверное сейчас  много невыполненных обещаний.  Вдруг звук вскрикнул.  Старик  даже испугался.  Крик получился резким, трагичным.  Скрипка вскрикнула еще раз и вдруг запела.  Вот звук как будто случайно запутался в сети  и старается выбраться.  Не так это просто.     Старик ушел в борьбу звука со своим пленом  и  не заметил,  как стали собираться люди  -  те,  которые разбежались.  Кто-то склонился над мертвыми. Он услышал плач, опустил скрипку.  Ему стало стыдно.    В самом деле, нашел время и место!..  Кто-то сказал: надо вырыть братскую могилу.  Рыли долго - нашлось всего две лопаты, старые, тупые.  Когда мертвых стали засыпать, старика попросили сыграть что-нибудь грустное.  Он замахал скрипкой и смычком:  нет , играть он  не может,  нет!
     - Вы  же музыкант...
     Он не смог ничего возразить.  Конечно, он музыкант.  Вернее, был...  Но для них это детали.  Он заиграл.  Играл до тех пор, пока не вырос холмик. Затем, не переставая играть,  шагнул вперед и пошел по дороге.       За ним двинулись все  остальные.   По проселку навстречу  шел  человек. Он остановился,  снял шапку, отступил с дороги. пропуская странный кортеж и долго смотрел ему вслед.   
   Звук стал полным и чистым. Он уже рвался из рук старика, как когда-то в молодости. когда он еще играл в оркестре, а справа в ложе сидела Аннушка. Как давно он  не вспоминал ее. . .
     Идти и играть трудно. Он никогда не пробовал, но знал, что трудно.  И все же он совсем не чувствовал усталости.  Главное, его слушали, переживали  вместе с ним и каждый свое. Почему же столько лет он не играл?   Может , не было бы этих одиноких и одинаковых лет, когда даже не помнишь, что и когда было. Почему так поздно попробовал?
     Звук стал совсем  легким, естественным.  Он не мешал ему думать.... Война. . . А он, как осмелевший оратор, регламент которого истекает.. . Вот так всегда. . . А что «так всегда»  он уже не помнил.
     Его  тронули за плечо  двое более молодых:
    -   Вы отдохните. Первому идти трудно. Мы понесем вашу скрипку.
Он  отдал им инструмент и пошел рядом с ними.