Чтобы увеличить текст учебника, удерживая клавишу Ctrl, вращайте колёсико мыши.
В произведениях писателей на Проза.ру применяются, в основном, две разновидности передачи речи: прямая и косвенная.
Прямая речь является формой точной передачи речи с её лексическими особенностями, синтаксическим строем и т.д.
Косвенная речь вводится в текст автором повествования в форме придаточного предложения, не передавая дословно речь говорящего, а отражая её приблизительно.
Далее рассказ пойдёт только о прямой речи, письменное оформление которой строго регламентируется грамматическими правилами.
Большинство прозовцев окончили школу давным-давно, а юные начинающие авторы ещё только постигают в школе тонкости грамматики русского языка. И если управиться с "очепятками" и "ашипками" нам помогает замечательный редактор Word, подчеркивая их волнистой красной линией, то в правописании прямой речи он полный профан.
Поэтому для решения многих грамматических проблем, неплохо иметь под рукой обыкновенный школьный учебник русского языка.
В задачи настоящей статьи не входит обучение знакам препинания при оформлении прямой речи. Об этом лучше прочитать в специальных разделах учебника русского языка (см.фото в заглавии).
Здесь приводится лишь несколько погрешностей авторов, использовавших прямую речь в своих произведениях. Зачастую они настолько далеко отклоняются от правил пунктуации в прямой речи, что читателю приходится за писателя решать задачи по разграничению речи автора и его героев. И такое вольное обращение с правописанием прямой речи практически у большинства авторов Проза.ру.
Самое неприятное, это когда в рецензии добросовестно стремишься помочь такому писателю избавиться от просчётов, а в ответ читаешь дерзости типа: «Я пишу для себя, для друзей, а если что-то непонятно не читайте. Друзья понимают и хватит». Здесь безграмотность лихо выдаётся за пустячок, а друзья воспринимаются автором за баранов.
Бывает и похлеще. Могут при случае «критиком Белинским», а то и вовсе «фашистским прихвостнем» окрестить. Или потребовать «убрать свои грязные ручки» от их шедевра!
Вот образец небрежного отношения автора к требованиям грамматики (авторская компоновка текста полностью сохранена):
А когда в Абхазии, отдыхая по путёвке спросила у местной, -"Сколько же ваш дом стоит?"
Та ответила "Тебе зачем? Ты такой не купишь".
(Проза.ру. Оксана Радчик «Что за праздник 12 июня?»)
Автор, кажется, даже и не подозревает, что существуют обязательные знаки пунктуации при письменном изложении прямой речи, и ляпает по клавишам наобум. Здесь запятая и дефис совершенно не к месту, зато отсутствуют двоеточия.
Возможный вид текста после форматирования:
А когда в Абхазии, отдыхая по путёвке, спросила у местной: «Сколько же ваш дом стоит?», та ответила: «Тебе зачем? Ты такой не купишь».
Смысл, вроде бы, тот же самый, но читать такой текст комфортно.
В качестве ещё одного примера авторской оплошности приводится копия оригинального текста (авторская компоновка текста полностью сохранена).
Автор выплёскивает на лист свои мысли, даже не задаваясь намерением упорядочить их:
Можно с вами посидеть – спросила Леночка, она тоже пришла на праздник с колясочкой. Пусть и дочь полюбуется праздником.
Да, да, конечно, сказал Глеб Ильич. Я вот, глядя на этот праздничный десант, вспоминаю свою молодость. Ведь я десантник. Сам я из большой семьи, где ребят было восемь, а девчонок – четверо. Поэтому учиться не пришлось. Окончил только семь классов – и надо было работать. А потом армия. Десантные войска. Обучение, а потом и маневры. Парашютист – десантник – человек не только смелый, но физически и морально закаленный.
И вы всю войну в десантных войсках? – Прослужил два года, а потом дивизию нашу преобразовали в пехоту и стали мы гвардейской стрелковой дивизией. А в десантных войсках обучали всему. Порой оказываешься один на один с противником. Ведь вы знаете, что идея создания воздушно – десантных войск – высказанная еще в 1928 году командующим Ленинградским военным округом Михаилом Николаевичем Тухачевским, воплотилась в жизнь летом 1930 года – это был первый в мире парашютный десант, который проходил обучение на опытно – показательном учении Военно-воздушных сил Московского военного округа. Для этого был создан большой городок тренажеров и учебных мест.
Нет, не знаю. Да и мало что знаю о десантных войсках. У меня нет ни бабушек, ни дедушек, не кому было рассказать. Лена была заинтересована, и попросила: расскажите.
В армию я попал, когда война шла по нашей земле…»
(Проза.ру. Татьяна Подплутова 2. «Звуки войны».)
Полная неразбериха! А вот как могли бы выглядеть абзацы этого диалога, отформатированные писателем по правилам пунктуации прямой речи:
— Можно с вами посидеть? — спросила Леночка, она тоже пришла на праздник с колясочкой. Пусть и дочь полюбуется праздником.
— Да, да, конечно, — сказал Глеб Ильич. — Я вот, глядя на этот праздничный десант, вспоминаю свою молодость. Ведь я десантник. Сам я из большой семьи, где ребят было восемь, а девчонок – четверо. Поэтому учиться не пришлось. Окончил только семь классов – и надо было работать. А потом армия. Десантные войска. Обучение, а потом и маневры. Парашютист-десантник – человек не только смелый, но физически и морально закаленный.
— И вы всю войну в десантных войсках?
— Прослужил два года, а потом дивизию нашу преобразовали в пехоту и стали мы гвардейской стрелковой дивизией. А в десантных войсках обучали всему. Порой оказываешься один на один с противником.
Ведь вы знаете, что идея создания воздушно – десантных войск, высказанная еще в 1928 году командующим Ленинградским военным округом Михаилом Николаевичем Тухачевским, воплотилась в жизнь летом 1930 года - это был первый в мире парашютный десант, который проходил обучение на опытно – показательном учении Военно-воздушных сил Московского военного округа. Для этого был создан большой городок тренажеров и учебных мест.
— Нет, не знаю. Да и мало что знаю о десантных войсках. У меня нет ни бабушек, ни дедушек, некому было рассказать.
Лена была заинтересована, и попросила:
— Расскажите.
— В армию я попал, когда война шла по нашей земле…
Ещё один пример, как не следует писать диалоги (авторские особенности изложения сохранены).
Как автор сообщил ранее, действие происходит на лекции в институте:
"Не все, писали конспекты. Кто то, выполнял домашние задания,- по другим предметам, кто то, просто рассказывал,- о проведённом летнем отдыхе (. Я, естественно , сидел в окружении студенток, рассматривал летние фотографии. Одна фотография меня заинтересовала, говорю:-Знаю эту девушку. Мне Эмка Гордеева отвечает:-Не можешь её знать, мы познакомились с ней в СОЧИ, очень хорошая девушка.-Так и вы в Сочи приехали из Питера. Эмка:- она Москвичка.- Я тоже жил и учился в Москве во время войны.- Эмка: Она под Москвой жила. Отвечаю :-я тоже под Москвой . Это Ниночка Ушакова, мы учились в одном Классе. Она мне нравилась.Но это, уже другая история. Как мир тесен!"
(Проза.ру. Дмитрий Запорожцев. «Мир тесен-2».)
Диалог автора рассказа с Эмкой Гордеевой грамматически верно можно было оформить так:
Не все писали конспекты. Кто-то выполнял домашние задания по другим предметам, кто-то просто рассказывал о проведённом летнем отдыхе. Я, естественно , сидел в окружении студенток, рассматривал летние фотографии.
Одна фотография меня заинтересовала, говорю:
- Знаю эту девушку.
Мне Эмка Гордеева отвечает:
- Не можешь её знать, мы познакомились с ней в Сочи, очень хорошая девушка.
- Так и вы в Сочи приехали из Питера.
Эмка:
- Она москвичка.
- Я тоже жил и учился в Москве во время войны.
Эмка:
- Она под Москвой жила.
Отвечаю:
- Я тоже под Москвой. Это Ниночка Ушакова, мы учились в одном классе. Она мне нравилась.
Но это уже другая история. Как мир тесен!
Вот теперь совсем другое дело! И эстетично, и читателю удобно, и писателю респект!
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить», — считал французский писатель и философ Франсуа-Мари Вольтер.
Пишите хорошо!
Александр Соханский
июнь 2015 г .
P.S. Как создаются абзацные отступы в начале строки (красная строка) — см. http://proza.ru/2021/12/15/613
*