Гор. Сафрин. В шабаш при свечах 3. Еврейский юмор

Игорь Рябоконь
Околица Крыницы. По полевой тропинке прогуливается раввин в компании шамеса*. Вдруг из крестьянского двора выбегает огромный пёс и начинает устрашающе лаять. Цадик** подхватывает полы халата и мчится со всех ног в сторону здравницы.
- Равви, - пытается успокоить его шамес, - а почему, собственно, мы убегаем? Ведь в Талмуде сказано, что собака не коснётся зубами святого человека. –
- Это правда, - отвечает цадик, не снижая темпа бега. – Но читает ли собака Талмуд?
                ****
Еврей, торгующий вразнос, жалуется раввину на тесноту жилья. Он, жена и пятеро детей ютятся в одной единственной маленькой комнатёнке.
Раввин рекомендует:  «Найми служанку!».
-  А зачем мне служанка?! –
- Не спрашивай! Найми, и точка!  И приходи ко мне через семь дней. –
Минуло семь дней. Торговец вразнос предстаёт перед раввином.
- Вай, равви, моя жизнь сейчас  это сущий ад, а не жизнь. Жена ссорится со служанкой с утра до вечера, дети плачут, а у меня трещит голова! –
- Не принимай близко к сердцу! – утешил его раввин. – Купи себе ещё козу. –
- Но, равви у меня нет ни конюшни, ни даже каморки. –
- Ничего. Найдёшь для неё какой-нибудь уголок в комнате. –
Минуло семь дней. Еврей снова объявился у раввина.
- - Гевалт!  В доме крики, плач, грязь, зловоние… Исчерпалось моё терпение! – Исчерпалось? – обрадовался раввин. – Тогда разрешаю тебе продать козу .-
Минуло семь дней. Еврей объявился в четвёртый раз.
- Что тут говорить! – отчитывается. – Вздохнули все, избавившись от этого омерзительного, бекающего создания. –
Вздохнули? – обрадовался раввин. – В таком случае разрешаю тебе уволить служанку. –
Еврей послушался. Прошло три дня. И вот он стоит на пороге комнаты раввина.
- Ну, и что? – спрашивает мудрый старец, поглаживая седую бороду.
- Ай, хорошо нам равви, хорошо. Мы живём теперь не в какой - то там маленькой комнатке. Мы живём теперь в настоящем дворце. –
                ****
Один купец, владелец галантерейного магазина, сбился несколько раз с пути супружеской верности. Одновременно с этим пошла из рук вон плохо торговля в магазине. Покупателей с каждым днём становилось всё меньше и меньше.
Поэтому неверный супруг обратился за советом к приятелю своего отца, слывшего человеком набожным и строгих привычек. Хасид***, выслушав донжуана, вынес свой приговор:
- Ты совершил смертный грех! Нарушил заповеди! Отправляйся к цадику, сознайся во всём и проси о строгом покаянии.
Купец последовал его совету.
Цадик выслушал внимательно молодого человека, потом спросил:
- Гм-м…да! Но с кем же ты согрешил? –
- Равви, я не могу вам в этом признаться. Это дело девичьей чести. –
- В таком случае я тебе скажу: ты, наверное, согрешил с Розой Шпигель, ну, с той Розой, которая живёт на улице Францисканской. Она не пользуется достойным чести мнением…
- Нет, равви. Клянусь, что нет! –
- Ну, тогда, должно быть, ты прелюбодействовал с Бэллой Вассеркорн, с той , у мужа которой есть оптовка обуви. Это грешная женщина. –
- Нет, равви. Клянусь, что нет! –
- Ну, в таком случае, только с Деборой Зисман, с той женой лавочника, которую муж поймал недавно на недостойном поступке с коммивояжером из Кломыи…
- Нет, равви, нет! -
- Ну, так кто же! –
- Не могу вам признаться. Это дело девичьей чести, понимаете. –
- Упёрся, в таком случае прочь с моих глаз, грешник! –
После этого выслушивания грешник вернулся к приятелю отца в весьма радужном настроении.
               
- Ну, что? – спросил хасид. – Тяжёлое тебе назначил покаяние раввин? –
- Покаяния то он мне не назначил, но зато дал мне три первоклассных адреса…
                ****
Раввин из Отыни слыл не только тонким знатоком синагогальной музыки, но и снискал себе славу непогрешимого третейского судьи – человека с врождённым чувством справедливости.
Однако сам он остерегался судебных процессов, о чём свидетельствует такой случай. Однажды, задолго до Первой мировой войны, выбрался раввин в путешествие из Коломыи в Косов. Ехал он в допотопном экипаже, перед которым ковыляла худая кляча.
Уже недалеко от Косова, перед спуском с так называемой Косовской Горы, цадик неожиданно слез с тарадайки.
- Равви, что-то случилось с вами? – забеспокоился возница.
-Э-э…ничего! Только у твоего воза нет тормоза. –
- Но, равви! – изумился возница. – Вы испугались? Вы, являясь святым человеком и живя на одной ноге с самим Господом Богом?! –
- Мой добрый человек! – ответил с улыбкой цадик. – Если бы эта лошадь понесла, в результате чего я оказался бы на том свете и там призвал бы лошадь к ответу  перед Высочайшим Судом за причинение мне смерти, я наверняка выиграл бы процесс! Но зачем мне судиться с глупой лошадью!..
                ****
Раввин из Бережан, к которому одна еврейская община обратилась с просьбой дать рекомендацию на лично знакомого ему кандидата на должность раввина, высказал об этом кандидате такое мнение: «Он – как Моисей, как царь Соломон, как Аристотель…»
Но кандидат, получив место духовного пастыря, оказался неучем, ветреником и плохим оратором.
Когда обманутая община обратилась с упрёками к выдавшему рекомендацию, раввин из Бережан ответил: «Чего вы хотите? Я написал чистейшую правду. Он заикается, как Моисей, бегает за женщинами, как царь Соломон, и не знает еврейский язык, как Аристотель!»
                ****
Еврейка спрашивает цадика:
- Можно ли зарезать курицу, у которой цыплята? –
- Можно, - отвечает раввин. – Закон не запрещает. –
- А можно ли так поступить, если есть уверенность, что цыплята без курицы погибнут?! –
Об этом равви не подумал, поэтому велит женщине объявиться через день.
- Бог к тому времени поможет мне разрешить эту проблему. –
Учёный муж до поздней ночи листал страницы Талмуда, но так и не нашёл удовлетворительного ответа.
А на следующий день еврейка вбегает в его комнату с криком:
- Равви! Этой ночью лисица сожрала мою курицу вместе с цыплятами. –
- Ну, вот видишь, невеста, - со вздохом облегчения говорит раввин, - Я же говорил: Бог помог! –
                ****
В Станиславе (ныне Ивано-Франковск) на улице Карпинского размещались в одном доме три еврейских обувных магазинчика. Вполне понятно, что выручка во всех трёх  торговых «учреждениях» была ничтожной.
В один прекрасный день один из владельцев магазинчиков вывесил огромную вывеску: «Здесь продаётся модная обувь».
Когда эту надпись увидел другой еврей, помещение которого находилось в противоположном конце дома, он тоже поместил вывеску. «Самая дешёвая распродажа заграничной обуви»
Эти надписи заметил владелец магазинчика в средней части домовладения. Не долго размышляя, он поместил над дверью своего склада огромную вывеску с надписью: «Главный вход».
                ****
В Бердичеве существовал некогда очень популярный в еврейских купеческих сферах готельчик. В торговые дни этот дом для приезжих заполнялся, бывало, до последнего места. Нередко случалось так, что два гостя спали на одной кровати.
Ицек и Мордух, торговые посредники, именно так и проводят ночь – в одной кровати. Около полуночи Мордух встаёт с кровати.
- Куда идёшь? – просыпается Ицек.
- Иду повернуться на правый бок…
                ****
Небольшой еврейский готель в Збараже. Шесть часов утра. Хозяин будит спящего постояльца:
- Ради Бога! – протестует постоялец. – Я ведь просил разбудить меня в восемь часов. –
- Это правда, - подтверждает хозяин, - но купец из соседей комнаты хочет позавтракать…
- А я тут причём?! –
- Вы спите на нашей единственной скатерти.-
                ****
Торговец зерном ночует в придорожной корчме. Поскольку воровство в этой околице не является редкостью, он оставляет на страже при лошадях возницу Айзыка.
Около полуночи купец встаёт и подходит к окну:
- Айзык, ты спишь? –
- Я не сплю. –
- А что ты делаешь? –
- Я думаю. –
- О чём ты думаешь? –
- Думаю о том, куда девается земля из вырытых ям. –
- Хорошо, ты продолжай думать… -
- По прошествии часа обеспокоенный купец снова начинает разговор с возницей:
- Айзык, ты спишь? –
- Я не сплю. –
- А что ты делаешь? –
- Думаю. –
- О чём ты думаешь? –
- Думаю о том, куда девается дым, что выходит из камина. –
- Хорошо, ты продолжай думать…
Перед рассветом купец в третий раз подходит к окну:
- Айзык, ты спишь? –
- Я не сплю. –
- А что ты делаешь? –
- Думаю. –
- О чём ты думаешь? –
= Думаю о том, что всю ночь бодрствовал, а куда же подевались наши лошади?!
                ****
*шамес – синагогальный служка, ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги;
**цадик – благочестивый (у хасидов) безгрешный человек, пользующийся особым расположением у бога;
***хасид – член «Тайного общества благочестивых», секты последователей аскетизма, подчиняющиеся строгим моральным нормам и требованиям постоянного молитвенного созерцания. Отрицают божественную сущность Иисуса Христа. Живут постоянным ожиданием Мессии.