Аспазия

Яхья Мустафаоглу
АСПАЗИЯ. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН

Аспазия (ок. 470 до н. э. - ок. 400 до н. э.) – величайшая греческая Носительница Божественного Огня и Света духовности, культуры, искусства, поэзии, философии, образования и просвещения, высочайшего интеллекта и Божественной Красоты. Эта высоко духовная и полная героического творческого энтузиазма женщина, ставшая второй женой Перикла - государственного лидера, "отца" афинской демократии, оратора и стратега -  вместе с ним и с группой ближайших единомышленников создала духовную, философскую и эстетическую основу целой эпохи – величайшей эпохи Классической Греческой Античности!

Аспазия была родом из Милета (Милет - древний греческий город на побережье Эгейского моря на территории современной Турции). Отцом ее был Аксиох – человек мудрый, дальновидный и заботливый. Он много сделал для духовного, философского, культурного и художественного образования и развития своей дочери. Аспазия получила в родном городе высшее образование, какое можно было получить в ту эпоху. Ведь она родилась в городе первого из великих семи мудрецов – Фалеса Милетского, по праву считающегося основоположником греческой философии, математики и других наук и основателем милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки!..

Приехав в Афины, Аспазия попала в окружение мудрых мужчин, которых она  вдохновляла на огненное творчество. Она открыла школу философии и риторики для политиков, ораторов, философов и всех желающих получить уроки духовности и культуры мышления, и тем развить свои интеллектуальные и иные познавательные и художественные способности. В ее школе (салоне) могли учиться и женщины – жены и дочери, посещавших ее интеллектуально, и духовно высоко развитых мужчин, и свободные женщины.

Она была первой в истории женщиной, создавшей школу универсального, всестороннего и гармонического образования человека, которая в более поздние века переросла в университеты… В салоне Аспазии можно было встретить философов Анаксагора с его учеником Еврипидом, Зенона, Протагора, врача Гиппократа, ваятеля Фидия и, чаще других, Сократа.. Конечно, такая школа превосходила даже наиболее развитые школы гетер.

Зная истину о гетерах (смотрите о Гетерах Античности в отдельной публикации "ГЕТЕРЫ") можно лучше понять и саму Аспазию и поистине высочайший духовный и универсальный уровень образования в ее школе! Такого еще не было в истории. И очень важно подчеркнуть, что в ее школах не просто учили всяким наукам и искусствам, в них ученики проходили духовную трансформацию и преображение, ибо важнейшими факторами обучения в школе Аспазии были не механическая муштра или повторение и заучивание, а духовное развитие огней сердца на основе красоты, любви и радости! Все это и личный пример, и воздействие живого присутствия самой божественной Аспазии было главным фактором обучения и стимулом для духовного развития учеников и учениц!.. Не случайно эллины  при встрече вместо приветствия говорили друг другу – «Радуйся»! Ибо они знали, что Радость – это особая мудрость и победа света!..

Великий оратор и политик Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевной радости! «Гетеры нужны для радости души!.. Без них общество останется в дикости и невежестве!» – утверждал Демосфен в ходе судебного процесса на Афинской агоре, защищая гетеру Нееру.

И действительно, сколько было сделано одной только Аспазией во имя общего блага и культурного развития всей эпохи Перикла!..

Аспазия отличалась необыкновенной красотой души, ума и тела, она была одной из самых образованных женщин своего времени. Воздействие ее огненной чарующей красоты, ее свободного от догм и ограничений интеллекта, ее смелости и решительности, ее уверенности в себе было настолько сильным и необратимым, что как утверждает Плутарх:  «Даже Кир — тот, который вел войну с персидским царем из-за престола, — назвал самую любимую свою наложницу, которая носила прежде имя Мильто, Аспасией».  Опять же Плутарх в жизнеописании Перикла пишет: «Каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной». И еще: «Что касается Аспасии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах. Да и Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, и ученики его приводили к ней своих жен, чтобы послушать ее рассуждения…»

Аспазия имела великолепный музыкальный слух и талант, у нее был так же и прекрасный голос!.. Среди многих талантов, которыми она обладала, был и дар ваяния скульптур, чем занимался в молодости и Сакрат!.. И это было еще одним мотивом его интереса к Аспазии.

Сократ, избранный Дельфийским Оракулом - как мудрейший из мудрых, считал Аспазию своим учителем и видел в ней не только внешнюю красоту, но и красоту души и мысли. Они часто беседовали вдвоем или в присутствии учеников и друзей о мироздании, о божественных законах, об иных мирах и жизни в них, о значении философии в жизни человека, об искусстве, о красоте, о возвышенном и о многом другом!.. 

Часто к ним присоединялся и ближайший друг и советник Перикла Анаксагор из Клазомен, (небольшого древнего города на Эгейском побережье современной Турции, примерно в 35 километрах южнее Смирны – совр. Измира). Анаксагор учил, что вся вселенная наполнена высшим разумом и всюду есть множество различных форм разумной жизни различных уровней. Он за много веков до Коперника утверждал о строении Солнечной системы и о месте Земли в ней, практически так же, как это известно в современной астрономии… Можно себе представить высочайший уровень этих божественных бесед Аспазии с самыми мудрыми людьми Греции… Это была воистину высочайшая культура духа космического масштаба!..

И не удивительно, что две великие Души – Перикла и Аспазии уже на небесах давно нашедшие друг друга, должны были встретиться и полюбить друг друга на Земле!.. Сократ, раньше Перикла узнавший Аспазию во всем ее неземном сиянии, рассказал ему о ней и настойчиво советовал познакомиться с девушкой.

Перикл все отказывался, разочарованный неискренностью и непостоянством женщин. Но Сократ настаивал на своем: Перикл должен познакомиться с Аспазией! В конце концов, ему удалось уговорить Перикла, и он согласился с ней встретиться.

С первого же взгляда и с первых непринужденных реплик они поняли, что встретили давно искомую душу, которая была очень близкой, как будто они никогда не расставались в веках… Их встречи были часты… Перикл стал приглашать Аспазию к себе для встречи с философами, поэтами, художниками, архитекторами, скульпторами, путешественниками и т.д.. Он ввел ее в собрание самых высоко культурных людей своего окружения... Вскоре Аспазия стала тем огненным очагом, вокруг которого стали собираться все лучшие сердца и умы!.. Она стала мудрой и вместе с тем огненной ведущей в культурной, творческой и социальной жизни общества!..

Аспазия вскоре заслужила уважение и великую славу не только среди самых культурный и почитаемых граждан Афин, но и во всей Греции и даже далеко за ее рубежами… Многие и даже враждебные страны стали менять свои взгляды на возможности женщины и стали создавать школы для обучения девушек и женщин, чтобы вырастить из них образованных и активных членов общества. Положение женщины стало улучшаться во многих странах…

Женщины, обычные жёны, дочери и девушки в то время жили практически взаперти в женской половине дома или в закрытом стенами заднем дворе. Их обычным делом была рутинная домашняя работа, уход за детьми и стариками в семье, приготовление еды, стирка, шитье одежды и в качестве занятия для удовольствия – пряжа, вышивка и ткачество... Даже существовала поговорка, что приличной женщине следует появляться на улицах только тогда, когда уже не спросят, чья она жена, а спросят, чья она мать… И на этом сером обыденном фоне повседневного тления, огненное сердце Аспазии и таких как она свободных и смелых женщин было единственной движущей силой общественного развития!.. Аспазия много сделала для освобождения женщин своей эпохи и будущих эпох, включая нашу…

Афинянки жили как наложницы, выполняя домашнюю работу и проводя всю жизнь в женской половине дома. Неудивительно было и то, что женщины были не вправе выбрать себе достойного супруга, повинуясь лишь указу родителей, а развестись с мужем вообще не имели права. Возмущённая жизнью женщин в городе, Аспазия стала собирать женские кружки, где внушала благочестивым жёнам необходимость получения образования и приобретения независимости. Обладая прекрасными ораторскими способностями, Аспазия стала вскоре популярна и уважаема среди афинских женщин.

Перикл же влюблялся в неё всё сильнее. Когда сердце великого стратега было окончательно завоёвано огненным сердцем Аспазии, он решил жениться на ней. Оформив развод с первой супругой, Перикл вступил в брак с любимой. Прекрасная Аспазия стала второй женой афинского вождя. Это вызвало пересуды и колкие реплики со стороны противников Перикла. Но это не смутило его  и не могло повлиять на создание этого брачного союза двух высоких божественных Сердец!..

Супруги придерживались принципа простоты и гармонии во всей жизни: они были чужды роскоши и богатству, пышных празднеств и излишеств в еде и питье, предпочитали вегетарианскую пищу и носили простые и удобные одежды.

Аспазия с мужем продолжали собирать гостей и вести, как сказал бы Сократ – исследование Истины во многих вопросах жизни общества и художественного творчества. Аспазия вела активную общественную деятельность, чтобы  добиться улучшения жизни Афинского общества и Афинских женщин.

Огненная по духу Аспазия была вдохновительницей писаний Перикла, помогала ему  составлять речи для важных выступлений, вела его по путям небес и земли, открывая ему такие стороны жизни, которые ранее были ему неведомы. Она знакомила его с новыми философами, художниками и другими людьми культуры. Аспазия, будучи огненной по своему творческому темпераменту, показывала Периклу пути многих культурных, этических, экономических, политических и социальных реформ…  Она вела Перикла любовью к возвышенной красоте, передавая ему свое огненное устремление!.. Не только Перикла, но и многих  других творцов вдохновляла Аспазия своим огненным духом и живой передачей потоков огненных вибраций от сердца к сердцу!.. И это было проявлением Божественной Духовности и высочайшей Культуры!..

Чем ярче сияет Свет, тем более силы тьмы бывают обеспокоены им и желают его уничтожения. Таковы правила взаимодействия Света и тьмы на планете Земля. Чем ярче сияли Божественным Светом Сердца Аспазии, Перикла, Анаксагора, Фидия и их ближайшего окружения, тем более их враги из темного лагеря становились все агрессивнее.   

Так во время строительства Парфенона (величайший  храм, расположенный на афинском Акрополе в древних Афинах и посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице; архитектор Калликрат, проект Иктина) великий скульптор Фидий выполнял его скульптурную отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством. Стоявшая в центре храма и являвшаяся его духовным центром одиннадцати метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости на деревянной основе была создана самим Фидием.

И вот - великий Фидий был обвинен в краже золота и слоновой кости, не успев закончить Парфенон с Афиной Парфенос. Он конечно мог доказать свою невиновность. По совету Перикла при необходимости можно было снять и взвесить золото и слоновую кость, наложенные на изваяние богини. Но враги света и культуры любыми путями хотели уничтожить всех носителей Света и потому скульптора дополнительно обвинили и в «нечестии», за то якобы, что Фидий изобразил,  на щите Афины себя в образе Дедала и Перикла в образе Тесея. Поскольку посмотреть небывалую работу Скульптора приходили и знатные женщины, то Фидия обвиняли еще и в сводничестве. Фидий не был оправдан судом, но был отпущен в Олимпию для создания грандиозного изваяния Зевса.

Враги Перикла напали и на его друга и советника Анаксагора. Они обвинили его в безбожии, ибо он учил о Гелиоцентрическом устройстве Солнечной Системы (и это было задолго до Коперника), хотя и чтил Дух Солнца как Божество! Но это не было понято и принято. Перикл выступил на защиту Анаксагора, но успеха не имел. Афиняне хотели смерти Анаксагора, так же как потом они хотели смерти и Сократа!.. Анаксагор был осужден на смерть, но Перикл помог ему покинуть Афины и вернуться на родину.

Наконец враги Перикла начали свои нападки на его жену, распространяя про нее множество грязных сплетен. Чарующая красота Аспасии, её ум и красноречие привлекали к ней лучших людей того времени, многие из посетителей приводили к ней и своих жён. Аспазия принимала самое горячее и деятельное участие в культурном развитии избранного Афинского общества, собиравшегося у Перикла.
 
Но сын Перикла Ксантип - эгоистичный, завистливый, легкомысленный гуляка, распространял самые искaженные и недостойные слухи о происходившем в доме отца. От него и получали афинские комики и политические враги Перикла материал для своих нападок на него и на всё, что ему было дорого и близко. Они  безжалостно обрушивались на Аспазию, изображая ее в виде любовницы Геркулеса. А один комический поэт перед судом присяжных обвинил её в неверии в греческих Богов, за то, что она принимала участие в философских беседах Анаксагора и разделяла его взгляды. И как писал Плутарх (Перикл. XXXII.) «Против Аспасии был возбужден судебный процесс по обвинению в нечестии. Обвинителем ее выступил комический поэт Гермипп, который обвинял ее еще и в том, что к ней ходят свободные женщины, которых она принимает для Перикла». Но как всегда чудовищная клевета была проглочена многими, желающими унижения Светлых Душ!

Враги и политические противники Перикла знали как Перикл любит и ценит свою жену, они понимали, что единственной слабостью великого демократа является его жена – Аспазия. И чтобы пошатнуть положение вождя, выдвинули  обвинения против его жены. Аспазию обвиняли в сводничестве, распутстве и развращении благовоспитанных замужних горожанок. По такому обвинению Аспазии грозило суровое наказание.. А она даже не имела права защищать себя. Перикл сам стал на защиту супруги. По сути он защищал и Аспазию и себя и весь с таким трудом созданный демократический строй! На суде он произнёс проникновенную речь в защиту супруги, ее достоинства и чести! Он говорил с большим сердечным жаром, акцентируя как много хорошего и прекрасного сделала Аспазия для Афинян. Он взывал к справедливости и милосердию судей, чувствуя унижение и за невинно обвиненную Аспазию и за себя! Присутствовавшие заметили на его глазах слёзы. Да, это были слезы горечи, праведного негодования за несправедливость, которая творится в созданной им же лучшей стране мира! Это был единственный раз в жизни вождя, когда он заплакал. Спасение Аспазии означало - спасение всего того лучшего, о чем он мечтал, чего достиг и сотворил на этой Земле!..

Но и после суда враждебные силы не прекратили свои нападки. Они пытались пошатнуть авторитет великого демократа. Противники Перикла из других партий всё чаще обвиняли его в излишних тратах на строительство и обустройство города, которые, якобы, были излишней роскошью. Они придирались ко всему святому, прекрасному и возвышенному. Именно при Перикле Афинский Акрополь принял свой самый совершенный вид и получил Божественное Содержание и Духовность, за которую его любят и ценят не только народ греции, но и все человечество! Акрополь и сами Афины – это символ эпохи Перикла!..
 
Но события складывались не лучшим образом. Началась война со спартанцами. Она принесла новые трудности и страдания Афинянам, а потом разразились голод и чума. Бедствия одно за другим обрушивались на Афины и значит – на самого Перикла!.. И в 429 г. до н. э. ослабший морально и физически Перикл сам заразился чумой и вскоре умер.

Несмотря ни на что, последние дни жизни Перикла были полны достоинства, просветленности и вдохновения! Он провёл их с любимой Аспазией, которая не отходила от возлюбленного ни на шаг... Они знали, что их души бессмертны и что они вскоре вновь встретятся на небесах!..

После ухода Перикла Аспазия покинула Афины, никому не сказав о своём внезапном отъезде. Судя по некоторым историческим источникам можно предположить, что Аспазия покинула этот мир через четыре года после ухода любимого супруга. И произошло это в ее родном городе - Милете.

Но прежде чем покинуть этот мир, эта страсть - сваять великого мужчину, побудила Аспазию сделать еще одну попытку... После ухода Перикла она познакомилась и сблизилась с неким Лизиклом, торговцем скотом. И как женщина, глубоко понимавшая мужскую психологию и умевшая воспламенять и вдохновлять великих мужчин, она попыталась буквально создать из него великого героя. И уже через год Лизикл, ранее никогда не занимавший никаких должностей, неожиданно для многих был избран стратегом. Но в том же году полководец пал в бою. Герой не получился. После этого Аспазия осознала, что главное дело ее жизни было сделано с Периклом!.. И с его уходом закончилась и ее земная миссия…

 Великая Любовь Перикла и Аспазии, воспетая поэтами и художниками в течении почти двух с половиной тысяч лет останется ярчайшим образом Божественного дара человечеству! В объятиях этой любви родился сын, названный в честь своего великого отца - Периклом. Но сама великая любовь Перикла и Аспазии Божественно преобразила мир по законам Красоты, Величия и Гармонии!.. И по сей день мир живет в лучаx этой Великой Красоты!..

Воплощение Высокой Божественной Души на этой Земле – юдоли слез - само по себе уже величайший подвиг. Но трижды велик подвиг Аспазии, которая в условиях практически полного бесправия женщин, смогла возвысить свое сознание и дух, и возвысить сознание и дух целой плеяды великиx  философов, политиков, художников и деятелей культуры! А главное – она огненно возвышала, вдохновляла и направляла на великие подвиги созидания во имя красоты, свободы и счастья всего народа своего любимого мужчину – вождя, духовного и культурного лидера целой эпохи – эпохи Греческой Классической Античности!..

Аспазия сама стала лидером современной Эпохи Женщины, еще в древнем мире заложив основу пробуждения и подвига миллионов просветленных женщин нового мира!..