Умный разговор

Любовь Матвеева-Поротикова
 
            "Детушек воспитать - не курочек пересчитать"(русск. пог.)

            Самое увлекательное занятие для восьмилетнего Максимки после бесконечной зимы, разумеется, игра с ровесниками во дворе. А уж как наступят тёплые денёчки, тогда его и потемну домой не загонишь. И будет тогда баба Люся, которая растила его с малолетства, бродить, как потерянная, по дворам,  наводить справки у знакомых и незнакомых:
           - Вы не видели тут мальчика, Максимку?..
           Но маленькому  шалопаю до бабушкиной тревоги  и дела нет. Видно, забежал к приятелю или исследует с такими же первооткрывателями соседние дворы, гаражи, или, чего доброго, большой овраг, что находится сразу за нашим микрорайоном. Если приятелей во дворе нет, иногда мальчишка забегает ко мне, и тогда мы ведём всякие умные разговоры.
           - Максим, что такое «любовь»? - спрашиваю его. Максим смотрит в окно – не вышел ли кто из детей во двор, и охотно отвечает:
           - Любовь - это когда один человек любит другого. Например, у нас в классе Лёша Долбешкин любит Леру Ледовских, но мне Лера не нравится, она – ябеда! Комментатор, блин, нашлась!
           В разговорах с ровесниками Максимка употребляет куда более жёсткие выражения, слышанные им от многочисленных отчимов, но при мне сдерживается.
           - А у вашей учительницы любимчики есть? - спрашиваю.
           - Есть. Она любит Тимура  Кусаинова, хорошие оценки ему ставит!
           - А ты кого любишь? По-прежнему  Карину?
           - Так это когда было - год назад, я тогда маленький был! Теперь я больше всех бабу люблю, которая Люся!
           Вообще-то баба Люся ему прабабушка, но все заботы о мальчике после его рождения лежат на её плечах.
           - Чем она тебя кормит? Что варит? - спрашиваю.
           - Котлеты, сосиски в тесте, кашу, суп, свёклу нарезанную со сметаной и сахаром…
           - А мама вам денег даёт?
           - Нет, я сам зарабатываю! Как отец погиб, мне государство 12 000 тенге платит! Мама получает их, оставляет себе 2 000, остальные бабе Люсе отдаёт - маме же тоже надо прокормиться! Новый папа получает 23 000 тенге. Кем работает? Ну, там, снег с крыши сбрасывает или ещё чего…
           - Как по-твоему, кто такой Ленин?
           - Писатель.
           - А Сталин?
           - Про такого не слышал никогда.
           - Сейчас по телевизору много про Украину говорят. Что это такое?
           - Не знаю. Город? Страна?
           - И что там происходит?
           - Пожар, что ли?..
           - Кто твой самый большой друг?
           - Адиль. Мы друг к другу в гости ходим, в беде помогаем! Например, делать домашнее задание. Я ему помогаю делать домашку  по-русскому,  он мне – по-казахскому.
           - Ну какой ты помощник  по-русскому? Я знаю, как ты неграмотно пишешь! А ты помнишь, как ты в больнице лежал, когда тебе операцию на сердце делали? Что ты помнишь? Тебе тогда два или три годика было.
           - Я там что-то смешное говорил, и врачи смеялись…
           - А какие болезни ты знаешь?
           - Ин-су-ла-ит, что ли? И грипп. Ещё опасный грипп! При опасном гриппе, если рядом встанешь, микробы сильно перескакивают, как живые!
           - Что ты можешь сказать о кошке?
           - Кошки  четырёхногие, только вместо ног у них лапы. И нос совсем другой – у нас сухой, а у них влажный...
           - Ну, это смотря у кого! У твоего дружка  Адиля частенько влажный! А собаки?..
           - У собаки всё, как у кошки, только нос чёрный.
           - А лошади?
           - Лошади как кошки и собаки, только нет усов, ноздри есть, и, самое главное - грива! У нас же - волосы, а у лошадей – гривы!..
           - А что такое война?
           - Это когда люди дерутся из-за чего-нибудь.
           - Ты боишься  войны?
           - Ага! Я только люблю из пушек стрелять по мишеням - тра-та-та! Бум! Бум!
           -  Что такое Атлантида?
           - Блин, не знаю! Город, наверное?
           - А какими звёзды бывают?
           - Сияющие, яркие, огненные!
           - А Луна?
           - Луна светится в темноте. На Солнце жарко, а на Луне холодно  - триста градусов! Ой, Адилька вышел! Ну, я пошёл!- и след Максима тут же простывает…
                12.04.14г.

           Сейчас Максим вырос, во дворе он больше не играет, ходит своими взрослыми дорогами, мы не встречаемся, и я о нём ничего не знаю, хоть живёт он по-прежнему напротив. Теперь он по-другому бы ответил на мои вопросы.

                5.10.23г.
              -