Земных путей негаданные встречи

Ольга Прилуцкая
Вы живы!

Вы живы в памяти живых…

Агнесса Балтага

 

       Память… Мы рождаемся с ней, живём, пополняя её всё новыми и новыми событиями и именами. Бережём свою память — каждый по-своему, передаём, как эстафетную палочку, тем, кто идёт за нами следом и останется после нас. Потому что, пока жива память, живо то, что хочешь сохранить…

       Работая над художественно-документальной повестью «Не повернётся время вспять…», мне хотелось оставить в памяти читателя как можно больше знаковых имён уходящей в историю эпохи. И потому в конце книги появился раздел «Герои нашего времени», где кратко или длинно я писала о каждом упоминаемом мной человеке. Есть там и коротенькое: «Вышеславский Леонид Николаевич (14. 03. 1914 – 26. 12. 2002) — русский, советский поэт, литературовед, переводчик. Лауреат премии им. П. Тычины (1974 г.) и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1984 г.)». Я говорила о  Вышеславском, в общем-то, мельком, как о третьем Председателе Земного Шара, касающемся Валерия Басырова, основного героя книги, постольку поскольку. Обсуждая вечером с Валерием Магафуровичем написанное мною, я неожиданно услышала от него: «Он давал мне рекомендацию в Союз писателей СССР. Замечательный поэт! А человек какой, Вы бы знали! Истинный интеллигент! Как он стеснялся, как мучился, когда надо было сказать кому-то из авторов, что стихи его неудачны!».  И долго ещё я слушала о писателе с красивой фамилией ВЫШЕСЛАВСКИЙ.

       С радостью узнала, что 21 августа 2013 года в Старом Крыму открылся Дом Леонида Вышеславского. И с огромным волнением спешили мы с Тамарой Гордиенко, писателем из Севастополя, по раскалённой дороге знаменитого городка в Крыму, разыскивая улицу Розы Люксембург. Экскурсионная группа, с которой мы приехали в Старый Крым, отправилась в музеи Александра Грина и Константина Паустовского. Мы там уже неоднократно бывали и потому решили изменить свой маршрут. Для Тамары Гордиенко, члена Национального Союза писателей Украины с двадцатилетним стажем, посещение Дома Леонида Вышеславского было особенно значимо. По дороге она рассказывала мне о том, как познакомилась с Леонидом Николаевичем, сделала о нём передачу на радио, как завязалась у них дружба на несколько лет с перепиской, со встречами… Уточняя по пути правильность маршрута, мы видели улыбки местных жителей: «А, новый музей ищете?».

       И вот перед нами стеклянная дверь светлого дома. Первая мысль, возникшая у обеих при виде красивой женщины, приветливо встречающей нас: «Это дочь, Ирина Леонидовна, — похожа на отца!» Представляемся, здороваемся, троекратно поцеловавшись. И начинается разговор людей, объединённых памятью о Леониде Вышеславском. Впечатление, что мы знаем друг друга давным-давно…

       Ирина  Леонидовна Вышеславская-Макарова и её сын Глеб — прекрасные художники. Неудивительно, что Дом оформлен с необычайным вкусом. Он излучает обаяние какой-то изысканной простоты и чистоты. Всё, что в нём — история.

       Крым для Леонида Вышеславского значил много. На Карадагской биостанции работал его отчим, учёный-биолог Леонид Гаврилович Платонов, оказавший существенное влияние на развитие Люсика Вышеславского, как ласково называли его домашние.

                Не только ты — твой кабинет

                И сад (итог твоих усилий),

                Твой телескоп, огни планет

                И звёзд — меня усыновили.

       Мальчик подолгу жил в этих местах вместе с родителями, исходил немало троп, преодолевая весьма дальние расстояния до Коктебеля и Старого Крыма.

       И в зрелые годы поэт не изменял давним привычкам. Коктебельский дом Максимилиана Волошина гостеприимно распахивал перед Леонидом Вышеславским свои двери, когда бы он ни появлялся в Крыму.

       Как-то Леонид Николаевич провёл в одном из пансионатов Коктебеля поэтический вечер. Директор пансионата И. С. Ляхов пригласил его к себе домой в гости. Когда-то дворянам Ляховым принадлежала в Старом Крыму большая усадьба. Потом, в первые годы советской власти, их «уплотнили», как это было принято в молодой республике, поделив землю между неимущими. Но дом под высоченными вековыми соснами остался за старыми хозяевами. Там и принимали Ляховы Леонида Вышеславского, которого очень впечатлило это место.

       В Старом Крыму его всегда, начиная с 1958 года, ожидал старший друг и учитель, второй Председатель Земного Шара, поэт Григорий Николаевич Петников. Так уж сложилось в жизни, что сначала Петников поддерживал начинающего Вышеславского, а потом, значительно позже, — наоборот. Долг памяти?

       Став известным поэтом, главным редактором журнала «Советская Украина» (Киев, 1948 г.), который в 1963 году по его инициативе получил название «Радуга», Леонид Николаевич ненавязчиво поддерживал и Нину Николаевну Грин, вдову автора всеми любимых «Алых парусов».  Она как раз вела борьбу за сохранение домика Грина в Старом Крыму. В эти трудные для неё годы Вышеславский со страниц «Радуги» возрождал официальную память о писателе-романтике, публикуя после долгого забвения его произведения в журнале.

       Может, поэтому и решили потомки Леонида Николаевича Вышеславского основать Культурный центр его имени в Старом Крыму? Сначала хотели выкупить дом № 17 по улице Розы Люксембург, в котором некогда жил Григорий Николаевич Петников. Но не успели — дом оказался продан. Удача, как всегда, приходит неожиданно — им предложили дом Ляховых, так или иначе связанный с памятью Вышеславского. А позже соседи продали и остальную землю, которая когда-то составляла единое целое этой усадьбы. Так  появился Культурный центр «Дом Леонида Вышеславского».

       Он весь пронизан любовью. Любовью к отцу и деду, Леониду Николаевичу Вышеславскому, к матери и бабушке Агнессе Константиновне Балтага, жене поэта, в память о которой он написал однажды:

Останется со мной твоё горенье,

Как молодости давней повторенье.

Останется со мной, в моей судьбе

Не скорбное отчаянье, не горечь,

А небо — бесконечное, как горе,

И светлое, как память о тебе.

       Ирина Вышеславская сама водила нас с Тамарой Гордиенко по залам музея. Вот отдельная комната, посвящённая Григорию Петникову и писателям-футуристам бурного времени 20-х годов ушедшего века. Судьбы многих из них трагичны. Может, оттого слегка кружилась голова возле экспонатов, касающихся той эпохи…

       Вот комната, в которой хранится память об отчиме поэта, Леониде Гавриловиче Платонове.
      
       Кабинет, в котором собраны подлинные вещи Леонида Вышеславского. Он был бы доволен своим рабочим местом.

       Со стен в фотографиях мы видим историю рода Вышеславских. И я вдруг понимаю, что Ирина Леонидовна очень похожа не только на своего отца, но и на маму, Агнессу Балтага. У меня возникает мысль, что не зря в народе говорят: «Какие родители, такие и дети…» И дело не во внешности. Ирина Вышеславская свято чтит память своих родителей и заповеди, которые они передали ей от своих предков. Не всякий создаст музей о своём отце. Непросто это по многим причинам. Ирина Леонидовна, её близкие и друзья, преодолев немало трудностей, сполна отдали долг  памяти прекрасному поэту и замечательному человеку.
Три дня проходило открытие Культурного центра «Дом Леонида Вышеславского». Много народу собралось, немало добрых слов было сказано. А соседи-татары приготовили для гостей огромный казан плова — такого, что пальчики оближешь, вспоминает Ирина Леонидовна. И едут, едут в Старый Крым любители поэзии Леонида Вышеславского.

       1 сентября 2013 года президиум Крымской литературной академии провёл своё выездное заседание в Культурном центре Старого Крыма. Валерий Басыров, Лев Рябчиков и Валерий Чепурин привезли свои книги, журналы и альманахи в дар гостеприимному Дому. Получили в ответ подарки от его хозяйки. И купили ещё много книг из тех, что стоят на полках в холле, — знали, что деньги эти пойдут на развитие Центра.   

       Не было при жизни у Леонида Вышеславского дома в Крыму. Теперь есть. Адрес: г. Старый Крым, ул. Розы Люксембург, дом 72. В нём много места для добрых людей, хранящих память о прошлом во имя будущего. Ибо память и долг — сестра и брат, рождённые любовью.

2013 год