Ностальгическая прогулка

Михаил Желамский
     Третьего дня возникла пауза на пару часов, которые мне нужно было провести в центре Питера. В родной Бонч я не пошел, так как был там недавно. Но выйдя привычно на канале Грибоедова, решил зайти в Казанский собор, и затем пройти спокойно по всему Невскому проспекту.
     В Казанском всегда интересно, привычно, людей много, в основном – японцы. Но в этот раз я заметил любопытную особенность, которую следует отнести к тонким и похвальным  психологическим находкам персонала собора.
     Все как обычно, но проход в дальний придел, где стоит поминальный канун со свечами под распятием – закрыт, перегорожен тоненькой красивой верёвочкой, шнурком с золотым крючком на конце, вставленном в красивую и хрупкую опору. Очень аккуратная, но преграда, на которой висит маленькая табличка, лист бумаги формата А5 на канцелярской скрепке – «Проход только для молящихся».  Я в неожиданности постоял рядом, понаблюдал – раз в минуту в среднем туда – сюда входит, выходит по одному редкому человеку. А храм заполнен народом!  То есть табличка  действует удивительным образом! Во-первых, половина листа бумаги четко разделяет присутствующих на верующих и неверующих, где последних оказывается подавляющее большинство. А во-вторых, табличка сдерживает это большинство от пересечения данной простейшей границы, что говорит, все-таки, о достаточно высоком уровне дисциплины для всех присутствующих. Да, ребята! Все - таки, действительно культурная столица! Где – нибудь в другом месте попёрлись бы людишки напрямки, ни на что не взирая, прости Господи! А тут – вот, принимают условия! Факт!
     Я постоял, посмотрел, снял крючочек, прошёл к кануну, как положено – вспомнил усопших сродников своих, и занёс данное наблюдение в свою память как характерное событие текущего дня.
     Дальнейшее времяпровождение в виде пешего путешествия по Невскому ничего нового не показало. Молодцы архитекторы – вывески, конечно, другие, но контуры зданий, перекрёстков, перспективы, сохранились прежними, знакомыми с детства. Гостиный, библиотека, Пушкинский с Екатериной, Дворец пионеров, Фонтанка с Клодтом, Белосельских – Белозерских, Рубинштейна, Литейный с Сайгоном и далее. Ну, торчит там слева над метро некая чеколда на углу Восстания, так про неё писали…
     А вот грустно стало на Пушкинской – магазин, привычный с детства – «Техническая книга» закрыт, и окна железом заварены! Конечно, если вся техника заимствованная, а своей нет и не будет, то о какой технической книге может идти речь? Какое – нибудь очередное блудилище скоро откроют. А жаль!
     И «Галерея» справа от Московского вокзала для меня лично выглядит диссонансом. Во-первых, я редко теперь бываю в центре, поэтому преобладают воспоминания, а не наблюдения. А главное, что я прекрасно помню огромную дырку в земле на этом месте, куда провалились жуткие количества миллиардов денег на так называемую «Высокоскоростную магистраль», которой так и не возникло. Теперь там торговый центр, тоже хорошо! Может даже те же люди, на те же деньги и построили сей центр?!
     А тут и сказке конец, так как и намеченный маршрут, и выделенное время одновременно подошли к концу. Хорошая получилась прогулка, душевная…