Размышление о глупости

Андрадит Петровский
Что отличает глупого человека от умного? На сегодняшний день достойного ответа так и не дано. Прежде всего, связано это, наверное, с тем, что очень мало трудов написано на тему глупости. Незабвенный сторонник консерватизма Князь Меттерних в одной из своих статей называл глупость «самонадеянностью»: он говорил, что ничего: ни законы, ни рамки приличия не имеют на него никакого действия, а заменяют их ему «Внутренние убеждения», для создания которых не потребовалось особых размышлений. Как точно он описал всю внутреннюю сущность глупого человека!
Салтыков-Щедрин также придумал город Глупов, однако к той глупости, которая распространена обычно, она имеет достаточно посредственное отношение.

Что же такое глупый человек?
Рассмотрим несколько свойств глупых людей.
Первое свойство делаем из произведений Эриха Фромма, который в книге «Душа Человека» расписал подробно о нарциссизме. Нарциссизм, сам по себе – явление нормальное, но в необходимых пределах. Очевидно, что чем меньше человек думает о других, тем он глупее. Образ такого человека можно разглядеть в образе Стефчова в книге Ивана Вазова «Под игом». Он, очевидно, руководствовался личной выгодой, предавая страну и своих товарищей. До последнего он бился, пытаясь спасти себя.
Также вариант глупого человека следует из венгерской истории, где одна графиня убивала девочек и купалась в их крови.
Второе свойство – отношение к формальностям. Например, формальное получение образования для них – равносильно действительному получению образования. Такое свойство присуще в основном, к сожалению, русской молодёжи. Люди не видят смысла в настоящем получении образования. Кто-то осознаёт смысл образования, но не понимает, как его получать, отсюда гигантское количество зубрил в университете, которые забывают всё после сессии. Зато получив заветный диплом, человек, возможно даже ни разу не сходив на лекции, будет считать себя лучшим, кичиться своим “образованием”, которое, разумеется, гроша не стоит.

Возможно, существуют и другие свойства, но давайте проанализируем хотя-бы эти два.
В первом случае завышенный нарциссизм связан, вероятнее всего, с тем, что человек вырос в условиях, когда каждый думал только о себе. Это лучше всего сходится с определением Князя Меттерниха.
Второй случай (с образованием), вероятнее всего, является последом 90-ых годов, когда люди, ничего из себя не представлявшие, внезапно вошли во власть, и стали править. Уличные, бандитские законы начали править, и вот, дети тех времён выросли. Они так и остались теми же детьми, по большей части, но и у них появились дети, которые, очевидно, стали теми же самыми.
Что же такое мышление? Мышление – это умственный, процесс, в результате которого предмет этого процесса рассматривается с разных сторон. Чаще всего, для этого человек читает различные книги. Например, «История Государства Российского» Карамзина явно написана в угоду императрице. Книга же Акунина написана в сторону запада. Очевидно, что для полного понимания Российской истории имеет смысл прочитать все источники. Читая книгу «Венгерский гений», я убедился, что необходимо иметь дополнительный источник, более патриотический, потому как книга, в оригинале называемая «Что есть венгерское», дала чёткий ответ: «ничего». Необходимо отметить, что само по себе прочтение этих книг без цели исследования – дело пустое, не приводящее ни к каким результатам.
Что же такое нежелание? Нежелание - это когда ты способен сделать что-либо, но не хочешь, либо по причине «внутренних убеждений», либо по причине непонимания смысла этого действия.

Необходимо дать хоть какое-то определение глупости, которое сможет вполне порадовать случайно зашедшего читателя моего не особо посещаемого блога (что меня, впрочем, не особо напрягает).
Глупость – это нежелание мыслить. Чем больше этой глупости, тем тяжелее человека можно сподвигнуть на мышление. Глупый человек не будет разбираться в том, что он делает. Он будет либо руководствоваться тем, что ему сказали, либо руководствоваться тем, что он получил в результате прошлой мыслительной деятельности. Такие люди, обычно, готовы делать что-то для кого-то, а не для себя.
Чем чаще человек мыслит, тем он умнее, и именно "частота", если так можно выразиться, даёт возможность говорить о человеке как о существе, обладающим умом. Само по себе мышление с целью "заполучить ум" не даёт никакого ума, так как о наличии ума говорит сам процесс мышления, а не его результаты. Его результаты, скорее, можно назвать опытом и начитанностью.
Разумеется, по опыту и начитанности можно сделать вывод о том, что человек когда-то разбирался, но если в данный момент человек перестал это делать, то он, можно сказать, поглупел.
Опыт и начитанность могут переходить в мудрость, т.е полное осознание человеческих нравственных и моральных качеств, и это состояние является тем состоянием, которое не требует более пользоваться умом, кроме как для, возможно, получения разной иной информации.
Философское осознание сущности мира есть мудрость.