Первая зарплата

Жизнерадостная Хильда
В торговый техникум я поступила по призванию. Не то, чтобы в детстве мне нравилось играть в магазин, просто что-то было кайфовое в этой профессии. Ведь это высший пилотаж, когда ты считаешь сметану по рубль двадцать пять, налитую в пол-литровую банку: надо отнять тару и быстро помножить граммы на 1,25. Ну, с единицей-то понятно, а чтобы двадцать пять сотых на счётах быстро нащёлкать, тренировочка нужна. Мне это дело нравилось, как и белый халат, и марлевый накрахмаленный колпак на голове. Романтика, да и только! Поэтому я и пошла на продавца продовольственных товаров. Ах, если бы я знала, что романтика заканчивается в первый же трудовой день! Что практикантов и новичков все эксплуатируют нещадно и даже изощренно издеваются над ними. Начиная с того, что устраивают молодым "посвящение" с клятвой в том, что "не опозоришь честь советского продавца" и заканчивая подкладыванием денег с целью "проверки на вшивость".
 После первого курса попала я на практику в овощной. Не успела мне заведующая объяснить, что я должна делать, как привезли машину помидоров. А это товар скоропортящийся. И вот, ставят меня на помидоры. Дают весы с железными гирями, пластмассовый тазик и - на улицу, на выносную торговлю. Как пользоваться гирями, почему-то не объяснили. В техникуме учили, как эти гири поверяют, из чего их делают, а как ими взвешивать не показывали. Но ладно, глаза боятся - руки делают. Расторговала я эти помидоры за день, устала, как собака. И как только последний килограмм продала, пришла директорша, выгребла кассу и говорит: зайдешь через полчаса. Ну, думаю, за зарплатой. Даже представить не могла, сколько мне заплатят за этот трудодень.
 И вот, проходит полчаса или меньше, зовут меня в кабинет директора. Захожу. Директорша сидит с таким лицом, как будто у нее кто-то умер.
 -У тебя были собственные деньги?
 -Были...
 -Сколько?
 -Рубль двадцать, на дорогу и обед...
 -Поздравляю! У тебя излишки - 450 рублей!
 -Ой!... Откуда?...
 -Это я у тебя должна спросить, откуда?! - в голосе директорши зазвенела сталь...- ты представляешь, какие это деньги?...
 Я, конечно, представляла, хотя видела такую сумму раз в жизни, в детстве, когда мать отправляла старшую сестру в Болгарию и зашивала ей эти 450 рублей в трусы. Родители держали хозяйство и накопили. Всё. Больше я таких денег не видела никогда.
 Заведующая взяла меня за руку и повела в подсобку, куда убрали мои весы с гирями и пластмассовый тазик.
 -Рассказывай, как торговала!
 Я беру тазик и объясняю, что взвешивала килограмм помидор, высыпала, потом еще и еще и так далее.
 -А почему по килограмму-то? Почему гирями не пользовалась?
 -А я... не умею ими взвешивать...
 -А на тазик вес сбрасывала?
 -Нет. А как это?...
 -Итиццкая моя жизнь! - сказала директорша и закатила глаза. - Да ты же с каждого килограмма 200 грамм "сэкономила"! И что, никто ничего тебе не сказал?
 -Нет...
 -Ну и дела! Ну и народ! То их на 20 копеек обсчитают, так они сразу бегут жалобы писать, а тут - на килограмм с каждых пяти килограммов и никто ничего не заметил!!! Ну и что мне с тобой делать?...
 -Не знаю...
 -Вот что, девочка, бери ты эти свои 450 рублей, ты же их заработала. И иди домой! - Сунув мне в руки пачку денег, повернула лицом к двери и вытолкнула из кабинета.
 Оказавшись на улице, я долго шла как в тумане. Шла и думала, что делать с этими деньгами? Голод напомнил о себе и я, зайдя в гастроном, набрала продуктов рублей на пятнадцать, то есть, очень много. Столько, сколько смогла унести. Пришла в общагу и мы с подружками так наелись, как не наедались никогда…
 Остатки денег спрятала в белье, в дальнем углу шкафа. Пересчитывала каждый день и все не могла придумать, на что их потратить. Да и тратить-то было особо не на что. На дворе было начало восьмидесятых. Деньги долежали до каникул, я поехала домой и отдала их маме.

161