Святость. Глава 1. Часть 9

Нина Богдан
         
                http://www.proza.ru/2015/06/12/1836       


        Журналистка С.Л.Борисова со слов очевидцев рассказывала: «В с. Красном с ним был случай, когда его предупредили о чекистах, которые в селе ждали прихода старца. «На всё воля Божья», – сказал старец и пошёл в дом, сел на сундук и стал молиться. Чекисты прошли за ним. Давай его по углам искать, хотя он сидел на видном месте. «Я его вижу, – рассказывала после смерти старца хозяйка того дома, – а они нет». Может, он в сундуке, предположили они. Старец поднялся с сундука, встал рядом. Они переворошили тряпки, заругались и ушли.  Его Господь скрывал» (док. № 13).

        Похожие рассказы нам и самим доводилось не раз слышать с оговоркой, что «сама я не видела, но мне рассказывали…». В.П.Бессонова (1935 г.р.) говорила: «…Я от людей слышала, что зашёл он в Плотниково к одним людям, а тут его из сельсовета ищут, спрашивают: «Где у вас тут поп?». Им ответили, что никакого попа у нас нет. А отец Сергий в это время сидел за столом, а они его не видели, так как Господь закрыл им глаза. Они и в комнатах, и в кладовке, и в сенках его ищут, а он спокойно сидел за столом» (док. № 43). «То было время, когда строго хотели прекратить нашу крестьянскую веру , – говорила А.А.Ермолаева (1929 г.р.). – Мне рассказывала Анна Яковлевна Лукьянова, что в Краснинском отца Сергия и моего папу искали милиционеры, ходили по домам. Зашли и в дом, где они находились. Отец Сергий перекрестился и сказал: «Пеленой Господней накрой нас». Господь накрыл их, и милиционеры не увидели стариков» (док. № 41).
        Современному читателю в такие рассказы о «невидимках» не просто трудно, но и невозможно поверить. Поэтому мы и обращаем внимание на фактически полное совпадение рассказов о невидимом для чекистов старце Сергии, и точно по таким же обстоятельствам невидимой для милиционеров блаженной Матроны Московской.
Описанные обстоятельства по Матроне Московской признаны достоверными, по старцу Сергию – они на уровне устных преданий. И это отличие производное от того, что Матрона канонизирована. Она святая!
         Святость же старца Сергия воспринимается только на уровне людской молвы. Почти все наши респонденты твёрдо заявляли, что принимали его за святого. В качестве собирательных, можно принять категоричное заявление З.И.Иохим, знавшей его в своём детстве: «Был ли он священником, не знаю. Я тогда этого не понимала. Знаю, что он святой, и всё!» (док. № 21). «Да разве я одна его за святого почитаю», – воскликнула А.А.Ермолаева, передав тем самым определяющее отношение людей, знавших старца (док. № 41). «Я ведь ему молюсь, когда куда отправляюсь ехать. Батя Сергей, помоги мне, доведи меня, куда надо», – говорила Р.Г.Саенко (док. № 22). «…Если я его в молитвах прошу, он мне помогает», – заявила П.Н.Гурова (док. № 24).
         Е.М.Дробышева призналась: «Батя Сергий мне помогает даже в мелочах. С Божьей помощью постираю бельё, попрошу всех святых и батю в грязной работе, бельё высохнет, тогда и дождь может пойти. Когда иду в огород, всех святых собираю: «Батя Сергий, помогите». Когда спать ложусь, прошу Господа, Пресвятую Богородицу, Николая Угодника, Варвару – мученицу, матушку Матрёну, батю Сергия помочь мне, моим детям и внукам. Не знаю, правильно ли я, батюшка, делаю, упоминая имя бати рядом с Господом и святыми? Мама мне наказывала, чтобы я не забывала батю Сергия всё время поминать в молитвах и просьбах» (док. № 36).
Вполне категорична была М.Е.Черепанова (1933 г.р.), твёрдо заявившая: «А мы-то батюшку Сергия сильно почитали, очень сильно почитали! Святой он был человек. Я о нём и мужу своему рассказывала, и детям рассказывала. Да и жизнь свою строила так, как он учил: не злобилась, не стяжала, ни разу не допустила греха аборта. Всё-таки он святой был человек! Святой!» (док. № 47).

        Также категорична и журналистка Е.В.Ореховская: «…Я твёрдо для себя уяснила – батя Сергий был святым человеком. И пусть вас не смущают ни молодой год моего рождения, ни моё, естественно, материалистическое воспитание. К тому времени я продвигалась по духовной линии, читала Оптинских старцев, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского и многих других. Могла сопоставить их опыт, их истории сохранения в памяти народа и сравнить с опытом бати Сергия.
        Получалось,  он – святой! Я-то раньше думала, что святые были только в древности на Руси, в европейской части страны, а тут…. Думала, что с приходом советской власти уже никаких святых и быть не может» (док. № 17).

        Категорична была Е.И.Белова (Звонкова), заявившая: «Хороший он был человек, святой! Никогда никого не обидел, всем помогал – словом, советом. Это многого стоило. Говорю «святой» не только потому, что он хороший человек. Он и был святым» (док. № 54).
        Был ли старец святым, делать заключение не исследователям. Мы же можем лишь утверждать, что в народе он был действительно почитаем на уровне святого. Об этом и свидетельствуют вышеприведённые слова респондентов. Об этом говорит и исключительно немаловажный факт помещения фотографии С.Е.Евстигнеева среди икон во многих домах. «…Фото отца Сергия у нас стоит в рамочке рядом с иконами», – говорила Н.Г.Сафонова (док. № 6). Об этом же – и А.М.Чайка: «У нас было много икон в рамках под стеклом. Мать держала фотографию батьки Сергия среди них. Обычно, когда мама молилась, она упоминала его имя, говорила: «Батька Сергий» (док. № 38). И такие свидетельства о помещении фотографии старца среди икон мы фиксировали неоднократно.
        Как уже говорилось, на фотографии людей у закрытого гроба старца очень чётко видны солнечные лучи, которые сходят на крышку гроба, закрытого чёрным покрывалом с большими крестами. «Кто-то может сказать, что это простой блик и случайная игра света, – говорила С.Л.Борисова. – Но луч, идущий на закрытое лицо старца, сами видите, какой-то очень насыщенный, концентрированный. Не может он быть простым бликом. Хотя, конечно, привычно всему искать материалистическое объяснение» (док. № 13).

       Обстоятельством, позволяющим серьёзно размышлять в пользу святости старца Сергия, являются его фотографии с нимбом, о которых как о чём-то легендарном рассказывали респонденты. Одну такую, мы держали в руках в с. Подгорное. Д.С.Щербакова (1912 г.р.) получила её из рук самого старца и передала уже с нимбом своей воцерковлённой внучке Т.Ф.Бирюковой со словами: «Будут трудности, разговаривай с ним, проси помощи» (док. № 44). Точно такая же фотография из тех шести обязательных, что делались тогда в мастерской, есть у племянницы старца В.П.Селиховой. Но нимба на ней нет. В общем-то, мы точно не знаем природы и времени появления нимба на фотографиях старца, но замечено, что нимб проявляется на фотографиях, которые находятся только в домах воцерковлённых богомольных людей.
       Внучатая племянница старца Т.В.Оранчук (врач, практиковавшая на Кипре) рассказала о мироточении одной из таких фотографий у её сестры Нины в Москве: «Я… приложилась к фотографии отца Сергия, … и вдруг почувствовала, что фотография благоухает, а на стекле видны масляные следы. …Аромат шёл  от фотографии. Мы были просто ошарашены, нас даже страх одолел. Такое мироточение этой фотографии было лишь единожды» (док. № 50).
      С.Л.Борисова рассказала, что видела ростовую фотографию с нимбом у М.В.Кривых. Кривых сказала журналистке, «что никакого нимба на фото раньше не было. Он появился … в 2001 или 2002 г. … Испугалась, когда увидела нимб» (док. № 13).
      Очень повествовательно и буднично о фотографии с нимбом рассказала Т.Г.Денисова: «У меня была фотография Сергия. На фотографии он стоит во весь рост, и над головой как бы освещено. Когда появилось это свечение, я не знаю. Мне это фото досталось от моей сестры схимонахини Пелагии, которая похоронена в ограде женского монастыря в Ленинске. Когда она уходила   в монастырь, я забрала все её фото и хранила у себя. А три года назад я подарила это фото на день ангела Серёже. Он при храме Новомученников и Исповедников Российских в Ленинске живет » (док. № 51).
       Известны четыре фотографии старца Сергия. Наиболее распространённая – ростовая, где он запечатлён с Евангелием, чётками и тростью. Менее известная – поясная, тоже с Евангелием и чётками. Эту фотографию мы обнаружили у А.Я.Лукьяновой из Плотниково, впервые опубликованную, кажется, тоже С.Л.Борисовой. Её-то мы и размножили, оставляя всем своим респондентам. Такую же – мы видели среди икон в доме Н.Г.Сафоновой.

       Для сканирования фотографии старца Сергия пришлось, по разрешению Анны Яковлевны, разобрать рамочку, в которой она помещалась. Там в качестве подложки оказался клочок какой-то газеты с портретами Героев Советского Союза, отличившихся в июльском 1938 г. дальневосточном конфликте и военных действиях 17 сентября 1939 г. против Польши.
       На тыльной стороне рамочки оказалась и ведомость расчёта заработной платы за день  тракториста и прицепщика за 15, 5 га боронённых паров. Они заработали соответственно 7 руб. 44 коп. и 3 руб. 72 коп. До 1957 г. у колхозов своей техники не было, они нанимали её в машинно-тракторных станциях (МТС), работники которых считались рабочими. На ведомостях значится, что они отпечатаны в 1939 г. в Новосибирской типографии. Таким образом, эту фотографию С.Е.Евстигнеева можно датировать примерно 1939 г., поскольку вряд ли такие ненужные бумаги, как газета и ведомость, могли храниться в крестьянском доме годами, прежде чем были использованы в качестве подложки под фотографию.
 
       Есть и третья фотография. На ней старец Сергий изображён рядом с седобородым стариком. Этим стариком, как мы выяснили, был Александр Яковлевич Ермолаев из д. Морозово, с дочерью которого мы беседовали. Однако даже при беглом рассмотрении этой фотографии видно, что это – монтаж: вышеописанное изображение старца Сергия на первой фотографии, до мельчайших деталей совпадает с этой третьей фотографией. Получается, что к изображению старца приставили изображение Ермолаева, видимо,  для увековечения памяти этих двух наиболее выдающихся тружеников во славу Божию, одно время ходивших по сёлам вместе.
       В то время на ростовой фотографии старца и проявляется нимб. «Я работаю водителем в монастыре, – рассказывал Минаев Владимир. – В 1988 г. у нас здесь был кочегар Александр Обушкин. Он заказал в фотоателье перефотографирование снимка старца Сергия с тем, чтобы установить снимок на его могильном кресте. На перефотографированном снимке оказался нимб. Мы не поняли сначала, думали какая-то техническая недоработка фотографии. Заказали снова. Опять нимб. Заказали в третий раз. Нимб. По-моему с этого и начался интерес к старцу» (док. № 14).
Но на могильном кресте фотография не с нимбом. Это четвёртая, малоизвестная фотография, хранящаяся в доме В.П.Селиховой. На ней изображён аккуратный молодой человек, можно сказать, столичного вида. Похоже, фотография сделана не в Кузбассе, что может подтверждать, как уже говорилось, одну из версий (док № 67) о пребывании старца в предвоенные годы в Киеве.
       Появление нимба на фотографии могло бы быть интерпретировано в качестве свидетельства святости старца Сергия. Однако создатель Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря (Кольчугино) отец Сергий Плаксин считает, что многие святые по своему смирению не хотят, чтобы их прославляли (док.№33).
      «Святой, он и есть святой, – продолжал отец Сергий. – Ему-то не нужно признание людьми его святости. И если он праведный, он и есть праведный, независимо от того, прославлен он или не прославлен. Чем святой отличается от человека грешного? Тем, что, находясь там, на Небе, он уже знает о себе. Так что для него особенно-то и не нужно наше признание. Жизнь сама выявит».
      Но  такое признание, думается, нужно не ему, а нам! 

      Продолжение: http://www.proza.ru/2015/06/13/1175