Однажды на Шпицбергене

Юрий Субботницкий
               
                Северный Ледовитый океан.
                Норвежский архипелаг Шпицберген.               
                Флагман советского  морского пассажирского флота, турбоход  "Максим Горький" бросил якорь в бухте Святой Магдалены.
                Эта бухта, расположенная севернее посёлка Баренцбург, является одним из самых живописнейших мест суровой северной Европы.
                Наше судно выполняло круизные рейсы с немецкими, французскими, английскими и итальянскими туристами по странам Скандинавии и с заходом в Исландию, в порт Рейкьявик.
                Базовыми портами для посадки и высадки туристов являлись немецкие речные порты Бремен /бременские музыканты/ и Бременхафен.               
                Расстояние от бухты Святой Магдалены до Северного полюса всего - 781 километр, но летом, в круизное время года, здесь температура около 4-х градусов по Цельсию, естественно со знаком плюс.
                Заходы в эту бухту, кроме того, чтобы можно было полюбоваться роскошной первозданной северной природой, совершаются ещё и для того, чтобы, если очень повезёт, конечно, своими глазами увидеть, как от сползающего здесь летом и тающего ледника, откалываются огромные глыбы и с невероятным грохотом плюхаются в воду.
                То есть, прибывшие сюда туристы, в этот момент, становятся очевидцами образования очередного айсберга.               
                Затем, после высадки туристов на берег с использованием судовых катеров и мотоботов, в строго отведённом  и чётко ограниченном месте, а так же и при условии соблюдения строжайшей чистоты, чтобы не нарушить местную экосистему, после их возвращения на борт, турбоход поднимает якорь и устремляется ещё дальше на север, а это иногда составляет, 8-10 часов полного хода.
                В судовом расписании, так и значится - подход к границе вечных льдов.
                Когда судно начинает входить в "шугу" - плавающие мелкие фрагменты частиц льда и небольших льдин - резко сбавляется ход, а затем турбоход и вообще останавливается.               
                Далее, с точки зрения нормального,  "затурканного" славянина, начинается вообще невообразимое: с судна опять спускаются  катера и моторные плавсредства - мотоботы.
                В них производится посадка боцмана и матросов с огромными кастрюлями, в которые набирается местный снег и мелкий лёд, то есть набирается частичка Северного Ледовитого океана.
                А затем, после отхода,  уже вечером, в интимной и уютной обстановке  судовых ресторанов и баров, на столы подаются ведёрки со  льдом, этого самого Северного океана, и охлаждённым в нём шампанским...               
                С нашей точки зрения - просто фантасмагоричная экзотика!!!
                Не правда ли?!..
                Здесь надо заметить, что подход к границе вечных льдов, связан с определённым риском для плавания.
                Если не совсем правильно выбрать скорость движения и место подхода к ледяным полям, то может произойти крупная и достаточно серьёзная неприятность - можно повредить корпус судна с последующей пробоиной и затоплением судна!
                Это очень опасно!               
                И именно такой пренеприятный случай и произошёл  с
"МАКСИМОМ ГОРЬКИМ"  спустя два года.
                Капитан не рассчитал необходимую скорость и судно, по инерции, врезалось крепкую, толстую льдину.
                В результате этого столкновения была нарушена герметичность носовой части правого борта.
                Вода стала стремительно поступать в носовые отсеки.
                И хотя немедленно были перекрыты водонепроницаемые клинкетные двери, "МАКСИМ" стал ощутимо быстро набирать воду и резко крениться на правый борт, то есть турбоход, как я уже упоминал - гордость советского морского пассажирского флота - стал тонуть!               
                Пассажиров срочно снимали с борта судна норвежские спасатели береговой охраны, сначала вертолётами , а затем оставшаяся часть пассажиров была эвакуированы на подоспевшие спасательные суда,
                Пассажиров спасали норвежцы, а в это время, внутри турбохода, наш экипаж отчаянно боролся со стремительно поступающей  внутрь ледяной водой, ставя на пробоины специальные  "цементные ящики", то есть фактически боролся за его физическое сохранение.
                И, таки Да! - спасли. 
               ...Когда я первый раз был направлен на работу на  "МАКСИМ" и вошёл в свою каюту, то был невероятно поражён тем, что каюта была... просто  завалена огромными булыжниками...
                Как потом мне объяснили опытные моряки - побывав на Шпицбергене, просто  обязательно необходимо, принести с собой  в свою каюту с берега такую вот каменюку!               
                Это, оказывается, местная "святая" морская примета! 
                И делается это  для того, чтобы ещё и ещё вернуться, хоть бы раз сюда снова!...
                Север, северные воды, воистину обладают, какой-то магической, завораживающей и притягивающей, необъяснимой силой...               
                Поэтому и я, повинуясь устоявшимся морским традициям, соответственно тоже приволакивал неоднократно в каюту - берлогу  невообразимо огромные обломки местных скал, отборные "булыганы" и один из них, даже привёз себе на вечную память  об этом круизе, в Одессу.
                При заходе в бухту Святой Магдалены, строго выполняется специальный ритуал - в первую очередь на берег высаживаются боцман с матросами.
                Они сооружают специальные столы, за которыми в последствии, развернётся настоящее пиршенство.
                Столы будут уставлены невероятным количеством  разнообразных вкуснейших, приготовленных самыми известными в Европе поварами блюд, вернее сказать - ИЗЫСКАННЫХ ЯСТВ! 
                И, самое главное, рядом со столами будут установлены огромные  дымящиеся кастрюли, с так необходимым здесь, /прохладно всё же +2-4 градуса/ обжигающим, бодрящим и внушающим твёрдую уверенность во всём прекрасном на...будущее - пуншем.               
                Но это будет предназначено, естественно, только для пассажиров, не для экипажа!...
                В связи с таким крайне несправедливым положением дел и просто безвыходностью ситуации, экипаж  вынужден подготавливается к высадке на Шпицберген самостоятельно.
                Заранее комплектуются группы друзей по "интересам", с которыми будет приятно и, вкусно тоже,  провести время на территории арктической Норвегии.               
                У каждого члена такой группы свои персональные обязанности - один "добывает" мясо для шашлыка и маринует его, другой обеспечивает компанию вином и бренди, третий кондитерскими изделиями, четвёртый -  экзотическими тропическими фруктами, охлаждённые примитивно-естественным образом и т.д.
                Персонально на мою долю выпала самая  почётная и ответственнейшая  "участь - миссия" - добыть вино в достаточно необходимом количестве и быть виночерпием!...
                Поэтому я, ещё за неделю до прихода в эту замечательную во всех отношениях бухту начал, пользуясь весьма важными и  "жизненно необходимыми знакомствами  на продовольственном складе", заготовками - по ночам аккуратно переливал из пакетов, бутылок и фирменных канистр итальянское ресторанное вино  "Vino di tavolo"  в свою, заранее приготовленную 15-ти литровую канистру!
                Вино, в расхожем морском обиходе - сленге, носит название "бургундчик" (производное от выражения капитана мушкетёров из романа Александра Дюма - "Три мушкетёра" - "А бургундское здесь великолепное!...) или ещё более демократично и понятливо - "бормотуха"...
                Высадка нашей бригады на берег прошла успешно - у нашей группы охрана и вахтенные матросы не отобрали ни вино, ни мясо, ни шампуры, хотя вероятность такого неприятного развития событий сохранялась до последней секунды...
                Перевалив за гребень местной сопки, мы уютно расположились в удобной лощинке с великолепным видом на Северный Ледовитый океан и сползающий в него всемирно знаменитый ледник.
                Быстренько разожгли  посильный костерок, хотя это было строжайше запрещено и, более того, мы расписались в особом журнале, что строжайше предупреждены о том, что не должны углубляться вглубь острова дальше обозначенных границ, не разводить костры и, особенно, не оставлять после себя мусор - норвежцы старательно оберегают ранимую  экологию Шпицбергена.               
               Но...но... тем не менее... костерок  радостно и дружелюбно пылал,  согревая наши души и сердца,будущий шашлык источал невероятные ароматы...
               Выпили по первой под первый традиционный морской тост - "Да будет вечно шуметь Мировой океан!" , выпили по второй, когда же выпили и по третьей...               
               Вдруг неожиданно, откуда-то из океанских просторов, раздался неприятный стрекочущий звук.
               Постепенно он усилился и, через какое-то время над нами "завис"  крохотно-игрушечный вертолёт.
               Немного "повисев" он спланировал и ловко приземлился рядом с нами, подняв облако снега, песка, мелких камней,осколков льда, золы и пылающих головешек.               
             - Всё! Приехали!Праздник желудка скончался!,- произнёс "бывалый"  и опытный член экипажа, который  достаточно много повидал  и пережил неприятностей такого рода на своём веку...
               Винты-пропеллеры геликоптера продолжали вращаться, активно засыпая нас всем, что находилось под ногами и вокруг нас.
               Из кабины вышли двое крепких высоченных ребят в шлемах, очках, в чёрных комбинезонах и, что нам особенно не понравилось - оба держали коротко ствольные автоматы типа израильских УЗИ и были дополнительно экипированы пресловутыми дубинками, наручниками, баллончиками... и чем то ещё, совсем непонятным..               
                Это был... это был воздушный экологический патруль береговой охраны Норвегии...
                Картина со стороны, наверно точно копировала известную картину - сцену  типа - "СОВСЕМ НЕ ЖДАЛИ!!!"...
                Один из пилотов остался возле вертолёта и демонстративно и многозначительно передёрнув затвор, загнав патрон в ствол...
                Второй, не торопясь подошёл к нашей окаменевшей и безмолвной компании...
                Да, забыл сказать, что на обоих пилотах красовались высокие  и достаточно уважительного вида, весьма элегантные кожаные сапоги...
                Уверенным и чётко  отработанным пинком он, этим самым сапогом, небрежно опрокинул мою, мою(!!!)... сапогом, небрежно опрокинул мою, мою(!!!)... канистру с драгоценным и милым моему сердцу напитком, добытым  с таким трудом бессонными ночами!
                Ручеёк вина, подобно крови вытекающей из наших воспалённых желудков, переливаясь манящими восхитительно-неповторимыми рубиновыми  искрами, не обращая никакого внимания на местную экологию, стремительно устремился в прилегающий океан...               
                Следующим пинком  северный варвар сбросил в костёр шампуры с  уже, почти готовыми шашлыками...
                А... затем....затем...это... это... "чудовище", это некое, всего лишь отдалённо напоминающего человека, человекоподобное существо,  старательно потопталось на бывших шашлыках и тщательно затушило огонь...
                Закончив свои, ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШЕННО НЕ УКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ В СОЗНАНИЕ НОРМАЛЬНОГО МУЖСКОГО ИНДИВИДА, ОНО... ОНО... небрежно и брезгливо взглянув на нас и, не произнеся ни единого слова, с чувством глубокого удовлетворения от  выполненного долга, вернулось к вертолёту...
                И... и... на прощанье обернувшись к нам, описав рукой символичный круг, ненавязчиво напомнило нам, что за собой не мешало бы убрать...
                И...и..., пошевелив особым образом пальцами, изобразил досконально известный во всём мире жест, давая  ясно понять, что в противном случае нам наша "вылазка-пикник" будет очень дорого стоить...
                Да! Действительно все пассажиры и члены экипажа, под расписку, перед высадкой на берег были предупреждены о наложении высоких штрафов инспекторами норвежской службы экоконтроля, в случае нанесения ущерба экологии архипелага Шпицберген.
                И это особенно актуально, если учесть, что стоимость норвежской кроны очень высока!               
                Вертолет, взревев двигателем, взмыл в высь и стремительно исчез за горизонтом...
                Альберт Михайлович, как старший "бригады" грустно посмотрев вслед улетавшему геликоптеру, картинно подняв руки к "далёкому небу",                с горестной надеждой вознёс пламенную молитву Господу нашему - Иисусу Христу и произнёс страшные проклятия - заклятия - аффирмации:
             - Чтоб у тебя, гнусная тварь... яйца... отсохли... причём... желательно... немедленно!!!...
               Чтоб ты до ближайшего берега не долетел!!!...      
               Мы молча, в такой же горестной высокой надежде, что это именно так обязательно и произойдёт, тщательно собрали остатки несостоявшегося пира, жалкие остатки того, что до этого текущего момента было... было соблазнительными,  вкусно пахнущими шашлыками, то есть было... было соблазнительной едой... и прочий, сопутствующий серьёзной пирушке бытовой мусор в огромный пластиковый мешок, тоже заранее приготовленный...
               Мы - всё же культурные и цивилизованные люди, в отличии от некоторых, и уважаем законы чужого государства, аккуратно опустили его в один из расставленных на берегу судовых мусорных контейнеров...               
             - Всё!Рвём когти!Валим отсюда!
               ЗДЕСЬ КИНА УЖЕ ТОЧНО НЕ БУДЕТ!...
               Слава Богу, что хоть не оштрафовали!
               Ещё успеем присоединиться к туристам - бюргерам и хоть попьём,  в отместку неприветливым викингам, вражеского пунша, да и закусим, чем милостивый Всевышний нам пошлёт от щедрот своих!!!...