На Свислочи. Лысухи

Валентина Телепенина
Мне везёт на увлечённых людей, способных заразить своим хобби, у них можно научиться новому. Ощущаю потребность в них, и они появляются. Это интересные, красивые люди. Так, я увлеклась природой и познакомилась с Марией, работницей нашего парка, и благодаря ей изменила отношение к вороне. Есть негатив к птице – вылезет и к человеку, а мне не нужна отрицательная энергия.

В моём альбоме появилась интересная фотография, сделанная рукой профи. На переднем плане стоит дачница в белой косынке, её рука лежит на ограде, а рядом сидит ворона. За спиной течёт река, параллельно вьётся дорожка, зелёные ивы грамотно выстроились в ряд, пейзаж залит ярким летним светом. Умная птица подпустила к себе человека, а фотограф успел засвидетельствовать: благие устремления не остаются без внимания. Нужно только тихо шепнуть: «Вороша, вороша, хорошая птичка…», – и елей в голосе проявится, и радость бытия снизойдёт…

В начале весны я познакомилась ещё с одной интересной женщиной. Она выгуливала старенькую собаку вдоль канала. Их маршрут пролегал мимо теплотрассы. Бездомные кошки обжились в тёплом месте, расплодились. Анна взяла на себя обязанность регулярно кормить их. Она носит животным не только объедки, но и сухой корм. Этим кошкам повезло! Мало среди нас тех, кто способен на постоянную заботу о бездомных животных: питание дважды в день плюс санитарная обработка. Все кошки усвоили свои клички и отзываются на них. Для всех остальных они – дикие.

Анна в курсе событий, происходящих на реке. Как-то вечером она увидела с моста спину неизвестного животного, более крупного, чем ондатра. В другой раз ей повезло: красавец бобр стоял в воде и поедал листья нагнутого деревца. Значит, есть ещё запас прочности у реки, раз в ней обитают бобры. Мы осмотрели испорченные деревья. Многовато! С голодными пришельцами нужно срочно разбираться, пока они не испортили вид островков, украшающих реку.

Рассказала Анне о своих увлечениях, и она тут же показала гнездовье чомги на противоположном берегу. В гнезде сидела не чомга, а лысуха – в этом я уже разбиралась.

Парочка лысух обосновалась в сухих камышах у самой воды. Пока свежая зелень не укрыла гнездо, горожане свободно наблюдали за птицами. Собаки имели доступ к гнезду, и рыбаки располагались по соседству, однако явные неудобства не смущали лысух – наверное, по причине доверия к старшему брату.

Самка сидела на кладке, глава семейства отсутствовал. Заметив меня издали, он примчался подстраховать свою половинку. Лысушик убедился, что мирному течению их жизни ничто не угрожает, и занялся полезным делом – извлечением водорослей для своей курочки. Сам добытчик с явным удовольствием поглощал хлеб. Неожиданно он отказался от моих услуг и понёсся во весь опор к другому берегу. Там стояла Анна с собакой и крошила в воду хлеб. Любопытно, он её знает? Кричу, спрашиваю. Да, знает, узнаёт. Ну, дела…

От Анны узнала, что родители в равной степени участвуют в высиживании цыплят. Я пока их не различаю. В птичьей среде пол легко определяется по окрасу, а лысухи похожи как две капли воды, даже размером практически не отличаются.

Анна освободилась от последних крошек и направилась домой. Едва она скрылась за мостом, как за ней вдогонку бросились кошки – длинными грациозными прыжками, как настоящие дикие зверьки. Под мостом они остановились – дальше нельзя, потоптались на месте и медленно побрели обратно.

Сердце отозвалось на прощальный посыл благодарных животных. Стоит оторваться от пустых разговоров и ненужных дел, как перед тобой возникает течение божественной жизни, то, на что люди обращают мало внимания. Есть добро в этом мире, и не исчезнет оно с лица земли, потому что наша жизнь божественна. Она всегда будет посылать простых, сердечных людей на землю, чтобы не иссякли Любовь и Добро. Я в это верю.
 
Дружба Анны с кошками и лысухами впечатлила меня, захотелось подружиться с чёрными курочками и сосредоточенно понаблюдать за ними.

По утрам я вертелась у гнезда, подкармливала парочку, привыкавшую к моему присутствию. К Анне бегать не забывали – тот магнит был крепче. Со временем лысухи стали выходить на берег, но не из любви ко мне, а потому что им понравилось постное печенье. Вот тогда и открылись их фигурные лапищи серого цвета – вообразить себе такие просто невозможно. Конечно, с обычными лапками водяная курица не смогла бы жить на воде.

В отсутствие хозяев удалось снять гнездо, в котором лежало два куриных яйца. Было там ещё одно, скрытое от глаз, потому что в своё время вылупилось трое цыплят в мохнатых красно-оранжевых шапочках. Они слегка дрожали и покачивались, но их активности можно было позавидовать.

Мне нравилось наблюдать за процессом кормления детей маленькими порциями из клюва в клювик. Делалось это не спеша, аккуратно и нежно. Уставшим детям провизия доставлялась на дом. Если один из родителей отлучался по делам, то второй добросовестно охранял детей. Бывало, они всей семьёй исчезали в камышах и долго не появлялись. Лысухи отдыхали, а наблюдатель, уважая их распорядок, терпеливо прогуливался неподалёку и собирал впечатления – подарки Матушки Природы.

Вот стрекоза, похожая на синюю креветку, порхает над утёнком серой утки, дразнит его, а малыш подпрыгивает, старается схватить за крылышко живую блестящую игрушку. Проказница то взмывает вверх, то падает вниз, а то вдруг делает рывок в сторону. Малыш напрягается, тратит силы, а успеха всё нет и нет. Наконец он понял, что затея того не стоит, да и «креветка» решила держаться от греха подальше, неровён час...

Молодой человек с отличным фотоаппаратом, наведённым на реку, стоит неподвижно, стоит долго. Кого же он высматривает? Останавливаюсь за соседним толстым стволом. Интересно: никого на воде нет, а пейзаж так долго не снимают. Ого, хищная рыба охотится! Она изредка выбрасывается из воды и поражает своими размерами. Такой «рыбке» нечего делать в ведёрке рыбака. Камыши ходят ходуном от её напора. Возможен отличный кадр! Я с такой задачей пока не справляюсь. Мне бы запечатлеть поцелуй белых домашних голубей, вальсирующих в воздухе над нами. Разлетаясь в стороны, они описывают небольшие окружности, а в центре восьмёрок соприкасаются клювами. Очень красиво! 

Что делает весна с природой! Повсюду пары: то куропатки выбегают на дорожки парка и проносятся со скоростью ветра, то некие родственники воробьёв затевают странные брачные игры, распушив оперение красноватого оттенка. Не понимаю, они влюбляются или задираются? Никого и ничего не видят в упор – такими бесстрашными (или беззаботными?) их делает любовь. Сошлись две бабочки и мелким зигзагом замельтешили в воздухе. Их союз оказался непрочным – разлетелись, у другой же парочки, напротив, получилось, и они понеслись над берегом, подпрыгивая легко и радостно…
*

Я составила представление о воспитании потомства лысухи, наблюдая не только за своими подопечными. Чужие лысухи, в отличие от моих «родных», до определённого возраста не подпускали ко мне малышей. Семейство в полном составе устремлялось к берегу за лакомством, но в нужное время раздавался сигнал, и чада резко тормозили. Родители сами собирали кусочки хлеба и относили послушным детям. Они знали, кого покормить в первую очередь. Иногда порция доставалась не самым шустрым цыплятам, а малышу, возившемуся поодаль.

Нежность и забота о детях проявляются в каждой семье. Только раз на моих глазах лысуха прихватила клювом голову малыша. Сразу подумала, что это - наказание, а потом вспомнила, что частенько мои мысли о жизни природы не имеют ничего общего с реальностью. Дилетант – он и есть дилетант. Знаний нет, зато есть простор для фантазии. 

Однажды наблюдала весьма интересное взаимодействие папы петушка с белоголовым цыплёнком.

Это семейство с четырьмя детками проживало в тихой заводи. Не успела я подойти к воде, как папа лысушик примчался на встречу с моим пакетом. Любой родитель первым делом старался накормить детей, этот же от радости забыл обо всём на свете. Хозяюшка издали заметила некорректное поведение супруга и с выводком поспешила к нам: «Какой позор! Сам ест, а о детях не думает!» На полпути малыши проявили своеволие – повернули обратно. Возможно, сработал инстинкт у запретной черты. Мама прокричала им что-то вслед. Безуспешно... Прихватив печенье, она помчалась за детьми, папа – за ней.

Вскоре мама привела ко мне троих малышей, четвёртым занимался папа. Он нападал на своё дитя, гонял его так, что бедняге приходилось уходить под воду и задерживаться там. В конце концов он оторвался от «охотника» и нашёл убежище у матери. Папа же прицепился к следующему отпрыску и организовал новую атаку.
Неопытный человеческий глаз сразу видит агрессию в действиях папаши, но, поразмыслив, можно увидеть другое: отец учит детей спасаться от хищников.

Случалось наблюдать и весёлые картинки: самец окунал голову в воду, оставив хвост наверху, и лапами активно вспенивал воду. Он барахтался долго, увлечённо, ничего при этом не добывая. Возможно, он развлекал семейство таким способом или просто рисовался перед курочкой.
 
Много детворы развелось на Свислочи. Для уток наступило время повышенной боеготовности, так как лысухи склонны провоцировать стычки даже там, где нет угрозы их безопасности. Много шума от лысухи, если дело касается детей, но и другие мамы тоже не лыком шиты. Мои лысухи – вдвоём! – напали на бедную крякву с пятью малышами, проплывавшую довольно далеко от нашего гнезда. Кряква, увидев мчавшихся лысух, героически бросилась им навстречу, оставив детей позади. Утята сбились в кучку и замерли в тревожном ожидании развязки. Мать самоотверженно дралась с обидчиками, тех же не оставлял воинственный дух: едва покинув поле боя, они возвращались снова и снова, пока не выпустили весь пар. Драка – это всегда неприятно, особенно если не можешь повлиять на ситуацию.

При очередной встрече Анна всполошилась: не видно старших лысух, дети предоставлены самим себе, кто-то ещё и мёртвую лысуху видел в воде. Я проверила точки общепита семейства и всех нашла целыми и невредимыми. Подросшие дети отрываются от родителей и самостоятельно гуляют вдоль берега. Мои малыши уже сняли яркие шапочки, головки побелели, и стало понятно, чьи это дети.

Успокоила Анну. На сей раз её сопровождала красивая поджарая кошка. Увидев меня, кошка приотстала. Пока мы разговаривали, она держалась в стороне, а после нашего расставания снова присоединилась к другу и хозяйке. Одна кошка перебралась на другой берег и там родила котят. Анна отыскала их и взяла на себя заботу о новорождённых. Точно не знаю, сколько у неё подобных точек. Качество постоянства нарабатывается трудно, у Анны же это качество, похоже, утверждено.

За этими мыслями меня застала лысуха. Она пришла одна, получила лакомство, а я – очередной снимок её «невозможных» лап. Потом примчался петушок, недовольный отсутствием половинки, расшумелся, столкнул её с суши в воду и погнал к детям, покрикивая. Это я так подумала. В его же голове теснились совсем другие образы: в воде, потоптал податливую курочку, почти у самых моих ног, после чего оба направились к детям. Фотограф растерялся, единственный шанс был упущен. На меня они не обратили ни малейшего внимания. Привыкли, а может быть, приняли в семью в качестве старшей по кухне? Не пощупать ли мне лоб – вдруг и у меня есть белая кожистая бляшка?

Есть, конечно же, есть. Там и рожки улитки, и крылья бабочки за спиной, и ещё много прекрасных творений предлагает нам божественный мир. Знающий человек провозгласил: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Личный опыт общения с Природой обязательно подтвердит правильность его слов.