Приди и проснись... Третьяковская галерея

Маргарита Набоко
               
        В Лаврушенском Переулке стоит сказочное здание - Третьяковская галерея, а перед ней скульптура строгого Павла Михайловича Третьякова.  Первая картина, которую купил Павел Третьяков  - это Н. Шильдер  "Искушение". Серо-зелёные тона, больная мать и женщина, держащая молодую красавицу за руку. Чёткое, почти кричащее, "НЕТ" правой рукой, как хлопок по воздуху, отказ от лёгкого заработка. Простота, с которой написана картина, испуганный взгляд девушки - всё говорит о таланте художника. Захожу в первый зал...На меня смотрят живые лица и провожают, цепляются за мою голову, с издёвкой начинают вторгаться в неё. Чувствую себя чужой и настороженной. Гордые лица, поворот головы и начинаешь понимать, что перед тобой  ЛИЧНОСТИ. Третьяков собирал картины осознанно, выбирая  те, которые заставляли бы задуматься и остановиться, подождать, когда в тебе что-то проснётся. Ты начинаешь чувствовать, как женщины шелестят своими платьями, ты входишь в цвет и запах, и вот оно! Ты приглашён в... картину! Видишь их руки, как они тянутся, и  твоё трусливое эго убегает и прячется глубоко в пятки. И опять толчок и реверанс от женщин или суровый, проникновенный взгляд внутрь твоей  души. Кто ты? С чем пришёл? Твоя голова начинает ныть, как перед гриппом, а те, кто вошёл в тебя, разглядывают, как фильм моё  прошлое, и ты понимаешь, что для них твоя история - это хлам. Твой мусор исчезает из головы , и ты, теряя жалкое присутствие души, бежишь в другой зал. Отдыхаешь в мире природы: всплеск солнца, сочно-жёлтый Левитан - "Золотая осень", ярко-красный Петров-Водкин - "Купание красного коня", успокаивающая Маковский - "Белая сирень", стоящая в тёмно синей вазе на подоконнике. А из-за угла -       " Нищая девочка" Сорокина. Всё, стоп. Не хочу! Надо отдохнуть. И как приглашение  подумать - Иванов " Явление Христа народу" . Огромное полотно гениального художника! Лица после принятия веры и - до, с лицом, категорично зелёным, как цвет земли. Спешишь в другой зал, ожидая чуда! Иконы...Я таких даже в монастырях не видела!..Благолепие и молитва срывается с уст, и уже легче, проходит боль, и ты чист. Гармония окутывает и заставляет довериться всем чувствам. Ищешь "Девочку с персиком"... Но навстречу  прохладный темно-синий зал с картинами  Врубеля " Демон сидящий" и "Демон поверженный". Сидит  где-то, но вовсе не на земле, могучий человек с печальным  лицом. О чём думает? Куда смотрит? Он прекрасен! Неужели лицо и душа несопоставимы?   Я забуду о нём, потому что закружит голову и позовёт за собой. Жаль художника, написавшего падшего демона. Он долго переписывал  его лицо и всё-таки сошёл с ума. И вдруг воспоминания из прошлого: бабушкин дом, зал, наполненный посудой, зеркалами и картинами - Перов " Охотники на привале". Отражаясь в зеркалах , ты видишь, сидя на кожаном диване у бабушки, не троих, а намного больше мужчин, отдыхающих на земле, и впитываешь их побасенки вместе с природой. Переходя из зала в зал, ты даёшь шедевру оживать, заставляя просыпаться тому, что спит в тебе: красота, гармония и покой... И вот то, что я искала! Серов "Девочка с персиками", -  я поздоровалась, она ответила улыбкой. Мираж... Блики по её лицу, меня качает от усталости, я присаживаюсь на лавочку и просто отдыхаю перед прекрасным творением. Видишь и чувствуешь шероховатость фрукта, приглашение к столу  и свежий ветер. Чувственно и спокойно, здесь есть всё: благость, источающаяся из рук, ощущение, что ты уже присутствовал в этом доме, и твоё принятие всей картины...Прошлое стёрто в твоей голове, через призму истории вспоминаешь, чего не увидел, и тут же спотыкаешься и начинаешь  понимать, чего не хватает тебе, - это прохлады  чистой воды. Айвазовский... Море, брызги на губах, сине-зелёные, почти изумрудные тона воды. Его "Девятый вал" - потрясает!.. Раннее утро после бурной ночи, кораблекрушение. Это не первая схватка за жизнь. Картина написана ярко и броско, прославляя бесстрашие и победу. Сколько лиц я прохожу и правды, отражённой в картинах! Почему-то захотелось дотронуться до скульптур, я их почти не замечала: из дерева, мрамора, гипса... миг - и  желание исчезло, наверное, потому что  - нельзя! Это беспокоит: возможно, я чувствую, что чувствует другой? Какие же эмоции бушуют во-он в том, живом, немце!.. Группа японцев прошла с постоянно извиняющейся улыбкой, школьники с громко говорящей учительницей. Твоё тело начинает дрожать... Очищение или... Я жду слова, которые рождаются вокруг меня, но вокруг кружатся смазанные  лица. По-моему, пора на свежий воздух, на улицу. Солнце, пошалив, брызнуло слишком ярким лучом в мои глаза и я проморгавшись, начинаю понимать, что всё это время была в прошлом. И только Павел Михайлович Третьяков знает, что сейчас, в этот самый момент, ТЫ ВЫШЕЛ ДРУГОЙ.
14.03.2014г. 11.21.