Неопалимая купина

Александр Шаламов

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
– Горим! Пожар!
Седовласый, бородатый, похожий на монашествующего старца, Иван Иваныч тихо перечитывал на сон грядущий вечернее молитвенное правило, когда с улицы раздался истошный крик. Вбежала его жена Мария:
– Ты что, не слышишь? Там кричат, что дом горит!
Иван Иваныч продолжал читать. До конца оставалось ещё несколько страниц. Суматоха за окнами его не волновала. В святом углу горела лампадка перед образами, висевшими на стене. Ровно горели иерусалимские свечи: одна об упокоении перед вылитым из металла распятием, другая о здравии перед иконой целителя Пантелеймона. В полумраке, озаряемом горящим фитильком лампады и свечами, было особенно уютно, мирно и молитвенно. Иван Иваныч не собирался сразу покидать комнатку, он ещё помолился.
Когда всё уже было прочитано, только тогда решил, что надо кое-что предпринять. Тут ещё Мария беспокойно постучала в окно и что-то требовательно прокричала.
Не спеша Иван Иваныч снял со стены икону Божией Матери «Неопалимая купина», взял молитвенник, горящую свечу и не торопясь вышел из квартиры. Все жильцы пятиэтажного дома были на улице и глядели на чердак.
– Пожарных уже вызвали, сейчас приедут! – подскочила Мария к мужу. – Опять подростки там курили, мерзавцы!
Надо сказать, что Иван Иванович был не просто верующим, он ещё и пономарём, прислуживавшим священнику в алтаре. Соседи знали это и относились к нему за такое служение с уважением.
Он, держа икону и раскрытый молитвенник, торжественно двинулся вперёд, читая громко и певуче:
– Радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая! Радуйся, удары молнии и грома от главы нашей отводящая!
Многие пошли за ним. А молодёжь стала посмеиваться, свистеть и острить. Когда процессия один раз прошла вокруг дома, заморосил дождь. Сделали второй круг. Иван Иваныч продолжал читать молитвы.
Свеча у Марии от усилившегося дождя погасла. А после третьего круга погас огонь и на чердаке. Тут и пожарные машины с визгом подъехали.
– Иваныч погасил огонь своими молитвами, – сказали им старшие жильцы дома.
– Чепуха! Это просто дождь потушил, – смеялась молодёжь.
Иван Иваныч вернулся к святому углу, прочёл благодарственные молитвы Пресвятой Богородице, Самому Богу и Его святым.