В чем суть общественного поворота?

Жарасбек Коргамбаев
В настоящее время мы движемся стихийно, бессознательно в полном смысле этого слова, оценивая мир с точки зрения индивидов и ориентируясь только на стандарты западных стран, т. е. сравнивая себя с развитыми странами, с их образом жизни, формами управления, способами производства, культурой и т. д., и в них ища ту модель развития, которая нужна нам. А то обстоятельство, что у нас есть свой, неповторимый путь развития, предопределенный всем нашим предыдущим развитием, это  нас пока не  интересует. Я вовсе не случайно в качестве отсчета взял человеческий дух и его возможности к развитию, заложенные именно в нем самом самой природой и историей. Я размышляю о человеке и его реальной жизни в системе его социальных связей.
В чем суть общественного поворота? В том, что  первоначальный общественный проект, в итоге предполагавший «изобилие  и свободное потребление» как общественное благо, заменен стремлением индивидов к  их собственному благу, в котором общественное благо и общественные идеалы, двигавшие людьми до сих пор, подверглись отрицанию, а индивидуальное благо (бытие) каждого  возведено на уровень высшей категории — принцип обогащения каждого (экзистенциализм). Таким образом, мы оказались в таком объективном положении, когда миром двигают  не интересы общества, а бесчисленные индивидуальные стремления людей,  их страсти и амбиций, противостоящие обществу. А это то, что ныне называют «бизнесом» и что я определяю как «делание денег» – коренной принцип, на котором сидит наше общество после распада социализма, смысл которого до сих пор не раскрыт.
Но при объективном человеческом понимании все это свидетельствует о том, что в результате распада социализма произошли качественные сдвиги в сознании людей,  коренным образом изменившие направления его развития. С другой стороны, это свидетельствует еще и о том, что эти изменения были подготовлены всем предыдущим развитием социализма, и они носят объективный характер, вызваны внутренними противоречиями развития социализма. Но каковы сущность и содержание этих объективных и неожиданных изменений, имеют они объективную логику и закономерность? Эти вопросы еще не анализировались и не осмыслены после той примитивной мысли, что социализм оказался «роковой ошибкой истории». Почему наше мышление оказалось бессильным проникнуть в сущность этих явлений и найти порядок во всем движении, кажущимся беспорядочным только во внешних проявлениях и по видимости? Что происходит с нами, и почему мы вдруг оказались во власти индивидуального сознания, для которого не существует никакой закономерности в общественном и историческом процессе развития человечества, куда делась научное познание и философское видение реальной жизни?
Ведь очевидно, что огромный отрезок времени, пройденный общественно-историческим развитием за 70 – 80 лет, не может быть просто «роковой ошибкой» истории, следствием сплошных  просчетов, допущенных на предыдущем этапе. Создается впечатление, что социализм есть просто конструкция, которую соорудили по ошибке, а теперь в поте лица разбирают и переделывают ее, проклиная ошибки своих  предков. Имея дело с историческим явлением — общественно-политическим движением, глубоко изменившим за последнее столетие весь облик мирового развития, мы весь этот материал рассматриваем так, будто речь идет о чем-то незначительном, действительно не заслуживающим интереса для понимания нашей жизни, больше того, исторического процесса развития человеческого общества. Если, по нашему мнению, рыночное общество имеет свою тайну, то ее тем более имеет и социализм. Многие умудрились рассматривать это общественно-политическое движение продуктом политических интриг и государственного управления, будто историей двигали отдельные люди, стоявшие у руля корабля. Этот обычный взгляд, не имеющий ничего общего с научным пониманием, сегодня распространяется и на наше развитие. И это самая большая ошибка, которую допустили люди бывшего советского общества, — ошибка, за которую они расплачиваются по сегодняшний день. Нас уничтожает полное невежество.