Музыка

Родионов Виталий Константинович
С древнейших времен музыка неразрывно связана с мифологией, религией, философией. Композиторы постоянно обращаются к мифологическим и религиозным сюжетам, многие из них изучают труды знаменитых философов и мыслителей. Это, к примеру, Р.Вагнер, П. Чайковский, О. Мессиан, Штокхаузен.

Любого рода музыка прекрасна, если она совершенна. Достаточно вспомнить произведения Дж. Палестрины, В. Моцарта, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ж. Бизе, П. Чайковского.

В солнечной музыке А. Вивальди, В. Моцарта, Дж. Россини, Ж. Бизе, С. Прокофьева соединяются воедино земная и Небесная красота, солнечный свет в их творчестве – это источник радостного преобразования мира.

Музыка совершает восхождение от мифологической красоты к религиозной, от земного к Небесному, от человеческого к Божественному. Сравните музыку К. Монтеверди, А. Вивальди, Д. Скарлатти, созерцающих красоту мира, с глубоким постижением Отца Небесного И.С. Бахом и Г. Генделем.

Произведения И.С. Баха бессмертны, ибо в них воплощается Божье Слово.

Творчество для гениального композитора – это священное жертвоприношение искусству. Именно таким оно является для В. Моцарта и Ф. Шуберта!

Неувядаема музыка В. Моцарта, поскольку она проникнута веселым духом библейского пророка Екклесиаста.

В симфониях л. Бетховена горит прометеевский огонь. Его музыка призывает народы к миру и братству.

Традиционная тонально-гармоническая музыка – это солнечный день, это чарующие мелодии Ф. Шуберта, В. Беллини, Ф. Шопена, Дж. Верди, Ж. Бизе, П. Чайковского, Э. Грига. Напротив, нетрадиционная атональная музыка – это свет луны и звезд или непроглядная тьма, опустившаяся на землю, это страх, беспомощное метание между светом и тьмой в музыке А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, П. Булеза,К. Пендерецкого, К. Штокхаузена, А. Шнитке.

Музыку понимает не всякий, а только тот, кто слышит дыхание Вселенной. Оно присутствует в музыке духовных прозрений дж. Палестрины, И.С. Баха, С. Франка, О. Мессиана,в музыке душевных переживаний В. Моцарта, В. Беллини, П. Чайковского, в произведениях импрессионистов К. Дебюсси, М. Равеля, О. Респиги.

Если музыку пронизывает Божественный дух, она нетленна. Это в равной мере относится к религиозной и светской музыке: И.С. Баха, П. Чайковского, К. Дебюсси и весь последующий модернизм (конечно, при условии, что произведения композиторов-модернистов будут талантливыми!).

Музыка – это одна из сфер духовной жизни человечества. Из всех искусств музыка – самая нематериальная область прекрасного, а значит – самая духовная. Мощные звуки органа И.С. Баха уносят дух под своды храма – туда, где царствует Отец Небесный, где торжествует духовность! Причем это относится и к органной музыке композитора XX века О.Мессиана!