Лиса воровка и царь Чух-чух

Алексей Горшков
от Зеленого Колпака по мотивам армянской сказки, автором которой является Туманян Ованес (1869-1923).

Жил-был бедный мельник. Почему мельник бедным был? - может кто из вас спросить. Право же не знаю и сам удивляюсь. Может потому, что мельницу не на том месте поставил? Другие мельники свои мельницы у реки ставили, а этот мельник — свою мельницу в глухом лесу поставил.
Как-то раз пошел мельник по грибы. Вернулся на мельницу, а у него кусочек засохшего сыра пропал. На другой день пошел мельник по ягоды, а вернулся, то обнаружил, что у него кусочек хлеба пропал. Не третий день мельник повесил записку у дверей «Ушел по дрова», а сам спрятался. Не успел спрятаться, как лиса заявилась и стала высматривать да вынюхивать, чего бы спереть. Тут мельник лису-то поймал и говорит: «Ну вот, рыжая воровка, ты и попалась! Сейчас с тебя шкуру спущу, продам и сыра куплю!»
Взмолилась лиса: «Не убивай меня, мельник! Я тебе много добра принесу!»
Мельник, конечно, поверил лисе воровке (он был верующим) и отпустил её с богом. Побежала лиса в столицу. Прибежала, порылась в куче мусора и золотую монету нашла. Не удивляйтесь! В этой столице, каждый человек из кучи мусора мог выгоду извлечь! Вот почему там так много бомжей было! Взяла лиса золотой и к  царю побежала, а как прибежала, так и говорит: «Я министр финансов царя Чух-чуха. Мой царь, самый богатый царь в мире! Вот эта золотая монетка, - самая мелкая в его царстве, а на неё можно двадцать скакунов купить!»
Удивился армянский царь и подумал: «Как же богат должен быть царь Чухчух, ежели на самую маленькую монету можно табун скакунов купить?!»
А лиса снова в город побежала,и в первой же куче мусора большой бриллиант нашла. Ну, теперь-то мы с вами не удивляемся, поскольку уже знаем, как в той столице дела с мусором обстояли.  Вернулась лиса к армянскому царю, показала ему бриллиант и говорит: «А таких бриллиантов, как этот, у царя Чух-чуха столько, что он ими кур кормит!»
А армянский царь сразу же лисе поверил и подумал: «Вот бы мою дочку за царя Чух-чуха отдать!», а лису, с надеждой в голосе, спрашивает: «Скажите, госпожа министерша, а царь Чух-чух женат?»
«Холост пока. Но подыскивает себе невесту молодую из принцесс» - лиса отвечает.
«Голубка! А у меня как раз доченька молодая есть. Красавица! Вот если бы царь Чух-чух её в жены взял, я бы полцарства отдал в приданное!»
«А фотка есть, дочки-то?» -лиса спрашивает.
Принёс царь фотку, передал её лисе и сказал: «Вы уж похлопочите за меня и за мою дочь перед царём Чух-чухом! А я вас отблагодарю, землями наделю, Карабах отдам!»
Прибежала лиса к мельнику и говорит: «Вот обещала тебе добра принести, так своё слово сдержала! Царь за тебя свою дочь отдать желает!»
Мельник, как услыхал эту новость, так чуть не помер от страха» «Ты что, рыжая, с ума сошла?! Небось, царя-то обманула? А ежели царь обман раскроет, так он мне голову с плеч снесёт!»
«Ничего не бойся! Я всё устрою! Теперь называй себя царём Чух-чухом! И не возражай! Сиди и жди, а я скоро вернусь! Да, побрейся, только!» - уже на бегу крикнула лиса и побежала в столицу.
Армянский царь уже к свадьбе приготовился, стол для пира накрыл и ждёт царя Чух-чуха. Прибежала лиса к царю и взволновано говорит: «Беда, царь, случилась! Отправился царь Чух-чух к тебе, на свою свадьбу, и как всегда один, без охраны, да ещё и пешком пошел. Он такой! Очень демократичный! Да в лесу на него разбойники напали и догола раздели. Вы же понимаете, что царь Чух-чух не может себе позволить явиться голым на свою свадьбу, поэтому он велел сообщить вам, что свадьба отменяется»,
Тут царская дочка, как услыхала эту новость, так белугой заревела, а царь за голову схватился и стал метаться по дворцу от отчаяния, что такого жениха упустил! Да тут лиса на помощь пришла и говорит:
«Не могу смотреть, как вы убиваетесь и страдаете! Ладно, так уж и быть, постараюсь вам помочь! Дайте мне царских одежд и карету, и обещаю, что уговорю царя Чух-Чуха на свадьбу явиться!»
Дал царь лисе царскую одежду и карету и она вернулась к мельнику. «Переодевайся скорей в царские одежды, Чух-чух, да едем к царю армянскому, жениться на его дочери!»
Привезла лиса мельника, ставшего Чух-Чухом, к царю. Царь возрадовался, а его дочурка сразу реветь перестала. Сыграли свадьбу и сели пировать. А лиса в карету села и поехала в Карабах, к шаху по имени Шах-Маразм. По пути, всем, кого не встретит, - пастухам да жницам — приказала говорить, что они поданные царя Чух-Чуха. Приехала она в замок Шах-Маразма и говорит ему: «Уважаемый шах! В прошлом году я у вас курицу стащила, так вы меня, хоть чуть и не прибили, но в живых оставили и отпустили на все четыре стороны. Так я решила добром за добро отплатить. Прибежала я к тебе, чтобы предупредить — едет к тебе армянский царь с войском, и собирается он тебя убить и завладеть всеми твоими землями и твоим имуществом!»
Испугался Шах-Маразм. «Ох, что мне делать? Что мне делать?»
«Беги от сюда! Спасайся! Найди какой-нибудь стог сена подальше от сюда, залезь в него и сиди там тихо!» - лиса ему добрый совет дала. Ну Шах-Маразм и сбёг!
А лиса вернулась на свадьбу и говорит армянскому царю: «Пора нам с царём Чух-Чухом в свой дворец возвращаться, где он собирается со своей молодой женой жить». Расселись все по каретам и, в сопровождении большого войска, во дворец Чух-Чуха отправились. По дороге армянский царь всё удивлялся, какие огромные стада и большие житницы у царя Чух-Чуха! И замок Чух-Чуха произвёл большое впечатление на армянского царя. Да повезло ему с женихом!
Вот так бедный мельник богатым царём Чух-Чухом стал, да ещё и заполучил в жены принцессу и полцарства. Лиса же, в качестве награды, получила от армянского царя земли Карабаха. А что с Шахом-Маразмом?  Никто не знает. Может до сих пор в стогу сена прячется?...

12.06.2015