Прозорливость. Глава 1. Часть 12

Нина Богдан
        Начало:http://www.proza.ru/2015/06/13/1175

        На фото племянница старца Сергия - Малышева Татиана Прокопьевна, от которой, по словам старца "он отгонял пули веничком". С фронта Татиана пришла без единой царапины.
               
               

        Старец Сергий обладал даром прозорливости. Как отмечали респонденты, он мог точно описать событие, непосредственным наблюдателем которого не был. «Однажды он был в нашем доме, с братом разговаривал, – вспоминала А.Я.Лукьянова. – А я пошла в стайку корову доить. На улице жарко, корова дёргается, а я, грешная, на эту корову закричала и даже хворостинкой её стеганула, когда она лягнула подойник. Уж не так я и кричала на неё, чтобы со стайки в доме слышно было. Где  дом, а где стайка?
        Прихожу с молоком, а отец Сергий и говорит: «Господь коровку дал, ты молочко готовое берёшь, детей кормишь. Так зачем ты на неё кричишь и бьёшь её?». Удивительно, откуда он узнал? Нам, грешным, не дано знать» (док. № 11).
У него было духовное зрение. К концу жизни он полностью ослеп, но, как и Матрона Московская, мог «видеть» собеседника.
       «Ведь известен случай, – говорил отец Михаил Казанин, – когда отец Сергий, будучи уже слепым, крыл крышу. Явно, на нём была Божия благодать. Этим же объясняется и то, что, находясь в незрячем состоянии, старец «видел» того, кто пришёл к нему за помощью» (док. № 15). Об этом случае говорила и внучка Н.И.Белоглазова, лично знавшего старца, когда «слепой, но сам, Божьей милостью, покрыл крышу» (док. № 5).
       «Я убеждена, не может простой человек так рассуждать и особенно так проницательно видеть людей, – утверждала М.Е.Черепанова, которой в бытность общения со старцем Сергием было двенадцать лет. – Мне лично казалось, что он святой. Да, ладно я, подросток. Но и взрослые так говорили. Говорили, что он, наверное, святой, Богом нам посланный.
        Считали, что Бог его нам послал в такие трудные годы: война, голод…» (док. № 47). «Когда мама вернулась с войны, – рассказывала Т.В.Оранчук про свою мать (капитана, орденоносицу), – батюшка Сергий сказал ей: «Я от тебя, раба Божия, пули веничком отметал» (док. № 50).
        Про веник и пули мы слышали от респондентов неоднократно. Внучатый племянник В.Г.Силаков тот рассказ уточнил, рассказав про белого коня, который капитану Т.В.Оранчук виделся на фронте. «Это был на нём я», – будто бы говорил старец своей племяннице. «Подробности я забыл, – говорил Силаков, – но про коня тётя Таня мне не один раз рассказывала. Я всё-таки пацан был, и всё про войну её пытал» (док. № 61).
        Во время войны к старцу обращались как к провидцу. «Наших мужей взяли на фронт, – рассказывала 97–летняя Е.Е.Калинина, – и от них не было ни слуху, ни духу. Мы с сестрой пришли к нему: «Батька Сергей, может ты кого, где найдёшь, помоги нам». Помолившись, он через какое-то время ответил: «Алексея я нашёл. В Брянском лесу был большой бой, и в том бою Алексея тяжело ранило в голову. Старались его спасти всякими трудами, но не смогли».
        Потом сестре пришла похоронка, что её муж погиб в Брянской области. А мне батька Сергей сказал, что «твоего мужа два раза искал и не нашёл ни среди убитых, ни среди раненных, ни среди живых». Так он и не нашёлся, пропал без вести. Мы восемь раз писали в Москву, результат был всегда один – не знаем, нет его ни среди раненых, ни среди убитых. С тех пор я и живу одна (плачет)» (док. № 48).
        «Старца провидцем считали, – уверяла Г.М.Ревина. – Про его провидение тогда много случаев рассказывали, но я уже и не упомню их, всё-таки полвека прошло. Со старцем я не раз разговаривала. В ту пору я собралась уезжать в Киев, устраиваться в один из его монастырей. А он мне сказал: «Как поедешь, так и приедешь. Замуж сходишь, дочь привезёшь. А умрёшь одна». Не поверите! Всё сбылось и сбывается. Приехала в Киев, нигде, ни в один монастырь не могла приткнуться. Пожила, замуж надо. Пошла. Прожила в замужестве совсем немного, с 1952 г. по 1955 г., и приехала с дочкой домой, в Ленинск. Вот и вся петрушка. Дочь воспитала, внуки поднялись, а умираю-то я одна. Когда, кто придёт, жди – поджидай» (док. № 16).
        «Мы батю Сергея за святого считали, – говорила З.И.Иохим. – Он всё знал наперёд. Больше всего мы боялись войны. После Победы мы спрашивали его: «Батя Сергей, война будет?». «Нет, раба Божия, войны больше не будет. Жизнь, куда тебе с добром, будет хорошая, но бессовестная. Женщины, как мужики, будут ходить в штанах, в рубахах, стрижка у них будет мужская. Не узнаешь, мужик идёт или женщина» (док. № 21).
        «А ещё он сказал, что в Сибири будет страшное время, когда её захватят китайцы или японцы, – говорила В.П.Бессонова. – Ну, и что, не видите, сколько их сейчас у нас развелось?Особенно китайцев» (док. № 43). Е.М.Дробышева вспоминала, как старец говорил, что война кончится нашей победой, что мы станем жить лучше, но нескоро, что «девицы будут – «бесстыжие лица». «Ну, и посмотрите, – добавила она, – какими полуголыми они сейчас ходят по улице»  (док. № 36).
        «Мы знали, что он видел всё заранее, – вспоминала Р.Г.Саенко. –  Был у нас молодой тракторист Иван Сенюкин. Батя и говорит Ивану: «Раб Божий, ты будь как-то поосторожней с трактором-то, ведь можешь попасть под него». И что вы думаете? Как-то Иван завёл трактор, ошмыгнулся, наступил на гусеницу, и его затащило под неё.
         К нам в деревню в гости приехал 11-летний мальчишка из Ленинска. Батя ему сказал, чтобы тот не купался в речке, иначе, мол,  утонешь. Точно. Парнишка утонул. Батя заранее всё видел. А знаете что! Пока батя Сергей живёт в деревне, в те дни у нас ничего такого никогда не случалось. Уйдёт, случаи и приходили» (док. № 22).
        Однажды старец сказал одной женщине: «Раба Божья Евдокия, моли Бога за своего мужа», – рассказала про одно из таких предвидений односельчанка старца Е.В.Маняхина. – А та засмеялась и говорит: «Батька Сергей, да, мне хоть бы за себя замолить». А вскоре её муж попал под поезд на переезде. Зарезало его» (док. № 59).
       «Батя всё видел, насквозь, – рассказывала В.С.Казанцева. – Я училась хорошо, но математика хромала. Как-то прихожу домой с двойкой по математике, но маме про неё соврала.  А батька Сергей сидит на печке, улыбается и пальчиком мне грозит, мол, нехорошо маму обманывать. Откуда он знал про мою двойку? Потом я лишний раз боялась при бате показываться маме на глаза, опасалась, что она спросит, а врать при батьке нельзя» (док. № 67).
        Ю.Н.Гуслев рассказывал про свою тётю: «Однажды идёт она из церкви и плачет, причитает, что умрёт с голода, не сможет прокормить тех, кто дома остался. Встретил её отец Сергий, выслушал, постоял, отвернувшись, а потом говорит: «Иди домой, не помрёшь ты с голоду, хлеб у тебя скоро будет». Пришла домой, тут забегает соседка и говорит, что в садике дают усиленное питание тем, у кого отец  погиб на фронте. Побежала она, действительно давали. Получила она на сыновей пайки и всё удивлялась, откуда отец Сергий знал про этот дополнительный хлеб. Это было в 1943 г.» (док. № 57).
        Т.Ф.Бирюкова рассказывала про свою репрессированную бабушку: «Когда она возвращалась из тюрьмы, видела сплав леса. А сама всё думала, вот лес плывёт, а ей он нужен на строительство дома. Эта картина плывущего леса, как потом бабушка рассказывала, многократно вставала в её глазах. Она поехала к старцу Сергию. А он её встретил словами: «А по реке лес плывёт, плывёт, плывёт».  Понимаете, каково было её удивление!» (док. № 44).
        «Будто, он сон загадает и узнаёт про человека, который ему виделся во сне, – пересказала бытовавшую версию о предсказаниях старца Е.Е.Калинина. –  Потому-то мы с сестрой и пошли к нему, узнать про наших мужиков, пропавших на фронте. Хотя, как он искал людей, я не знаю, это его святая воля» (док. № 48).
         Многие респонденты рассказывали о предсказаниях старца в связи с возможными вариантами их замужества  и удивлялись точности его прогнозов. Родители нередко приводили к нему своих детей, чтобы узнать, что тех ожидает в жизни. «Мама подвела меня к нему и сказала: «Отец Сергий, скажи, что с моей дочкой будет?», – вспоминала Г.А.Лебедева. – Он молился-молился, потом подошёл ко мне, свои руки домиком сложил и положил их мне на голову, сказал: «О, эта девочка долго будет жить, долго и счастливо. Учёная будет. Хорошая жизнь у неё будет». Я хорошо запомнила его слова. К нему многие водили своих детей, чтобы он предсказал их судьбу. Всё сбылось. Закончила медучилище, работала заведующей здравпунктом, потом завлабораторией. По тем временам, конечно, – учёная. С мужем, как в сказке, прожила 41 год» (док. № 56).
          Конечно, некоторые рассказы о предвидении старца можно «списать» на его мужицкий ум и обычную крестьянскую хозяйскую расчётливость. «В тот год был хороший урожай, – рассказывала Р.И.Тишкевич, – колхозникам заплатили по 7 кг. на трудодень.  А в их семье было пять работников, вот набралось более тысячи трудодней на всех. И хлеба они получили почти 7 тонн. Батя Сергей сказал Мишиному папе: «Фёдор Максимович, не продавай хлеб, как ты всегда делаешь, прибереги его, он тебе очень потом пригодится». Откуда, скажите, батя знал, что в 1943 и 1944 годах колхозники будут приносить в фартуках хлеб, заработанный за год всей семьей?». (док. № 37).
         В.О.Черкашина тоже рассказала о провидческих качествах старца: «Мы с мамой не раз ходили к отцу Сергию проведать крёстную. Но я это очень смутно помню. Помню, что мама узнавала у отца Сергия про моих братьев, ушедших на фронт. Но что он нам говорил, не помню. Но ясно вспомнила, как крёстная просила за Шуру, которую парализовало. Крёстная жила вместе с ней. Она просила, чтобы отец Сергий помог Шуре выздороветь. А он ответил: «Что ты за неё беспокоишься. Она сейчас сидит и в карты играет».Я потому, наверное, и запомнила, что пришли к этой Шуре, а она действительно в карты играла» (док. № 62).
         Старец предсказал день своей смерти, сказав своей келейнице Августе: «Я ведь скоро буду уходить. Мне отец Серафим, святитель Николай  и (забыла, кто третий)… сказали, что 5 марта мы придём за тобой». Он и ушёл 5 марта (по старому стилю)» (док. № 11).
         Случаи предвидения старца, как и рассказы о его умении исцелять болезни и помогать людям, присутствовали практически во всех воспоминаниях о нём. Научно ценным в этих воспоминаниях было то, что люди рассказывали, в основном, о случаях, происходивших с ними самими или свидетелями которых они были лично сами. В этом историческая достоверность их рассказов.

         Нас, конечно, интересовали и случаи, легендарность которых была почти очевидной. Мы понимали, что под таким рассказом могло быть какое-то конкретное событие, но при передаче из уст в уста оно искажалось, и через 50-80 лет найти первооснову такого рассказа не представлялось возможным. Мы даже и не надеялись на это, предполагая легенду, скажем, в рассказах респондентов о сдаче зерна по молитвам старца и встрече на мосту.
         В келейном Акафисте, в частности, говорится, что молитвами старец Сергий помог водителю грузовика сдать на элеватор некондиционный хлеб. И с этим водителем на мосту произошла предсказанная встреча, когда старца хоронили. О сдаче непросушенного зерна говорили и другие респонденты.
         В рассказе А.Я.Лукьяновой эта встреча на мосту была уже с шахтёром, отбывавшем в Ленинске-Кузнецком  ссылку.Однако вот что рассказывает респондентка И.Тишкевич, о своём муже,ветеране войны и невольном герое повествований ряда респондентов.
        «Его, – вспоминала она, – поставили бригадиром полеводческой бригады, хотя ему было 15 лет. Однажды Миша на десяти бричках поехал сдавать рожь на элеватор в Бормотово. Но рожь не приняли из-за неподходящей влажности. Вернулись назад. А тут как раз был батя Сергей. Он сказал, чтобы рожь не высыпали с подвод, а ехали назад на элеватор с его, батиным, благословением.       
         Весь бурт ржи у них и приняли» (док. № 37)!!!Нам, думается, удалось понять причину исключительно широкого распространения истории о предсказании старцем его встречи на мосту с шофёром (шахтёром). Чуть ли не каждый второй респондент рассказывал нам, что отъезжающему в командировку (шофёру, шахтёру и др.), старец предсказал ещё одну встречу с ним на мосту. Когда этот человек возвращался, то встретил на мосту похоронную процессию. Это хоронили старца.
        Ясность внесла односельчанка старца Е.И.Белова (Звонкова), рассказавшая: «Эту историю  со встречей на мосту я слышала лично от Ивана и не раз рассказывала другим, сначала сестре Вале, потом ещё кому-то. «Помню мужчину, – говорила В.Н.Орлова (1931 г.р.), – который после похорон рассказывал в церкви, как отец Сергий предсказал с ним встречу на мосту. Я того мужчину не знаю, захватила только конец его рассказа, что он остановил машину, пропуская людей, идущих за гробом» (док. № 55).
       Об этой встрече нам рассказывал чуть ли не каждый второй респондент. Вошла эта история, как уже упоминалось, и в келейный акафист. Особая популярность этого события из жизнеописания старца, видимо, является для людей ценным доказательством неординарности личности отца Сергия, как угодника Божия.
 (док. № 51).«Он, бывало, идёт по деревне, – вспоминала З.И.Иохим, – остановится, кругом смотрит, смотрит, а потом говорит: «Я в этот дом зайду, в этом доме пыль сильно большая». И мы, ребятишки, – следом за ним. Зайдёт он в дом и говорит: «Раба Божия Мария, что-то у тебя в доме пыльно». Мария жила в доме мужа и со свекровкой сильно ругалась. А мы – к нему: «Батя, здесь же чисто, где пыль?». Вот, скажите, как он знал, что в этом доме ругань идёт?
       Или скажет: «Ты поменьше песок таскай». А что это значит, я и до сих пор не знаю» (док. № 21).«Батюшка действительно иногда говорил загадками, – говорила М.Е.Черепанова. – У нас в деревне был эвакуированный с запада дед Дормидонт. У него был огромный - преогромный живот, хотя сам был худощавеньким. Батюшка деду всё время говорил: «Ох, милый! Сколько же песка у тебя накопилось. Это всё грехи твои тяжкие». И мы смотрели на деда как на большого грешника. А потом мы узнали, что дед Дормидонт служил в гестапо и расстреливал наших людей» (док. № 47).
       Респонденты рассказывали о материалистически необъяснимых случаях, связанных со старцем. Несколько человек поведали о матери упомянутого Михаила Тишкевича, которую старец успокоил рассказом о своём видении её раненного сына с описанием его тяжёлого ранения в лицо, хотя сам старец никуда не отлучался. Слышали и о предотвращении им суицида, возвращающейся из тюрьмы девушки, хотя физически его не могло быть на том месте. Тем интереснее было нам слушать эту историю от самой участницы того события, когда мы её отыскали.

       Е.Г.Сидорович (1929 г.р.) рассказала, как после амнистии 1948 г. она, будучи незамужней, беременной возвращалась из сталинских лагерей. Боясь людского осуждения за свой «грех», она недалеко от деревни хотела повеситься  на косынке, но задремала под бояркой. «А тут батька Сергей стоит надо мной, – рассказывала она. – Я, вроде, и сплю, но глаза открытые. «Раба Божия Евдокия, вставайте, Вам идти пора. То, что Вы надумали – очень нехорошо, грех это большой. У Вас же в утробе такой хороший мальчик, он будет большим человеком. Думки ты свои плохие кончи». Подал мне руку, а рука у него такая горячая. А я подняться не могу. Приподнял он меня. Пока шнурки завязывала, наклонилась, выпрямилась, глянула, а нет батьки Сергея. Ой! Как же я напугалась. Спохватала свои вещички и побежала домой. Так он меня спас. А сын потом действительно большим начальником сделался, он сейчас – мэр города Нерюнгри, деньги нам шлёт» (док. № 23).
       Как мы выяснили, в год, описанный в данном эпизоде, старец Сергий в тех краях уже не появлялся. Он ей просто привиделся, о чём она и сама говорила.Кстати, в свои 82 года Евдокия Герасимовна выглядела отнюдь не старой женщиной, с лёгкой быстрой походкой , стремительными движениями, чётким приятным голосом и иронией умного человека.