Коммент. к работе Е. Иванова Человек и абсолют. 1

Андрей Якуп
Вместо  аннотации.   
  Из всех, известных мне опубликованных на сегодняшний день работ об Абсолюте, ближе всех  оказалось учебное пособие  «Философское  введение  в  религиозную  антропологию» Иванова Евгения Михайловича. Кандидата философских наук, доцента кафедры философии и методологии науки Саратовского госуниверситета.
Не претендуя на анализ всей работы, я дам свои комментарии (с позиции Материалистической концепции Мироздания - МКМ) по тем вопросам, которые интересуют меня и в которых наши взгляды с Е.М. Ивановым  совпадают или расходятся.
Для удобства восприятия материала я приведу цитаты из работы Е.Иванова строчным шрифтом, свои замечания – прописным.

    Итак, приступим.

    Е.И.:
«В данной книге («Человек и абсолют»)  мы рассмотрим, преимущественно  с  философской точки зрения, основные положения религиозной антропологии: учение о существовании нематериальной души, идею бессмертия души и концепцию укоренённости  человеческого «Я» в Боге (Абсолюте).»

    А.Я.:
ЧТО  ЖЕ,  РАССМОТРИМ.

    Е.И.:
«… везде мы видим идею существования нематериальной бессмертной души (человеческого «Я»), связанной глубинным образом с Абсолютом (вплоть до полного отождествления индивидуального «Я»  с Абсолютом … Таким образом, существует общая для целого ряда религий концепция человека как "духовно-материального существа, не сводимого лишь  к его материально-телесной составляющей …»

    А.Я.:
Я  НЕ  ТОЛЬКО  ВИЖУ  ИДЕЮ  СУЩЕСТВОВАНИЯ  НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ  ДУШИ  У  ЦЕЛОГО  РЯДА  РЕЛИГИЙ,  НО  И РАЗРАБАТЫВАЮ  ЕЁ  В  РАМКАХ  МКМ.

    Е.И.:
«Традиционно выделяют три основных сферы душевных явлений, … Это сфера чувственных переживаний, аффективно-волевая сфера и сфера интеллекта…»
 

   А.Я.:
АНАЛОГИЧНЫМ  ОБРАЗОМ  В  МКМ  РАССМАТРИВАЮТСЯ  ТРИ «СФЕРЫ  ДУШЕВНЫХ  ЯВЛЕНИЙ».  (ПОПРОБУЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ  ТЕРМИНОЛОГИЕЙ  Е.ИВАНОВА.)  «ЧУВСТВЕННЫЕ  ПЕРЕЖИВАНИЯ»,  В  МКМ   ВЫГЛЯДЯТ  КАК  ИНСТИНКТЫ  –  ПРОДУКТ, ВЫРАБОТАННЫЙ  ПОДПРОГРАММОЙ  СОХРАНЕНИЯ  ТЕЛА.  О  «СФЕРЕ  ИНТЕЛЛЕКТА»  МОЖНО  С  НАТЯЖКОЮ  СКАЗАТЬ, ЧТО ОНА В  МКМ СООТВЕТСТВУЕТ   ПОДПРОГРАММЕ  СОХРАНЕНИЯ  «СОЦИУМА  ЛЮДЕЙ». А  «АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВАЯ  СФЕРА» В ТЕРМИНОЛОГИИ  Е.ИВАНОВА,  В  ТЕРМИНОЛОГИИ  МКМ  БУДЕТ  ЗВУЧАТЬ  КАК  ПРОГРАММА  СОХРАНЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА,  ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ  УСИЛИЯ  ОБЕИХ  ПОДПРОГРАММ. (http://www.proza.ru/2012/03/05/218) Рис. Схема системы "человек" и его связей с окружающей средой.

    Е.И.:
«Временная локализация чувственных феноменов позволяет помыслить чувственную сферу души как «поток событий» - поток сменяющих друг друга комплексов модально специфических чувственных переживаний.»

    А.Я.:
У  ЕВГЕНИЯ  МИХАЙЛОВИЧА  СКАЗАНО,  ЧТО  ДУША  –  ЭТО  ПОТОК СОБЫТИЙ,  ПОТОК  ЧУВСТВЕННЫХ  ПЕРЕЖИВАНИЙ.  В  МКМ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ДУХА  (ЧАСТИ ДУШИ)  ДАНО  БОЛЕЕ  ЖЁСТКО:  ЭТО  ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ  ПОТОК  ЭНЕРГИИ,  В  КОТОРОМ  В  ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ  СЧИСЛЕНИЯ  (СИГНАЛ  – ПАУЗА)   ЗАКОДИРОВАНА  ПРОГРАММА  СОХРАНЕНИЯ  СИСТЕМЫ «СОЦИУМ ЛЮДЕЙ».

    Е.И.:
«Волевые акты, аффекты и смыслы - составляют внечувственное (сверхчувственное, идеальное) содержание души.»

    А.Я.:
АБСТРАКЦИИ?

    Е.И.:
«Можно сказать, что смысл обладает особой формой бытия, … характеристика бытийного модуса… - это «потенциальность»… - это нечто промежуточное между полноценным актуальным (действительным) бытием и полным небытием. Это как бы небытие, содержащее в себе возможность бытия, небытие, «засеянное семенами» бытия, которые при определенных условиях могут «взойти», развернуться, перейти в полноценное актуальное бытие.
Согласно учению Аристотеля, потенциальное (возможное) бытие столь же реально, как и актуальное (действительное) бытие. Реальность с этой точки зрения не исчерпывается действительностью. Действительность должна быть дополнена реальным существованием онтологически наличных возможностей действительного бытия.
Таким образом, можно определить смысл как особую потенциальную (возможную, но не действительную) форму бытия.»

    А.Я.:
С  ЭТОЙ  МЫСЛЮ  ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ  СОДЕРЖАЩЕЕСЯ  В  МКМ ПОНЯТИЕ  «ПАЗЛЫ»,  ОНИ  РАССМАТРИВАЮЩЕЕСЯ КАК  СМЫСЛОВОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ИНФОРМАЦИИ.  (http://www.proza.ru/2012/06/02/261)
«СМЫСЛ»  У  Е.ИВАНОВА  И  «ПАЗЛЫ»  В  МКМ  МОЖНО  НАЗВАТЬ  ПРОЕКТАМИ  ДЛЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКОВ,  ИЛИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ  КАРТАМИ  ДЛЯ ПРОЦЕССОВ.  Я  ДУМАЮ,  ТАК БУДЕТ ПРОЩЕ И ПОНЯТНЕЕ.

    Е.И.:
«Причем потенциальное, в отличие от актуального, не чувствительно к противоречиям - одновременно могут сосуществовать и исключающие друг друга возможности. Такая «множественная» природа потенциального позволяет «в возможности» параллельно «просматривать» (точнее, предчувствовать возможность просматривания) неограниченное множество «информационных файлов», что и создает эффект полноты присутствия смысла в душе.»

    А.Я.:
НЕ  ЗНАЮ,  КАК  С  «ПРИСУТСТВИЕМ СМЫСЛА В ДУШЕ»,  НО ЧТО КАСАЕТСЯ  ВОЗМОЖНОСТИ  ОТНОСИТЕЛЬНО  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ МАЛОЗАТРАТНОГО  ПРСМОТРА  ПОСЛЕДСТВИЙ  ТОГО ИЛИ  ИНОГО  ВАРИАНТА  РАЗВИТИЯ  СОБЫТИЙ,  ТО  В  ЭТОМ  Я  С  Е.ИВАНОВЫМ  Я   ПОЛНОСТЬЮ  СОГЛАСЕН.  И  В  ЭТОМ  СМЫСЛЕ  (ИЗВИНИТЕ  ЗА  НЕСКОЛЬКО  ИНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СМЫСЛ»),
РЕЧЬ,   ПО-ВИДИМОМУ,  ИДЁТ  ОБ  ОДНОВАРИАНТНОСТИ  РАЗВИТИЯ  СОБЫТИЙ  ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ  ИХ  РАЗВИТИИ.  НО ЭТО  ТОЛЬКО В  ТОМ  СЛУЧАЕ,  ЕСЛИ  В  ДЕЛО  НЕ  ВМЕШАЛСЯ  ИСКУССТВЕННЫЙ  МОМЕНТ.  НАПРИМЕР  ЧЕЛОВЕК.  ЕСЛИ  БЫ  ОН  НЕ  ИЗМЕНИЛ  НАЧАЛЬНЫЕ  УСЛОВИЯ  ЗАДАЧИ  ТАК,  ЧТО  ОТКРЫЛСЯ  МЕНЕЕ  ЭНЕРГОЗАТРАТНЫЙ  ВАРИАНТ  РАЗВИТИЯ  СОБЫТИЙ.  ТУТ-ТО  И   РЕАЛИЗУЕТСЯ  ЭФФЕКТ  БИФУРКАЦИОННЫХ  ТОЧЕК.

    Е.И.:
«… каждая «составляющая» смысла находится «в том же месте», где и все остальные составляющие, точнее, вообще нигде не находится.»

    А.Я.:
?!

    Е.И.:
«Т.е. здесь выполняется принцип «все во всем» - в каждой конкретной смысловое единице пребывает вся система взаимосвязанных смыслов. (Заметим, что идея единства «Мира смыслов», организованного по принципу «все во всем», была известна уже неоплатоникам. Так у Плотина каждый единичный «эйдос» мирового Ума  целокупно содержит в себе весь этот мировой Ум, т.е. в каждой идее неявно отражены все остальные идеи, в каждом понятии – отражен весь понятийный строй мышления. Плотин писал: «В здешнем мире… каждая часть есть только часть, там же (в мире идей – И.Е.) все отдельное истекает всегда из целого и есть одновременно и часть, и целое; оно предносится как часть, но обнаруживается как целое острому взору…»

    А.Я.:
ИНТЕРЕСНО,  ЧТО   ИДЕЯ  НОВОПЛАТОНИКОВ  -  «ВСЁ ВО ВСЁМ»  ПРАКТИЧЕСКИ  ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ  С  ИДЕЕЙ  МКМ  ОБ  ОРГАНИЗВЦИИ  «ДУШИ  КОНКРЕТНОГО  СОЦИУМА  ЛЮДЕЙ».  (СМ. СТАТЬЮ  НА ПРОЗА.РУ  «ДУША СОЦИУМА».)  ЭТО  ЖЕ  САМОЕ  МОЖНО  СКАЗАТЬ  О  ДУШЕ  СОЦИУМА  «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».  КАЖДАЯ  ЕДИНИЧНАЯ СОЦИУМНАЯ  ПОДПРОГРАММА КАЖДОГО  СОЦИУМА  ОДНОВРЕМЕННО  ЯВЛЯЕТСЯ  И  ЧАСТЬЮ,  И  ЦЕЛЫМ  ДУШИ  ОБЩЕГО   СОЦИУМА «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».