Венгерский Ваня

Светлана Новикова 20
Венгерский Ваня

Однажды на левом клиросе оказался неизвестный мне молодой человек.

 О.Александру и многим старейшим прихожанам он был давно знаком.

 Иван долго не приезжал в Москву. Это был совершенно роскошный бас, невероятно громогласный,  с красивейшим «теплым» тембром.

 При желании Иван мог бы быть замечательным певцом.

Но он учился в Москве на фил.факе, и не так часто сюда приезжал.

 Мы познакомились и через какое-то время нашли общий язык, сдружились.

 Иван мне помогал, потому что я была совершенно человеком неопытным.

 Пришлось стать регентом, не учившись этому трудному делу. В начале девяностых годов ноты гласов раздобыть было трудно.

 Все осваивала «на ходу»:  приходилось учить обиход церковного пения даже по слуху. Ошибалась. Иван меня поддерживал, утешал.

Его музыкальность оказалась объяснимой -  по первому образованию Иван был скрипач. Жил он в Венгрии.

 Когда-то семья туда эмигрировала, и Иван родился уже там. А в Москве за ними осталась квартира.

Наш левый хорик не мог сбалансировать звучание с Ваниным голосом ввиду отсутствия такого мощного дарования.

 Просить Ваню петь потише было с моей стороны сверх не вежливо.

  Первым  не выдержал регент нашего правого хора: «Что он орет у тебя? Прямо как ломовой извозчик!»

Опытности у меня еще не было, и урезонивать «человеческий фактор» с его необходимыми для общего дела способностями я не умела.

 И из-за этого дело зашло чересчур далеко.

Наступило Рождество Христово. Мы пели раннюю Литургию.

И «на концерт» запели ирмосы Рождеству. Радость переполняла нас, мы ликовали.

 Иван не смог сдержать своих чувств. Я упустила «бразды правления» хором, и стилистическая инициатива полностью перешла к Ивану.

 Временами интерпретация обиходных ирмосов приобретала оттенки венгерского «Чардаша». Было очень праздничное пение.

 Повторить такое во второй раз уже невозможно.

 После службы мы честным образом пошли на трапезу. Пришел на трапезу и о.Александр.

Через некоторое время батюшка очень деликатно, как бы извиняясь, высказал мне свои замечания по поводу нашего сегодняшнего пения: «Вы так пели ирмосы, что у меня ноги в плясовую пошли. Вы посдержанней пойте».

 Я поняла свою ошибку, и благодарить за такое «пение» надо было нашего венгерского Ваню.