Собачий этикет

Ирина Васильева 5
Собачий этикет
Действующие лица:
Лорд – породистый пёс
Дружок  - щенок
Кошка – кукла

Действие первое
Кошка гуляет по крыше и поёт песню.
Звучит песня кошки, после чего кошка начинает мурлыканье:
- Люблю гулять по крыше и лапой трогать небо. Оно такое шелковистое, мягкое, почти как моя шубка. Я могла бы всю жизнь просидеть вот так под звёздами и петь свои кошачьи песни – мяу. Приятно сознавать, что ты высоко-высоко, где  тебя не может достать ни одна собака.

Кошка потягивается, перебирает лапками:

- С этой крыши весь город у меня, как на лапах. Я вижу и знаю абсолютно всё, что творится вокруг. Мур-мяу…
Кошка приостанавливается и смотрит вокруг, замечает детей:
 - А это что такое? Дети?  Интересно… Надо подойти поближе да узнать, что тут происходит.
Кошка перемещается по крыше в направлении детей.
- Мур, мяу! Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Кошка спрашивает:
- А что вы здесь собрались? Вы сказку ждёте?
Дети отвечают.
Кошка:
- Я тоже так люблю сказки. Ведь только в них животные говорят на человеческом языке. Вернее, это люди говорят на языке животных. Ой, кто-то идёт. Кажется, это сосед. Нужно спрятаться. Или поздороваться. Забыла. Ребята, подскажите, что нужно сделать, когда видишь знакомых: прятаться или здороваться?
Дети отвечают:
Кошка.
- Что-что-что? А, поняла. 
Выходит Лорд:
- Не надо от меня прятаться. Ни один, уважающий себя пёс, не будет гоняться за какой-то кошкой.
Кошка:
- Правда?
Лорд:
- Воспитанные собаки, когда оказываются в большом обществе, всегда здороваются. Здравствуйте, ребята!
Лорд слегка склоняет голову:
- Позвольте представиться, Лорд. А вас что-то плохо слышно, здравствуйте, ребята! Здравствуй, Алиса!
Дети здороваются.
Лорд обращается к кошке:
- А ты, Алиса, как вижу, опять бездельничаешь?
Кошка:
- Это почему бездельничаю? Может у меня занятие такое - ничего не делать!  Сидеть на крыше да ворон считать…
Лорд:
- Нашла оправдание. Вот поэтому мы – собаки не любим кошек. Какая от вас польза? Никакой.
Кошка:
- Собаки просто нам завидуют. Мы спим на мягких диванах, а собаки – на ковриках в прихожей. Нас хозяева больше любят и позволяют нам сидеть у них на коленях.
Собака:
-  Я, как воспитанный пёс, спорить не буду. Замечу только, что собаки спят в прихожей, потому что охраняют жилище. А на коленях у хозяев не сидят, так как в это время защищают своих хозяев, собаки всегда на посту.
Кошка:
- Да что ещё вам остаётся делать? Жизнь у вас собачья.  Мур, мяу.
Лорд:
- Ты, Алиса, не умничай. Когда-нибудь тебе всё равно придётся спуститься с крыши. Вот тогда мы и посмотрим, у кого какая жизнь.  Скажи лучше, не видать ли где моего племянника?
Алиса:
- А зачем он тебе?
Лорд:
- Мы приглашены в гости к одной знатной персоне, но я никак не могу найти Дружка. Его следы повсюду: и тут, и там, и на дальней улице. Я окончательно сбит с толку. Не могу понять, где он?
Кошка:
- Вижу-вижу твоего Дружка, по соседству играет в футбол с дворовыми псами.
Лорд:
- Надо поскорее позвать его? Спасибо, Алиса. Я побежал.
Алиса:
- А не проще ли громко покричать?
Кошка громко кричит:
- Эй, Дружок! Иди скорее сюда!
Лорд:
- Воспитанные псы никогда не повышают голоса и тем более – не кричат.
Кошка:
- Подумаешь, воспитанные! Сначала Дружка своего воспитай! Чтоб не гонялся за мной. Тоже мне, лорд!
Слышится гавканье щенка. Топот. Звук разбитого стекла.
 Кошка:
- Мур-мяу, ой, Дружок бежит, нужно прятаться или здороваться? Нет, прятаться.
Кошка прячется.
Собачий лай. Появляется щенок.
- Гав, гав, гав! Гав, гав, гав!
Щенок гавкает на крышу, где только что сидела кошка.
Лорд:
- Дружок, фу. Прекрати безобразничать! Сколько раз тебе говорить – нельзя гавкать на кошек! Ты же уже не маленький!
Дружок:
- Ррр, гав! Я просто так. Ведь все собаки лают на кошек.
Лорд:
- Не все. Только невоспитанные и глупые. Или ты, Дружок, совсем глупый пёс?
Дружок:
- Нет, я умный. Я очень умный.
Лорд:
- Тогда мне надо преподать тебе несколько уроков хорошего тона. Мы приглашены в гости к одной знатной персоне. Ты же не хочешь прослыть невоспитанным псом?
Дружок:
- Конечно, дядя.
Лорд:
- Тогда приступим. Для начала поздоровайся с ребятами. Запомни, если ты появляешься в большом обществе, то первым должен поздороваться со всеми.
Дружок:
- Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Лорд:
- Молодец. Теперь ты должен поздороваться со мной. Потому что младший всегда первым здоровается со старшим.
Дружок:
- Здравствуй, дядя!
Лорд:
- Дружок, к старшим всегда нужно уважительно обращаться на Вы!
Дружок:
- Но мы ведь родственники.
Лорд:
- К родственникам - можно на ты, но ко всем остальным - только на Вы, ясно?   А теперь давай пройдём в дом и продолжим наше обучение.

Действие второе

Смена декораций

Комната

Лорд:
- Представь себе, что мы пришли в гости. На пороге нас встречает радушный хозяин и предлагает пройти в зал, где уже накрыт стол. Скажи, как ты будешь себя вести?
Дружок:
- Я поздороваюсь с хозяином, с гостями, а потом сяду за стол и буду есть. При этом я обязательно постараюсь наблюдать, как едят другие, чтобы не попасть впросак. А потом я поблагодарю хозяина за вкусный обед и раскланяюсь.  Видишь, дядя, я уже и так всё знаю. 
Лорд:
- Хорошо, тогда скажи мне, пожалуйста, в какой лапе держать ложку, а в какой вилку и нож?
Дружок:
- Конечно, в правой. Но лучше есть так: берёшь миску, морду в неё опускаешь и начинаешь лакать-лакать быстро-быстро,  языком и зубами сразу из миски есть , вкуснооо!!!
Лорд:
-Ха-ха-ха, так делают поросята. Воспитанные псы едят аккуратно, не спеша, в правой лапе держат ложку, когда едят первые блюда, когда вторые, в левой держат вилку, а в правой – нож.
Дружок:
- Дядя, я же пошутил.
Лорд:
- Дружок, пора бы уже повзрослеть и вести себя, как подобает воспитанному псу. Поверь, что этикет очень важен в обществе. Если ты знаком с хорошими манерами, тебе всегда будут рады, если же ты будешь плохо себя вести, то тебя никогда и никуда больше не пригласят. Ясно?
Запомни!
Музыка- минусовка «Человек собаке друг».

Что такое этикет?
Есть вопрос и есть ответ.
Правила простые эти
Знают взрослые и дети.
Вежлив и приветлив будь,
Слово «здравствуй» не забудь.
Руки мой перед едой
И не брызгайся водой.
Не болтай набитым ртом
И не чавкай за столом.
Над товарищем не смейся,
Лимонадом не облейся.
Ни к кому не приставай,
Никого не обижай.
Рот салфеткою утри,
За обед благодари.
Дружок:
- Понятно. Спасибо. Вы очень любезны. Всё было очень вкусно.
Лорд:
- Чтобы закрепить урок. Дружок, я сам приглашаю тебя в гости! Это - твой экзамен. А ребята будут тебе помогать. Итак, мы начинаем. Всё с самого начала.
Дружок выходит. Звучит звонок. Лорд приглашает Дружка пройти в дом.
Дружок:
- Здравствуйте!
Лорд:
- Добрый день, пожалуйста, проходите. Мы Вам очень рады.
Дружок:
- Спасибо, взаимно.
Лорд:
- Позвольте представить Вам своих гостей.
( называет некоторых ребят)
Дружок:
 - Очень приятно. У Вас великолепный дом. Здесь очень уютно.
Лорд:
- Я покину Вас ненадолго, мне нужно сделать ещё некоторые распоряжения.  А Вы развлекайтесь.
Лорд отходит, а Дружок начинает болтать с детьми:
- Ребята, какой у меня всё-таки дядя, учит и учит меня! Ведь  играть гораздо интересней, чем учиться разным манерам. Я понимаю ещё: математика, физика, литература. Но кому он нужен, этот этикет? Давайте  лучше с вами поиграем в какую-нибудь игру.
Игра с детьми.
Игра «Фрукты – овощи», «Горячо – холодно», «Отгадай загадку».
Входит Лорд:
- Надеюсь, Вы не скучали? Приглашаю Вас к столу!
Дружок подходит к столу и останавливается в нерешительности:
- Дядя, здесь так много тарелок и приборов, надо убрать лишние!
Лорд:
- Неправильно. Ошибка. Все эти тарелки нужны. Первая под салат, вторая под горячее, третья под второе блюдо, четвёртая под десерт.
Дружок:
- А вилки и ложки зачем? Их тут тоже много.
Лорд:
- Справа у тебя лежат ложки и ножи, слева вилки.  Это для разных блюд.
Дружок:
- Но как я узнаю, какие предметы для чего?
Лорд:
- А мы сейчас у ребят спросим.
Лорд обращается к ребятам:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что едят ложкой?
Дети отвечают.  ( Первые блюда )
- Что едят ложкой десертной, которая чуть меньше?
Дети отвечают.   ( Десерт – мороженое, торт, фрукты )
- Что едят вилкой?
Дети отвечают.  ( Вторые блюда, мясо, салаты )
- Что едят вилкой с тремя зубчиками?
Дети отвечают.  ( Рыбу ).
Лорд:
- Молодцы, правильно.  Всем пятёрки. С минусом правда. А ты, Дружок, присаживайся, что стоишь?
Дружок садится и кладёт лапы на стол.
 Лорд:
- Дружок, сейчас же убери лапы со стола. Это неприлично.
Дружок убрал лапы:
- А как прилично?
Лорд:
- На стол можно положить только ладошки, подушечки с пальчиками. Но сначала возьми салфетку.
Дружок берёт салфетку и засовывает за воротник.
Лорд смеётся:
- Друг мой, салфетка – это не слюнявчик. Её кладут на колени, чтобы не запачкать одежду. Вот так.
Лорд показывает на себе.
Дружок:
- Я хочу вон ту колбасу.
Дружок вскакивает и тянется через весь стол.
Лорд:
- Ошибка. Сядь, Дружок. Если ты хочешь какое-либо кушанье, а оно далеко, попроси, чтобы тебе его передали и чистой вилкой положи себе на тарелку.
Дружок:
- Значит, если меня попросят, я тоже должен буду передавать?
Лорд:
- Разумеется.
Дружок:
- А если рядом со мной поставят мои любимые отбивные?.. Я что? Тоже должен буду их кому-то отдать?
Лорд:
- Конечно!
Дружок:
- Нетушки! Если рядом будут котлеты, я их спрячу и никому не дам. Я лучше их под столом съем.
Дружок хватает тарелку и роняет прибор.
Лорд:
- Стыдно. Позволю поинтересоваться, мой юный друг, Вы лапы перед едой мыли?
Дружок:
- Ой, забыл. Да ладно. И так сойдёт. Никто не заметит.

Дружок начинает есть и громко чавкает.
Лорд:
- Дружок, ешь медленней, не чавкай.

Дружок с набитым ртом пытается говорить:
- Дядя, это мясо такое вкусное. Ням-ням. Я постараюсь не чавкать. Только я хочу добавки.
Дружок встаёт, тянется и опрокидывает тарелку.
Лорд:
- Осторожнее. Я же говорил, что нужно просить, чтобы тебе передали блюдо.
Дружок:
- Я бы попросил, но у меня полный рот, а с полным ртом просить неудобно.
Лорд:
- Так ты прожуй.
Дружок:
- А вдруг, пока я буду прожёвывать, мне ничего не достанется?
Лорд:
- Достанется, не переживай. Передай мне, пожалуйста, вон ту тарелку с сыром!
Дружок вскакивает и опрокидывает ещё посуду, ставит тарелку прямо на тарелку дяде.
Лорд:
- Нельзя так себя вести.
Дружок:
- Не каждый день тебя приглашают в гости на обед. Нужно пользоваться моментом и хорошенько наесться.
Лорд:
- Замечательно.  Поели?  Теперь будут развлечения и танцы.
Дружок пытается встать и не может.
Лорд:
- Друг мой, надеюсь, Вы умеете танцевать «Собачий вальс»?
Дружок:
- Умею. Только мне трудно встать. Я, кажется, объелся.
Лорд:
- А впереди ещё десерт. И хозяин приглашает гостей в гостиную для танцев и игр.  Смелей, мой друг.
Дружок с трудом встаёт.
Звучит «Собачий вальс».
Дружок танцует, потом садится на своё место:
- Ой, больше не могу. Я лучше посижу. Я не люблю всякие танцы. Это не для меня. Пусть другие танцуют, кому делать нечего.
Лорд:
- Снова ошибка, друг мой. Никогда нельзя показывать своё недовольство. Если ты не хочешь заниматься чем-то, а другие этого хотят, нужно поддерживать компанию.
Дружок:
- А если я не хочу. Вообще, зачем мне какие-то важные особы. Наверняка, они зануды.  Придумали себе хорошие манеры, чтобы все плясали под их дудку. Скука, тоска зелёная. Футбол в тысячу раз интереснее!
Лорд:
- Ошибка! Грубая ошибка! Пенальти и красная карточка! Никогда нельзя дурно отзываться о хозяевах. Ведь они старались, готовились, хотели, чтобы всем понравились их радушие и гостеприимство. Эх, ты.
Лорд обиженно отворачивается от Дружка.
Дружок смущённо разводит лапами и спрашивает у ребят:
 - А что я такого сказал? Футбол, конечно, интереснее.  Это я так, к слову. Я не хотел никого обидеть…
Лорд:
- Ты обидел меня. Ведь я тоже старался, наготовил столько разных блюд, и всё для того, чтобы научить тебя хорошим манерам. Видно, всё зря. Тебе это совсем не нужно. Ступай, играй в футбол. Придётся мне одному в гости идти.
Лорд и Дружок расходятся в разные стороны.

Действие третье

Смена декораций
 
Кошка на крыше:

- Хорошо сидеть на крыше и трогать небо лапками. Оно такое мягкое и шелковистое, как моя шубка. Я сижу высоко-высоко под самыми звёздами. Отсюда весь город у меня, как на лапах. Приятно всё-таки сознавать, что ты – кошка, а не какая-то собака. Хотя, есть и хорошие собаки. Например, Лорд. Я знаю его давным-давно.  Да вот же он сам идёт , грустный какой-то…

Грустная музыка. Лорд выходит, понурив голову.
Он подпевает «Собака бывает кусачей только от жизни собачей, только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей»
Лорд грустит.
Кошка:
- Здравствуй, Лорд, что случилось?
Лорд:
- Ты, Алиса, была права. У собак действительно жизнь собачья.
Кошка:
- Мяу, так это я пошутила. Не принимай близко к сердцу. Вообще, к тебе это не имеет никакого отношения.
Лорд:
- Не успокаивай. К чему слова, если меня не слушает и не уважает собственный племянник.
Кошка:
- Дружок? Так он ещё маленький. Глупый детёныш. Он – не то, что ты, Лорд. Хотя… Что я вижу?! Не верю глазам своим! Ущипните меня за хвост!
Лорд встрепенулся:
- Что? Что такое ты увидела?
Кошка:
- Надо спуститься с крыши, да посмотреть поближе!
Кошка уходит.
Звучит песня «Неприятность эту мы переживём».
Появляется Дружок.
- Добрый день, дорогой дядюшка!
Лорд вздыхает:
- Здравствуй, Дружок!
Дружок:
- Как поживаете? Как Ваше здоровье?
Лорд:
- Благодарю. Однако, чем обязан?
Дружок:
- Хотелось бы поблагодарить Вас за тёплый приём, щедрое угощение, ваши котлетки были просто изумительны. Я в восторге. Кстати, мы не закончили наш экзамен. Позвольте пригласить Вас в гости к себе.
Лорд в изумлении:
- Приятно удивлён твоей манерой общения, мой юный друг!
Дружок:
- Прости меня, дядюшка! Я вёл себя, как маленький и глупый щенок.
Лорд:
- Прощаю. Однако, тебе не за чем извиняться. Я бы всё равно тебя простил, потому что ты – мой племянник.
Дружок:
- Ты для меня старался, тратил время и средства для моего обучения. А я повёл себя, как эгоист.
Лорд:
- Так ведут себя все дети. Когда ты станешь солидным псом, ты также будешь обучать детей правилам поведения в обществе. Ведь этикет – это целая наука.
Дружок:
- Я это понял. Весь вечер учил эти правила. Я хочу, чтобы ты мог мной гордиться. Возьми меня, пожалуйста, с собою в гости к важной персоне. Я обещаю, что не подведу тебя.
Лорд:
- Правда? И ты не будешь прятать котлеты под столом? И чавкать не будешь? Будешь себя хорошо вести?
Дружок:
- Да, буду.
Лорд:
- Что будешь? Прятать котлеты?
Дружок:
- Дядя, не путай меня. Я буду себя хорошо вести. Теперь я понял, что этикет очень важен. А теперь мне нужно попрощаться с ребятами.
Дружок обращается к ребятам:
- До свидания, до скорых встреч!