Стажёры. Глава 4-я. Деревообрабатывающий комбинат

Александр Зубков 2
  Глава 4-я. Деревообрабатывающий комбинат.

     Деревообрабатывающий комбинат в Евлашево во время ВОВ входил в состав предприятий работающих для фронта, объединяемых Трестом, расположенным в районном центре,  городе  Кузнецке.  Предприятия треста производили снаряды для ствольной и реактивной артиллерии, патроны для стрелкового оружия, ящики для упаковки этой продукции, лыжи и волокуши.

     Сырьём для Евлашевского комбината являлся лес. А лес находился в 15 километрах от села вокруг Белого озера. Комбинату были выделены участки для вырубки леса. На вырубке находились рабочие комбината. Доставка леса на комбинат осуществлялась транспортом комбината - несколькими лошадьми и тремя газогенераторными автомашинами – лесовозами, на базе ЗИС-21.   

     Лошади и автомашины находились на балансе комбината и входили в состав его транспортного цеха.

     На грунтовой дороге из леса до села Евлашево было несколько крутых спусков и подъёмов. Лошади были в состоянии перевозить не более 2-3-х брёвен. Газогенераторные лесовозы могли транспортировать 10-12 брёвен одновременно.

     Если с лошадками было всё понятно, то газогенераторный транспорт требует пояснения.

     Возникновение газогенераторов.

     Имеет смысл рассказать об устройстве, которое вырабатывает горючий газ (так называемый синтез-газ, или еще его называют биогаз, так как получается он в результате горения древесины, угля и прочих органических соединений), для использования его в качестве топлива для автомобиля. Называется такое устройство – газогенератор или газогенераторная установка.

     Впервые в мире действующие стационарные газогенераторные установки были разработаны в Германии еще в далекие 30 – 40-е годы уже позапрошлого века. Далее, в 1889 году, известные всем ныне фирмы «Крослей» и «Отто Дойц» взялись усовершенствовать эти устройства и приспособить их для использования на автомобилях. И уже в начале ХХ века в Европе появился первый газогенераторный транспорт. Но особое распространение этот транспорт получил во время первой и второй мировых войн, когда наблюдалась острая нехватка бензина.

     В нашей стране разработка автомобильных и тракторных газогенераторов началась в двадцатые годы ХХ века. В то время Советский Союз был могучей державой и имел свою собственную развитую индустрию добычи нефти, благодаря чему не испытывал особых проблем с бензином. Но в то время шло освоение отдаленных районов Севера и Сибири, где было громадное количество древесины, затрудненная доставка железнодорожных цистерн с бензином. Поэтому, поощрялись многочисленные разработки по созданию газогенераторов и газогенераторной техники. Существовало специальное  КБ  «Газогенераторстрой». Разработкой газогенераторов занимались НАТИ (Научный автотракторный институт), ВАММ (Всесоюзная академия моторизации и механизации Красной Армии), а также ряд институтов лесотехнического профиля.

     Был проделан большой объем исследовательских работ, который позволил выбрать наиболее прочные и дешевые материалы для изготовления топки – самого быстро изнашиваемого узла. Были определены параметры газогенераторной установки, обеспечивающие наилучшее протекание рабочего процесса. В середине 30-х годов был налажен выпуск газогенераторов. Их производством занимался харьковский завод «Свет шахтера».

     Первыми серийными моделями установок стали «Пионер-Д8» для автомобиля ЗИС-5, (эту установку разработали в учреждениях лесной промышленности), и В-5 для автомобиля ГАЗ-АА, (разработали в КБ «Газогенераторстрой»). Первые модели получились не популярными. В 1935-1936 годах было построено всего 500 установок «Пионер-Д8» и только 76 установок В-5. Более совершенными и популярными стали установки разработанные НАТИ. Вместо В-5 «Свет шахтера» начал выпускать установку НАТИ-Г14.
    
     Сам автомобиль нужно было адаптировать к новому виду топлива. Более подходящей моделью оказалась машина ЗИС-11 с удлиненной базой. Этот газогенераторный автомобиль получил индекс ЗИС-13. Газогенераторная установка на ЗИС-13 располагалась позади кабины водителя. И за ней на удлиненной раме устанавливалась обычная грузовая платформа от ЗИС-5.   

     Серийный выпуск этой машины освоили в 1936 году. Автомобилей ЗИС-13 было выпущено около 900 – 1000 шт. Затем, в 1938 году, эстафету приняла модель ЗИС-21 с новой усовершенствованной газогенераторной установкой, которую можно было устанавливать на стандартное шасси ЗИС-5. Эта модель оказалась самой удачно и выпускалась до 1952 года на «Урал ЗИСе».

     Мощность двигателя автомобиля ЗИС-21 была всего 45 л.с., а скорость – 40-50 км/час. Например у бензинового автомобиля ЗИС-5 мощность двигателя  - 73 л.с, а максимальная скорость - 60 км/час. Гружёный газогенераторный лесовоз с большой натугой преодолевал подъёмы на профилях местности дороги  на первой скорости. А вот бензиновый ЗИС-5, полученный комбинатом  в 1945 году (после Победы), те же участки дороги, легко с грузом, преодолевал на 3-й скорости.

     На комбинате работало небольшое количество мужчин, в основном это были квалифицированные рабочие и инженерно - технический персонал (директор, главный инженер, начальники профильных цехов), задержанные бронью для работы в тылу. Работали на комбинате и другие мужчины – пенсионеры и инвалиды. Большинство остальных рабочих специальностей на комбинате  занимали женщины и подростки 15 -17 лет. После окончания  семилетней школы, большинство мальчиков-выпускников оставались в селе и начинали трудовую жизнь. Для этой цели, на комбинате было организовано обучение различным рабочим специальностям. В том числе, автомехаников и водителей автомобилей. Ребят учили ремонтировать автомашины и их водить.

      Но по Закону в СССР права на вождение автомобиля могли получить только граждане, достигшие 18 летнего возраста.  Шла война, рабочих рук было недостаточно. Поэтому, подросткам,  прошедшим обучение  вождению автомобиля и успешно сдавшим экзамены, выдавали справки «СТАЖЁРОВ» с правом работы на предприятии.

     Так во время войны, мальчишки в возрасте 15-17 лет, заменяли в тылу  взрослых мужчин, ушедших на фронт.

                Александр Зубков.