Спор с древним мудрецом

Герман Гусев
«Суета сует, – сказал Экклезиаст, – суета сует и все – суета! Что за польза человеку от всех трудов, над чем трудится он под солнцем? Поколение уходит, поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, заходит солнце, спешит к своему месту и вновь восходит... Что было, то будет, и что вершилось, то вершится, и ничего нового нет под солнцем»...
Разобьём эту мудрость на части:

1. «Суета сует, – сказал Экклезиаст, – суета сует и все – суета!» Сформулирована красивая лаконичная посылка со всеми признаками мудрости и максимального использования ключевого слова «суета». Правда,  кроме этого слова и повторения пары слов «суета сует», есть единственное другое слово «всё», что несколько напрягает, так как повторение не добавляет нового смысла, хотя замечательная экономия слов.

2. «Что за польза человеку от всех трудов, над чем трудится он под солнцем?» Вопросы не лучший способ доказать ключевое утверждение через парадоксальное  «доказательство» вопросом бесполезности и бесцельности труда. Но вопрос это не лучший способ доказательства, а лишь попытка посеять сомнение в неприступности крепости  общего мнения о пользе и созидательности труда.

3. «Поколение уходит, поколение приходит, а земля пребывает вовеки.» Вот изящный ход: переключить внимание на кажущуюся бесконечность времени существования Земли, которая грандиозна в сравнении с нашим кратковременным и ограниченным по силе «трудовым подвигом». Это должно по замыслу мудреца заставить простака капитулировать перед мудростью использования мощи Земли, чтобы убедить в бесполезности жизни. Кстати, время жизни земли не бесконечно, так что здесь мудрец оптимистично предполагает вечность Земли, но «оптимизм» использует с целью «доказательства» пессимистического «и все – суета» в сравнении с вечностью.

4. «Восходит солнце, заходит солнце, спешит к своему месту и вновь восходит.» А вот ещё один космический помощник и новая площадка для размышлений и опять с намёком на бесконечность и могущество по сравнению с «жалким» человеком. Хотя периодичность ничего не доказывает, а переключает внимание.

5. И, наконец, последнее, что должно убедить любого: «Что было, то будет, и что вершилось, то вершится, и ничего нового нет под солнцем» кажущейся очевидностью утверждения: « и ничего нового нет под солнцем». Предположим, что это утверждение действительно верно, хотя недоказуемо. Но эта «истина» не говорит о пользе или бесполезности труда, а подменяет вопрос сомнительным утверждением, что полезно только новое, но весь жизненный опыт говорит о другом: чтобы сделать что-то новое, нужно сделать  много-много старого, что и подтверждает необходимость и полезность старого, а не есть суета. А на закуску, на самом деле, под солнцем всё новое, так как физика говорит, что чисто периодических процессов не бывает.
   
Такой спор с мудрецами древности не отменяет художественной ценности и поэтичности их высказываний, а помогает бороться с изящно навязываемым пессимизмом в форме «мудрости», удобной для цитирования и демонстрации образованности в наше время.