Пылинки снов Ци Байши

Алина Алексеева-Маркезин
Ци Байши.Креветки. 1945г.Пекин

            Давно хотелось познакомиться с творчеством этого замечательного художника,хотя мне кажется,что я ещё не доросла до понимания китайской живописи.Но  хочется хотя бы немного понять их жизненную философию.

О ЦИ БАЙШИ ГОВОРЯТ :
ОН  В МАЛОМ ВИДЕЛ БОЛЬШОЕ,ИЗ НИЧЕГО РОЖАЛ МНОГОЕ."

       ЦИ БАЙШИ-известный  китайский  художник, каллиграф и мастер резьбы по камню. Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Лауреат Международной премии Мира.( 1956г)

     Благодаря Ци Байши китайская и мировая живопись сделала еще один шаг вперед: он сумел создать свой собственный индивидуальный художественный язык, необычайно яркий и выразительный. Он оставил глубокую веху в истории гохуа.

 Ци Байши писал:
«Если меня спросят – в чем красота рисунка. Я отвечу – чем тоньше, тем лучше. Откуда эти стихи, я и сам не знаю».

    Ци Байши (1860-1957), который творил более семидесяти лет, оставил людям несколько тысяч своих произведений. Он был не только удивительно тонким, умеющим передавать все богатство тональных переходов художником, но еще и философом, поэтом, наставником. Рисуя, он уподоблял себя растениям и считал, что только слива мэйхуа способна понять его до конца. Художник, по его словам, "купается в орхидеевой воде, моет волосы ароматом цветов".


       Ци Байши родился 22 ноября 1860 года в очень бедной китайское семье. Дед и отец, чтобы прокормить детей, собирали хворост на продажу. Уезд Сянтань, в котором родился будущий художник, был необыкновенно живописен.

      Именно этот уезд, его окруженные невысокими горами зеленые долины и озера воспевал в своей поэзии и живописи Ци Байши. Самобытным и талантливым художником был его дед, которого земляки называли Прямая Душа, потому что он всегда открыто высказывал свое мнение и выступал против несправедливости. Такой же решительной была и мать. А отец, наоборот, чаще просто тихо глотал слезы.

    Первым учителем Ци Байши стал дед, который начал учить его писать палочкой свое имя, когда ему не было и трех лет. В начальной школе, куда Ци Байши пошел учиться с восьми лет, он прочитал антологию классической поэзии "Цянь цзя ши" ("Стихи тысячи поэтов"), строки из которой он помнил и в глубокой старости.

           В двенадцать лет Ци Байши, согласно традиции, женили на девочке из семьи Чэнь, которую звали Чунь Цзюнь. Поскольку мальчику не давалась крестьянская работа, отец отдал его в ученики к столяру, а потом, по его собственной просьбе,- к резчикам по дереву. Именно тут Ци Байши понял, как отличаются друг от друга ремесло и искусство.

           В доме одного своего знакомого Ци Байши однажды увидел несколько томов пятицветного издания энциклопедии "Цзецзы юань хуачжуань" ("Слово о живописи из Сада с горчичное зерно"), которая появилась еще в XVII веке. Они настолько потрясли юношу, что он начал старательно копировать помещенные там рисунки.

             В 1889 году рисунки Ци Байши увидел живописец, поэт и каллиграф Цинь Юань, который предложил ему учиться дальше.
Уже в семьдесят лет Ци Байши написал об этом времени такие стихотворные строки:
В моей бедной деревушке я начал учиться очень поздно.
И не занимался серьезно до 27 лет.
 
         Ци Байши начал писать картины на заказ. Особенно любил он изображать пейзажи, а также сюжеты с традиционными в китайском искусстве "цветами и птицами".

     В 1894 году художник начал серьезно изучать каллиграфию, затем увлекся вырезанием печатей. А создав двенадцать пейзажных свитков с видами горы Хэншань и продав их, Ци Байши смог построить небольшой домик-студию в местечке Мэйкун, где его приводили в восторг цветущие сливы мэйхуа.
Свою мастерскую Ци Байши называл "Кабинет тысячи слив" или "Кабинет поэзии". У домика росли посаженные им бананы, а в пруду плавали его любимые водяные лилии.

     В 1902 году художника пригласили в крупный культурный центр Сиань - позаниматься живописью с дочерью одного богатого человека. Поворотным моментом в его жизни стали путешествия в Пекин, а потом и в другие исторические места.

       Ему посчастливилось познакомиться со многими редкими книгами. В результате изменился стиль его живописи и каллиграфии, по-новому начал он вырезать печати.
Постепенно Ци Байши начал вводить в свои произведения, как он сам выражался, "красоту".

       В 1910 году художник создал 52 пейзажных свитка с видами горы Цзе.
В 1917 году мастер вновь побывал в Пекине, где познакомился со знаменитым мастером "цветов и птиц" Чэнь Шиц-зэн, который был в восторге от печатей, вырезанными Ци Байши.

         В 1919 году, почти в шестидесятилетнем возрасте, художник окончательно перебрался вместе с семьей в Пекин и начал с особым усердием заниматься живописью. Всю жизнь он умел находить себе учителей, творчество которых ему импонировало, отвечало его внутренней природе. И, как сам признавался, всегда оставался учеником.

     В Пекине Ци Байши познакомился со многими художниками, поэтами, актерами. В 20-е годы его работы попали на выставки в Японию, потом в Париж. Очень известна его серия картин с креветками.


      Он умел в малом - травинке, цветке, бабочке или креветке увидеть, разглядеть целый космос, бесконечное и влекущее мироздание.

       Японская оккупация, смерть внука и ближайшего друга настроили Ци Байши на очень мрачный лад. В это же время Ци Байши официально женился во второй раз - на Бао Чу, которая в 1943 году умерла, хотя ей было всего сорок два года.

     На одном свитке было написано: "Я обладаю двумя руками для совершенствования в мастерстве, но очень трудно чесать именно там, где чешется".
Только в 1946 году, когда были изгнаны японцы, Ци Байши вернулся преподавать в Академию изящных искусств, а в 1947-м стал во главе ее.

           В последних произведениях Ци Байши поражает гармония и равновесие формы. Бабочки и растения, самые разные состояния природы Ци Байши передавал с помощью линий и цветовых пятен.

              В 50-е годы, когда к Ци Байши пришло мировое признание, он создал самые лучшие свои произведения не только в области живописи, но и каллиграфии, сформулировал в стихотворных строках свои суждения о творчестве как философской категории и о том, исходя из чего он сам занимается творчеством.

              Когда смотришь на созданные Ци Байши в 40-е годы работы - "Метелка риса и саранча",
"Белка и вишни", "Цветы мэйхуа", "Муха на блюде", "Кузнечик",
"Цыплята радуются солнцу", или в пятидесятые - "Плоды личжи",
"Хризантема", "Пальма" и др., с особой остротой понимаешь, что поэзия есть все, что нас окружает.
 Он сумел передать потомкам свой великий восторг, восхищение, образ им самим открытого мира.

         Удивительная живопись гохуа обладает волшебным действием: вроде, ничего особенного на картине не изображено, а в душе – радость! Некоторые произведения просто завораживают: невозможно оторвать взгляд! А главное, гохуа позволяет увидеть мир другими глазами и понять, как он прекрасен во всех своих проявлениях, будь то травинка, цветок или насекомое.

     Для "гохуа" существует 16 различных кистей, которые по-разному применяются - в зависимости от того, каким способом пишется картина. А видов письма "гохуа" существует несколько: способом "суньфа" пишется рельеф; способом "дяньфа" - листва на деревьях, лишайники и мох; "способом "жаньфа" - небо, звезды и большие поверхности; способом "гоуфа" - контурные рисунки. В зависимости от избранного метода художник и кисть держит по-разному - наклонно или вертикально, с нажимом или без нажима.
          В гохуа используются кисти, тушь и краски минерального или растительного происхождения, а изображения получают на рисовой бумаге или шелке.

     В произведениях китайских художников отсутствует линейная перспектива, так что предметы на переднем и заднем плане не изменяются в размерах, нет светотени, что дает ощущение освещения изображений со всех сторон.
     Однако благодаря тончайшим градациям туши в живописи гохуа создается ощущение тумана, окутывающего вершины гор, или впечатление солнечных бликов, играющих на поверхностях предметов.
 
        В 1954 году художник  стал одним из авторов картины «Гимн миру», подаренной коллективом китайских художников Всемирной ассамблее сторонников мира.

        В 1956 году был удостоен Международной премии Мира.Ушёл из жизни 16сентября 1957года.

 Китайский художник – это и живописец, и поэт, и каллиграф! Каждое изображение сопровождается поэтическим текстом в виде иероглифов, гармонично сочетающихся по манере написания с изображением. Это – тоже особенность китайской живописи.
            
           Его произведения наполнены светом, который пронизывает лепестки цветов и крылышки насекомых: кажется, что он освещает и нас, рождая в душе ощущение радости и покоя.
 
            В феврале 2010 года в западных СМИ ((The Telegraph и Times online)) прошла интересная новость: китайский художник Ци Байши занял третье место в рейтинге самых продающихся художников мира, после Пабло Пикассо и Энди Уорхола. Общая стоимость его проданных работ превысила 70 млн. долларов.

Галерею работ художника можно посмотреть по ссылке.http://maxpark.com/community/6782/content/2168867